Портрет и вокруг | |
Марина СТАРУШ: ВСЯ ЖУРНАЛИСТИКА ДОЛЖНА БЫТЬ КУЛЬТУРНОЙС марта прошлого года в развитии нашей газеты наступил новый этап, и связан он с сотрудничеством с авторитетной московской газетой "Культура". Благодаря этому "Лицей" стал лауреатом российского конкурса среди провинциальных газет по культуре, получил три гранта, позволивших оснастить редакцию современным компьютерным оборудованием, мы получили возможность побывать там, где происходят интересные события, чего были лишены все годы. С января "Лицей" стал собкоровским пунктом российского Агентства культурной информации в Интернете. Недавно в Петрозаводске побывала заместитель главного редактора газеты "Культура" Марина Старуш. Мы воспользовались этой возможностью, чтобы поговорить с Мариной Ивановной о том, что же происходит с культурой.
- Какие изменения произошли в средствах массовой информации, освещающих вопросы культуры, в 90-е годы? - Подробный и развернутый ответ на этот вопрос может составить многотомную монографию. Изменения, произошедшие в российских СМИ в 90-е годы, вполне правомерно оценивать, как глобальные. Изменилось все - начиная от дизайна газет, их технической базы до форм собственности и мировоззрения журналистов. Изменились и приоритеты в нашей профессии. Если вы заметили, почти исчез такой еще недавно элитарный жанр, как очерк. Зато невиданный расцвет пережили информационные жанры. Все эти изменения в полной мере коснулись газеты "Культуры" в частности и всей культурной журналистики вообще. Если говорить коротко и не касаться финансовых проблем, хотя именно эти проблемы предопределяют все остальные, основная задача, которая стоит перед нами, - сохранить высокое качество и достоинство российской журналистики, освещающей культуру, не позволять воспринимать низкопробную "светскую хронику" за тексты, имеющие отношение к серьезной критике, а доморощенные мнения малообразованных людей - за экспертные оценки ценителей, профессионально разбирающихся в искусстве. Конечно, во многом это проблема нашего журналистского сообщества. Но не только. Если общество заинтересовано в высокопрофессиональной культуре, оно должно быть заинтересовано и в серьезной культурной журналистике. Это взаимосвязанные явления. - В последнее время появились новые понятия - "культурная политика", "культурная журналистика". Чем это вызвано на ваш взгляд? - Культурная политика - вполне традиционный термин, отражающий приоритеты государства в области культуры. Думаю, никого не надо убеждать, как это важно, особенно в стране, где не хватает денег, чтобы финансировать культуру в полном и достаточном объеме. К сожалению, у нас долго не было отчетливой культурной политики, однако сегодня можно говорить, на мой взгляд, что она формируется. Что касается журналистики, то в идеале она вся должна быть культурная - то есть демонстрирующая уважение к фактам, к истине, к героям, читателям и даже потомкам: именно по прессе они будут судить о том, какими мы были, о чем думали, с чем боролись. Мы же используем это словосочетание, имея в виду журналистов, освещающих проблемы культуры. - Какие стороны творчества, какие темы волнуют вас как журналиста? Давно ли работаете с Юрием Белявским, главным редактором "Культуры"? - Я окончила МГУ имени Ломоносова, защитила кандидатскую диссертацию, работать начинала в журнале "Литературное обозрение". Честно говоря, говорить о личной журналистской специализации уже трудно - слишком давно работаю как администратор. В газете сфера моей деятельности - социально-политический раздел, информация, культурная жизнь в регионах, история, литература. С Юрием Белявским я знакома с 1991 года, когда мы работали в газете " Россия" - тогда это был орган Верховного Совета РСФСР. - На семинаре в Петрозаводске было сказано о том, что газета "Культура" пишет преимущественно об академической культуре. Значит ли это, что, например, проблемы народного творчества или национальных культур, не входят в круг тем, интересующих ваше издание? - Нет, не значит. Традиционно - а нашей газете уже больше 70 лет - сложилось так, что "Культура" основное внимание уделяет профессиональному искусству. Эту нишу в российских СМИ мы занимаем очень давно и есть основания полагать, что удерживаем в ней высокие позиции. Этого ждут от нас и наши читатели. Однако мы никогда не игнорировали народное творчество, особенно, когда люди, им занимающиеся, нуждаются в помощи. Как, например, Тульский народный хор имени Федякина, который оказался буквально на улице. Мы с удовольствием пишем и о возрождении старинных народных промыслов, и о появлении новых - скажем, таком любопытном, как растяпинская игрушка. Что же касается, национальных культур, то в них происходят столь интересные процессы, что не писать об этом невозможно. Особенно, когда мы видим некие общие тенденции, например, разные стратегии включения национального наследия в современный культурный оборот. В качестве примера могу привести выставку "Женские образы "Калевалы", о которой наша газета недавно писала. - Понятие "культура" - что оно значит для вас в широком смысле этого слова? - В самом широком - особый способ общения с прошлым, с историей, традициями, обычаями - всем тем, что в сущности определяет личность человека, и с будущим. Культура - особый способ познания человека и мира. - Образованность и культура - какие точки соприкосновения у этих понятий? - Для меня это понятия почти идентичные. Я никогда не встречала культурных, но необразованных людей. - Газета "Культура" немало пишет об образовании, причем о болевых точках средней и высшей школы. Вас не упрекают, что вы затрагиваете не "свои" темы? - Нет, образование - одна из традиционных гуманитарных тем, которые ведет газета, ею очень интересуются наши читатели просто на том основании, что большинство из них еще и родители. - Остаемся ли мы самой читающей нацией в мире? - Ученые утверждают, что "самая читающая страна" - это один из мифов социализма. Мне кажется, что мы по-прежнему с уважением относимся к книгам и с интересом к литературе. Об этом свидетельствует и динамика развития отечественного книгоиздания. - Ваши впечатления от короткой встречи с Карелией? - Самое первое впечатление - энергия созидания и азарта. Современное мышление людей, занимающихся культурой. Очень бережное отношение к своему культурному наследию и умение его использовать. Готовность к культурному сотрудничеству. Недостаточное финансирование. - Чем для вас привлекателен учебный спектакль молодежной студии Национального театра "Simpl стори"? - Мне кажется, он олицетворяет такое социокультурное явление, как начало. Начало - это значит огромное желание работать и получать от этого невероятное удовольствие. Это способность преодолевать любые трудности. Это энергия и бескорыстие молодости. Это полная самоотдача. Начало - это вообще всегда здорово. И всегда заразительно. И любой человек, который когда-либо что-либо начинал, со мной согласится. Профессиональное мастерство шлифуется годами, а азарт - или есть, или нет. - На семинаре в Петрозаводске, объясняя направленность проектов газеты "Культура" на провинциальные учреждения культуры и СМИ, вы вспомнили Василия Ключевского, который говорил, что в России центр - всегда провинция. Вы нашли подтверждение этой мысли великого историка? - Да, конечно. Последние десять лет были очень трудными для страны, но зато стали очевидны и позитивные тенденции. В стране, кроме Москвы и Петербурга, появилось множество крупных культурных центров, каждый из которых неповторим и интересен по-своему. Их культурная самодостаточность очевидна. И именно поэтому они так заинтересованы в общении друг с другом, в изучении того, что происходит у соседей.
Редакция | Наш форум |