logo 11/2003

Галерейное дело


НОВЫЕ РУССКИЕ КУКОЛЬНИКИ

Чтобы создать частную галерею, нужно быть больным человеком, а еще иметь огромное желание и большие деньги. В этом уверена художница, владелица фирмы "КуклаМ" и создатель Школы кукольного дизайна Любовь Малиновская.

С ней во многом согласна Мария Бабаева, хозяйка "Дома куклы Татьяны Калининой" - единственной в Петрозаводске частной художественной галереи.

Мы сидим с Любовью и Марией в помещении бывшей детской художественной школы, где расположились "Дом куклы", Школа кукольного дизайна и кукольная мастерская Малиновской, и говорим о галерейном бизнесе. Вернее, пытаемся говорить, потому что Мария то и дело отлучается к посетителям, Любовь отвлекается на дела фирмы, плюс без конца звонят телефоны.

Мария:

- Хожу в налоговую инспекцию как на войну. Там никто по-человечески ничего не объясняет. А сколько отчетности! Мне, частной предпринимательнице, ведущей выставочную деятельность, приходится сдавать ежемесячные декларации, а также вести книгу учета доходов и расходов, книгу покупок, книгу продаж, книгу учета счетов-фактур и так далее. Единственный положительный момент - администрация Петрозаводска освободила от аренды помещения до 2005 года, спасибо ей за это.

Галерея была делом моей мамы, я это дело продолжаю, хотя не имею с него дохода. Для налоговиков такая ситуация непонятна и ненормальна: как можно работать и ничего не получать? Не могут они понять, что существует такое понятие как долг. "Дом куклы" - самое теплое, самое доброе место в Петрозаводске. Так пишут многие в книге отзывов. У нас особая атмосфера, индивидуальный подход к каждому посетителю. По-моему, коммерческая заинтересованность - не главное.

Любовь:

- Была на семинаре в Санкт-Петербурге, на который съехались галерейщики со всей страны. Мы обсуждали профессиональные проблемы, которые кроме нас самих никто не решить не может. Посетили 25 галерей, и только в пяти из них встретили доброжелательных людей, которые болеют за свое дело. Кстати, из одной галереи, которая считается одной из ведущих в Питере, нас просто по-хамски выставили. Парадная дверь была закрыта, и мы зашли с черного входа. Как раз в тот момент, когда иностранцы расплачивались за покупки валютой. Руководитель галереи набросился на нас чуть ли не с матом, хотя была предварительная договоренность о встрече. Многие галереи направлены не на поиск интересных художников, а на продажу иностранцам матрешек, изображений балерин и другой конъюнктуры.

Мария:

- Столкнулась с тем, что в коммерциализованных галереях мегаполисов, а также в городах, где большие туристические потоки, художника вынуждают работать с одной галереей. Мне, например, с трудом удалось привезти на месяц в Петрозаводск кукольницу Олонцеву, потому что она связана с галереей из Новгорода. И то с условием, что мы не будем продавать работы: новгородская галерея отвезет их на продажу в США и получит с этого хороший процент.

В том, что галерейщики продвигают художников, есть и плюсы. Творцу дается хорошая возможность для развития. Особенно начинающим художникам - ведь им очень тяжело пробиться самостоятельно. Другой вопрос, что выставки в частных галереях, в отличие от государственных - это не престижно. Некоторые художники к нам с работами не придут: есть ведь Городской выставочный зал, Музей ИЗО... Кроме того, выставки в частных галереях не засчитываются художникам при вступлении во многие творческие союзы.

Любовь:

- Кстати, о художниках. Они часто жалуются, что нет залов, но когда речь заходит о персональных выставках, оказывается, что больше 20-30 работ почти ни у кого нет, а этого хватает только на один зал в галерее. И кукольников в Петрозаводске, к сожалению, всего трое, у всех в этой галерее уже были выставки.

Мария:

- По опыту знаю, живопись - это замечательно, грандиозно и ... убыточно. Особенно, если показывать произведения иногородних художников. Затраты огромны: транспортировка, реклама, афиши, гостиница. Про экспозиции из-за границы и не говорю: таможенное законодательство становится все суровее.

Практика показывает, что серьезной живописью почти никто не интересуется, людей привлекает декоративно-прикладное искусство, оно легче для восприятия. Наша постоянная экспозиция "Кижские домовые" Татьяны Калининой" пользуется удивительным успехом.

Мы живем от сезона до сезона - за счет туристов, студентов и школьников. Пришли к выводу, что достаточно одного зала для временных выставок, а постоянную экспозицию будем расширять. В планах, например, создание механического театра кукол.

Любовь:

- Убеждена: невозможно существовать только за счет продажи картин. Это нереально, в чистом виде галерей нет. Кроме тех, которые содержат очень богатые люди. В Новосибирске, например, есть виртуальная галерея, которая продает работы сибирских художников за границу. В Питере - закрытая галерея для элиты, где картины стоят не меньше полутора тысяч долларов.

Большинство же галерей существуют за счет дополнительного источника дохода: открывают сувенирные магазинчики, багетные мастерские, арт-кафе. В Санкт-Петербурге, например, есть замечательное кафе-галерея "Бродячая собака", в котором любили бывать Ахматова, Цветаева и другие известные люди. Галерея прекрасно оформлена: художники объединились и создали около 50 самых разных собак - куклы, картины, скульптуры... В "Бродячей собаке" продаются работы художников, устраиваются концерты, мини-спектакли, а еще там очень вкусная кухня. К сожалению, мы не можем создать кафе при "Доме куклы" - для этого нет технической возможности, ведь нужны помещения, холодильники, горячая вода.

Мария:

- В каждом городе свои формы работы. Галереи, где под одной крышей, подобно нашей, существовали бы выставочные залы, кукольная мастерская, Детская школа кукольного дизайна, я не встречала.

Любовь:

- У меня большой опыт работы с детьми, поэтому, когда появилась возможность, открыла школу - желающих ходить в нее предостаточно. Приятно, что занимаются ребята, у которых я вела занятия еще в детском саду. Прибыли, правда, школа кукольного дизайна не приносит: денег хватает только на материалы и аренду помещения.

Помимо школы, моей личной и сувенирной мастерской, где трудятся шесть человек, я сотрудничаю с Театром кукол. Недавно состоялась премьера "Трех поросят".

Когда ведешь самостоятельную выставочную деятельность, работаешь с детьми, в театре, а еще руководишь производством, забот невпроворот. Приходится вникать в хозяйственные нюансы, набивать шишки. Работаю без выходных, в отпуске не была три года. Не думаю, что когда-нибудь станет легче. Но я в удовольствие работаю - ведь занимаюсь любимым делом.

Мария:

- У нас с Любой удачный тандем. Вместе едем 20 октября на Международный фестиваль театров кукол в Финляндию, везем выставку: я - работы Татьяны Калининой, Люба - свою коллекцию сувенирной и пластиковой куклы.

Любовь:

- А потом мне предстоит поездка во Францию с выставкой коллекционной куклы и в Санкт-Петербург на большую ежегодную выставку сувениров и подарков. Там представляю авторскую серию "Новые русские куклы", которая пользуется большим спросом и в Питере, и в Москве. В этой серии более 40 кукол, которые с удовольствием покупают для взрослых и детей. Им нет аналогов не только в России, но и за рубежом. К сожалению, современных тенденций в сувенирной продукции не появляется.

Мария:

- Любины сувенирные и коллекционные куклы разъехались по всему миру: Франция, Япония, Испания, Арабские Эмираты...

Любовь:

- А "Дом куклы" за четыре года существования по праву заслужил большую любовь не только горожан, но и гостей. Сюда везут правительственные делегации, туристов. Люди пишут такие отзывы! Вот, например: "Мы очень рады, что в нашем городе есть такое замечательное место, где даже взрослым людям можно окунуться в детство", "Неожиданно! Созидательно! Почему-то слезы наворачиваются. Вечного Вам продолжения. Спасибо. Москва...".

Не успела Любовь Малиновская договорить, как вновь зазвонил телефон. Было уже шесть вечера, в это время галерея закрывается для посетителей, но в "Доме куклы" работа была в самом разгаре.

Похоже, любовь к куклам - это диагноз...



Анна АНИСИМОВА


Редакция | Наш форум