Проблема | |
Не комнатные цветы- Вы совершили чудо! - иначе про то, что сделала Галина Станиславовна Ольнова, преподаватель школы-интерната № 21 Петрозаводска, не скажешь. Ведь она научила Ксюшу Елаеву писать. Другие педагоги, работавшие с девушкой, не могли в это поверить: у едва передвигающейся Ксюши серьезная задержка развития - сколько ни пытались обучить ее письму, ничего не выходило. А у Галины Станиславовны, которая взяла Ксюшу на год в свой выпускной класс, получилось: полуслепая 19-летняя (!) девушка стала записывать рассказы собственного сочинения, рецепты, заметки о животных и растениях. Класс Галины Станиславовны - первый в республике, в котором 12 лет подряд учились ребята с тяжелейшими поражениями мозга - раньше с такими детьми не занимались вовсе. "Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы", - убежден Антон Чехов. Именно такие мои дети! - пишет в информационно-методическом сборнике о своем классе Г. С. Ольнова. Если послушать, с какой теплотой и любовью говорит Галина Станиславовна об учениках, понимаешь, что для свершения педагогических чудес не нужны волшебные палочки. Они требуются для другого. Например, для создания в России системы центров дневного пребывания, чтобы гигантские усилия Галины Ольновой, других педагогов и воспитателей не пропадали зря. - У очень тяжелых детей появились теперь большие возможности для личностного роста. На их обучение затрачиваются огромные душевные и материальные силы, но пока это оборачивается только тяжелыми неврозами, разочарованиями в жизни и суицидами, - говорит доктор педагогических наук, заведующая кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии Московского государственного педагогического университета Ирина Юрьевна Левченко. - Перспектив у выпускников нет. Чтобы школа работала не вхолостую, необходимо создать целостную систему социально-медико-психологической помощи молодежи и людей зрелого возраста. Пока же, к сожалению, по большому счету трудовая занятость и досуг выпускников школ-интернатов мало кого заботит. Выйдя из стен учебного заведения, где они были в центре внимания, молодые люди попадают в квартирную коробку. Оказавшись в полной изоляции, ребята теряют интеллект, навыки общения, становятся безучастны к жизни. Людмила Евграфовна, мама Ксюши, и родители других выпускников уникального класса не захотели мириться с подобной перспективой. Они обратились в самые высокие инстанции республики с просьбой создать прецедент и устроить для их детей группу дневного пребывания. - Такие мини-группы с обучающими мастерскими просто необходимы, и создавать их лучше при школах-интернатах, - считает Людмила Евграфовна. Об этом же мы говорили и с ведущим специалистом Министерства образования и по делам молодежи Карелии Валентиной Васильевной Барановой. По ее словам, с подобным центром постинтернатной адаптации, где инвалиды-колясочники, молодые люди со сложной структурой дефекта с успехом разводят цветы и занимаются другим посильным трудом, она познакомилась во Пскове. - Для создания подобных центров в Карелии необходимо объединить усилия и ресурсы министерств, ведомств, общественных организаций. Нормативная база системы образования не предусматривает создание отделений для выпускников школ-интернатов. Вопросы постинтернатного сопровождения - компетенция Министерства труда и социального развития, - говорит Валентина Васильевна. - Вместе с тем, именно образовательные учреждения могли бы стать базой для создания центров для выпускников. По инициативе нашего министерства в республиканскую программу "Дети Карелии" в подпрограмму "Дети-инвалиды" на 2004-2006 годы включен проект создания отделения постинтернатной адаптации на базе петрозаводской школы № 47. Эта очень хорошая коррекционная школа: она построена по специальному проекту, располагается в новом здании. Мы хотели бы построить там тепличный комплекс для выращивания комнатных растений. Надеюсь, в республике найдутся средства для реализации этого проекта. В Карелии 11 коррекционных учреждений, они выпускают в среднем 110 ребят ежегодно. Самые тяжелые из них, как правило, не в силах куда-то устроиться, либо не могут по состоянию здоровья. Например, ни Ксюше Елаевой, ни Жене Егорову из класса Галины Ольновой не под силу работа ни на каком производстве. Валентина Васильевна убеждена: открытие мини-групп - важный шаг, нужно всячески поддерживать самоотверженные семьи, которые не хотят отдавать своих детей в дома-интернаты. Как выживает та же семья Елаевых, трудно представить: ведь после смерти мужа все доходы Людмилы Евфграфовны - скромная зарплата университетского преподавателя и дочкина пенсия в 1200 рублей. По словам заместителя министра труда и социального развития Карелии Ольги Сергеевны Старцевой, хотелось бы, как это делают во всем цивилизованном обществе, плавно передавать особых детей из учреждений образования в учреждения социальной защиты, но не все так просто. Для создания центров постинтернатной адаптации нужны помещения, средства... Пока удалось начать работу по созданию базы данных, а также открыть пять реабилитационных центров для детей, 17 районных центров социального обслуживания, в которых существует 12 реабилитационных отделений для детей и подростков. Как рассказала Ольга Сергеевна, в эти отделения могут приходить молодые люди вне зависимости от возраста. Она знает, что в поселке Деревянка, например, в подобном отделении проводят время ребята и старше 21 года. Свое видение того, как адаптировать выпускников школ-интернатов к жизни, - у Галины Алексеевны Власовой, директора Республиканского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Она была одной из первых в республике, кто более 10 лет назад стал работать с детьми с проблемами здоровья. Тогда стартовал российско-американский проект "Гармония" во Дворце творчества детей и юношества. Сейчас этот проект ориентирован только на детей с наркотической зависимостью. - Если над проблемным детством государство работает, то о взрослых людях с ограниченными возможностями здоровья общество почти не вспоминает, - говорит Галина Алексеевна. - Мы почему-то пытаемся особых людей всем обеспечить, а нужно научить их что-то создавать, строить самостоятельно, быть наравне с другими. И думать не о глобальных проектах - создание мощных центров нам не по карману, а о летних деревнях, хуторах. Обустроить дом на пять-шесть взрослых людей, где бы те постоянно или временно жили с социальным работником, обслуживали себя, по мере сил работали - это реально. Насколько - покажет время. Надеюсь, что ближайшее. Кстати, когда материал готовился к печати, стало известно, что Ксюше Елаевой и ее одноклассникам скорее всего не придется скучать одним дома: для них на базе Петрозаводского дома интерната хотят создать отделение дневного пребывания.
Редакция | Наш форум |