logo 11/2003

Инновации


Ау, ОУЛ!

В Петрозаводском государственном университете прошел научно-практический семинар, посвященный перспективам развития Открытого университетского лицея. В нем приняли участие учителя из районов Карелии, где уже существуют подобные учебные учреждения, и те, кто пока еще только собирается вступить в сетевое взаимодействие с главным вузом республики.

- Мы вступаем в новое информационное общество, - вероятно, это самое часто звучащее высказывание из уст проректора по информатизации ПетрГУ Натальи Сократовны Рузановой. Именно с этими словами она обратилась и к участникам семинара. Впрочем, никого и не нужно было убеждать в том, что использование новых технологий в образовательном процессе дают одно главное преимущество: неважно, где находится ученик - он всегда может получить любые знания с помощью сети Интернет. И теперь, когда Карелия заняла место среди самых продвинутых регионов России в сфере компьютеризации, пора создавать общую республиканскую научно-образовательную сеть.

- В последнее время ко мне неоднократно обращались финские коллеги, - поделилась Наталья Сократовна, - которые предлагают поставить у нас сервер со своими программами по общеобразовательным предметам на русском языке - есть у них и такие уже - и дистанционно обучать наших мальчишек и девчонок. Мысль, конечно, интересная, но я против интервенции образования из-за рубежа. У нас есть русские стандарты, свои технологии, методики, система российского образования, наконец.

Но пока далеко еще не все школы Карелии имеют возможность подключиться к сети, и компьютеры есть в необходимом количестве не везде. Да никто и не собирается пока отказываться от вполне традиционных методов обучения. Открытый университетский лицей предполагает разные формы сотрудничества - встречи преподавателей университета с учениками в районах, лекции для ребят в самом ПетрГУ, видеоконференции, семинарские занятия. По сути дела, ОУЛ может использовать весь многовековой опыт системы российского образования, отказавшись от одной его особенности - закрытости школы.

Те, кто уже включился в сетевое взаимодействие, пытаются попробовать разные модели сотрудничества. Дело это новое - ректор университета подписал приказ о создании ОУЛ лишь в начале 2002 года. Самым "старым" университетским лицеем является олонецкий. Собственно, появился он еще до приказа Виктора Васильева, когда местная администрация заволновалась сама: сельские дети очень сильно отстают в учебе от городских. Был подписан договор с ПетрГУ, и на базе олонецкой школы № 1 появилось еще одно учебное учреждение, куда по выходным дням смогли приезжать ребята из села, чтобы послушать лекции городских учителей и преподавателей из университета. Пожалуй, в Олонце дело обстоит самым чудесным образом, поскольку здесь большую часть финансирование этого проекта взяли на себя местные власти. И результаты не заставили себя ждать.

- У нас стали традиционными итоговые ежегодные семинары, в которых принимают участие учителя, преподаватели университета, представители местной администрации, - рассказывает ответственная за работу олонецкого ОУЛ Светлана Викторовна Белянина. - На последнем из них были отмечены следующие плюсы работы открытого университетского лицея. Углубление и систематизация знаний по профильным предметам. Подготовка учеников к выпускным и вступительным экзаменам. Возможность оценить свой уровень знаний на фоне учеников из других школ. Помощь в определении будущего жизненного выбора. Практически пятьдесят процентов выпускников университетского лицея поступают в вузы Карелии и Санкт-Петербурга, остальные продолжают учебу в средних специальных учебных заведениях.

По другому пути пошли в Сегеже. Здесь на базе школы № 6 создан профильный класс, в котором местные учителя ведут семинарские занятия. В университет ребята выезжают несколько раз в год, где не только слушают лекции преподавателей, но еще и знакомятся поближе с будущей альма-матер. Местная администрация выделяет для этого автобус, а родители оплачивают занятия и беспокоятся о питании детей в Петрозаводске. По мнению директора школы Татьяны Широкиной, это не очень удобно для учеников: вставать в дни поездок приходится рано, ехать за тридевять земель, восемь часов слушать лекции и все это в выходной день.

Первый проректор ПетрГУ Анатолий Воронин уверен, что формы существования университетских лицеев могут быть разными, но в будущем все-таки основная нагрузка ляжет на местных учителей. Конечно, это не значит, что "старшие товарищи", спустив сверху учебный план, предоставят школам самим кувыркаться с новой затеей: у каждого лицея будут университетские кураторы, методическая помощь, сетевая связь с вузом. Это поможет районам обойтись малыми финансовыми затратами, а лучшим учителям получить дополнительный заработок.

Юлия УТЫШЕВА



Соб. инф.


Редакция | Наш форум