logo 10/2003

ТВ-ВЗГЛЯД


ОНИ ВИДЯТ НАС ТАКИМИ

Не успели мы с вами порадоваться за бывших энтэвэшников, сумевших вернуться к зрителю с каналом ТВС, как киселевская команда развалилась и канал тихо умер. Теперь уже навсегда.

Что их погубило и можно ли было в создавшихся условиях выжить - разговор отдельный. Единственное чувство, которое переживаю я лично как рядовой зритель - это досада. Конечно, люди, работавшие на ТВС, были достаточно яркими личностями, чтобы совсем исчезнуть из виду, и свои передачи они теперь делают на других каналах.

Как будто ничего не изменилось - просто некоторые любимые нами передачи сменили прописку. А все же чего-то очень важного не хватает.

Особенно остро ощущать пустоту на месте, которое еще совсем недавно было занято ТВС тогда, когда видишь передачи канала, начавшего выходить на той же частоте с конца июня. Замена оказалась явно неравноценной.

Вот главный хит сезона - семейное ток-шоу "Окна", выходящее аж по два раза на дню. Ведущий - Дмитрий Нагиев, бывший питерский ди-джей, некогда раздражавший своей развязностью даже самых невзыскательных слушателей радио "Модерн", ныне выступает в роли то ли педагога, то ли психолога. Глядя в камеру, он твердым голосом произносит претенциозные банальности о превратностях судьбы, о том, что любовь - не вздохи на скамейке и не гулянье под луной.

В промежутках между афоризмами на сцену выходят герои программы - якобы рядовые граждане, решившие поделиться со всеми своими семейными неурядицами. Муж жалуется на жену, жена - на мужа, зять - на тещу, брат - на брата. Истории их не лишены определенной интриги, но словно написаны под копирку одним и тем же сценаристом. Сначала мы узнаем о том, что в поведении того, на кого жалуются, появились какие-то странности, достойные внимания психиатра, затем появляется вторая сторона конфликта и высказывает свою точку зрения. Как правило, в эту минуту вскрывается чья-то измена. После чего Нагиев выводит на сцену еще и любовника или любовницу (в зависимости от пола и ориентации объекта жалобы!) и предоставляет возможность всем членам дружной семьи выяснить отношения между собой.

Тут-то и происходит событие, ради которого, собственно, все и затевалось: словесная перепалка, большая часть которой (кроме слов "козел" и "скотина") перекрывается целомудренным "пи-пи", переходит в мордобой. Аплодисменты, занавес!

Никто не спорит с тем, что семейные проблемы важно и нужно обсуждать в телеэфире. Вопрос лишь в том, ради чего выносятся на всеобщее обозрение наши кухонные разборки - ради того, чтобы дать людям компетентный совет, помочь разобраться в себе или ради импровизированного боксерского поединка?

Человек, видящий все это впервые, может пережить шок и удивление: откуда телевизионщики смогли набрать столько желающих устроить шоу из ситуаций, которые вообще-то принято обсуждать только с очень близкими людьми? Активный же читатель прессы, не очень жалующей телевизионную попсу, уже знает: ни в "Окнах", ни в "Большой стирке", ни в "Моей семье" нет ни одного реально действующего лица, ни одной подлинной истории. Перед нами малоизвестные актеры, которые за плату разыгрывают заранее отрепетированные сценки.

Стоит ли беспокоиться, если вся льющаяся с экрана грязь - сугубо бутафорская? Ещё как стоит! Я пытаюсь представить себе сценаристов семейных ток-шоу, которые ВИДЯТ НАС ТАКИМИ. Склонными к эксгибиционизму, глуповатыми, хамоватыми, неспособными на преданность и искренность. Может быть, теперь на телевидение берут исключительно людей, обиженных жизнью, людей, чьи семейные будни представляют собой одну сплошную патологию? Или мы вправду такие? Ведь огромная зрительская аудитория смотрит "Окна" на полном серьезе, и верит, и считает правдоподобными все без исключения истории - даже когда некая дама минут пятнадцать рассказывает, как муж изменяет ей ... с пылесосом.

Кстати, Нагиев, словно желая оправдаться и доказать, что способен говорить со зрителями о серьезных вещах и даже совершать благородные поступки, запустил этой зимой еще один проект - "Бремя денег". В этой передаче в скромных декорациях разные люди, нуждающиеся в срочной финансовой помощи, рассказывают о своей беде, а состоящее из "звезд" жюри решает, кому из трех претендентов дать деньги.

Видя благостные рекламные ролики с Нагиевым, протягивающим заплаканной женщине вожделенную сумму со словами: "Пусть вас хранит Бог!", в принципе, можно было бы простить скандальному шоумену все что угодно. Вот только не дает покоя предательская мысль: оказывается, даже из человеческого горя можно сделать игру похлеще "Поля чудес"!

В самом деле - в каких единицах - килограммах, градусах, амперах - следует измерять потребность в помощи ближнего, чтобы точно определить: вот этого мы спасем, а остальные пусть убираются не солоно хлебавши? И не дойдет ли со временем дело до съемок "реалити-шоу" на месте какого-нибудь стихийного бедствия или в реанимационном отделении больницы, где помощь будет оказываться на конкурсной основе?

... А по ночам ТНТ крутит передачи из "золотого архива" НТВ - того, старого. Почему-то особенно часто повторяется один из "звездных" выпусков игры "О, счастливчик!" Дибров, Киселев, Сорокина, Парфенов, Шендерович весело встречают новый, 2000-й год. Смотришь эту запись как предвоенную кинохронику. Они еще не знают своего будущего, они еще вместе. Никто из них не подозревает, на что мы их променяем...



Олег ГАЛЬЧЕНКО


Редакция | Наш форум