logo 12/2002

Горячая тема


Быть или не быть?

Проблемы малокомплектных сельских школ постоянно обсуждаются на самом высоком уровне - они настолько сложны и болезненны, что их нельзя решить в одночасье. К сожалению, в некоторых поселках уже возникла та критическая ситуация, когда отвечать на вопрос "Быть или не быть школе?" нужно незамедлительно.

От Медвежьегорска до поселка Падун, известного в округе своим водопадом и красивейшими видами, 20 минут езды на рабочем автобусе. Серый "ПАЗик" курсирует из райцентра в поселок дважды в день: развозит в разные стороны детей и учителей. Детей - из Падуна и близлежащего от него поселка Чебино на учебу в Медвежьегорск, а преподавателей - наоборот, из райцентра в Падун.

Падунская девятилетка занимает одноэтажное здание барачного типа. В нем тепло и уютно. Сразу обращаешь внимание на чистоту, свежевыкрашенные парты и полы, детские рисунки на стенах и особую, семейную, атмосферу. В Падунской школе всего 29 учеников. Чем не семья?

На большой перемене в рекреации, где проходят все школьные вечера и концерты, встали кругом ребята и учителя. Сегодня в школе праздник - у Наташи из первого класса день рождения. Виновница торжества сияет как начищенный самовар: она все не могла дождаться, когда ее будут поздравлять, и уже успела напомнить с утра директору про свой день рождения. Прежде, чем подарить подарок, и старшие, и младшие играют в игру - придумывают именнинице веселые прозвища.

- Наташка - промокашка, Наташка - чебурашка, - кричат ребята.

Наконец, закрасневшаяся от всеобщего внимания Наташа получает под гром аплодисментов киндер-сюрприз и, счастливая, бежит вместе с ребятами на завтрак. Маленькая именниница и не подозревает, что ее, возможно, поздравляли всей школой в первый и последний раз: есть опасения, что Падунскую девятилетку из-за недобора учеников упразднят.

51 год назад, когда Падунскую школу только открыли, в первом классе было 25 детей, сегодня - двое. Всего начальную школу посещают восемь учеников, среди них один ребенок с задержкой психического развития, один с дефектами речи. На обучение этих восьмерых детей положена одна-единственная учительская ставка и никаких доплат. Чтобы получить свои небольшие деньги, педагогу начальных классов Светлане Федоровне Степаненко приходится ежедневно готовиться к 12-16 урокам и решать непосильную задачу - как за 40 минут одновременно в каждом из четырех классов проверить домашнее задание, изложить и закрепить новый материал.

Министр образования и по делам молодежи Карелии Галина Разбивная как-то обратилась к директорам поселковых школ с просьбой написать ей о сельском житье-бытье. Александра Петровна откликнулась, рассказала в письме о том, что в Падуне на 200 жителей нет ни магазина, ни клуба, закрыты детсад, баня, столовая. Жители бедствуют - в поселке нет работы: леспромхоз закрылся, геололого-разведывательная экспедиция, которая находится в близлежащем Чебино, еле дышит.

Так что зря я поначалу удивлялась тому, что в прошлом учебном году половина учеников не смогла принести на ремонт школы даже десяти рублей. В нынешнем году родительские траты увеличиваются: требуется сдать 50 рублей на централизованную закупку учебников. Александра Петровна решила собирать эту сумму частями, по пять рублей в месяц. Про деньги на завтраки директор даже не заикается. Поскольку большинство из 29 учеников Падунской школы из малообеспеченных семей, для многих сдать и три рубля в день на питание не под силу.

- Семьи с достатком отправляют своих детей на учебу в райцентр. Четверо малышей, например, учатся в Медвежьегорской прогимназии, - с горечью говорит директор. - Родительница одной бывшей нашей ученицы недавно похвасталась мне, что в Медвежьегорске ее девочка получает по истории одни пятерки и четверки, а у нас была троечницей. По-моему, это как раз показатель того, что мы учим не хуже, чем в городских школах. У нас сильные педагоги, у 8 из 13 преподавателей 12 и 13 разряды. Наши учителя, как и в прежние, советские, времена бесплатно занимаются с отстающими, строго следят за посещаемостью, ходят по квартирам...

Кстати, без последнего мероприятия поселковым учителям не обойтись - в 12 из 36 семей, где воспитываются школьники, родители пьют (по данным на 2000 год). Проблем в школе хватает: многие дети серьезно больны - страдают заболеваниями суставов, нервов, тугоухостью. Но самая большая головная боль - сам факт существования школы.

Возможно, в будущем учебном году всем 14 педагогам школы придется искать работу: летом Падунскую девятилетку закончат десять ребят, но на смену им не придет ни одного первоклассника - в поселке нет малышей. И на ближайшие годы прогноз неутешителен: за последние шесть лет в Чебинском территориальном управлении, где проживают 430 человек, родилось пятеро (!) детей.

- Школу в Падуне нельзя закрывать несмотря ни на что, - говорит ее директор. - Иначе поселок умрет. Школа - центр Падуна, к нам как в клуб собираются на все праздники родители детей, пенсионеры. Если школу закроют, большинство детей поселка не смогут получить образование. На какие средства будет учить в городе своих троих детей мать-одиночка - на зарплату технички? Кроме того, потеряют заработок 13 учителей: перспектив найти другое место у них нет.

Такого же мнения придерживаются и родители школьников.

- Меня устраивает и наша школа, и ее учителя, - говорит мать троих детей Валентина Викторовна Соловьева. - Сейчас здесь учится мой младший ребенок. Сын слабослышащий и находится на индивидуальном обучении. Если Падунскую школу закроют, я не знаю, как быть. Ясно, что учителя из городской школы не будут ездить к сыну, а мы не сможем ездить в город.

У Валентины Ивановны Формосовой учатся в школе двое внуков. Она в первую очередь беспокоится за их здоровье:

- В нашей школе тепло и уютно, детям лучше учиться на месте. Если детей переведут в городскую школу, они без конца будут болеть. До развилки, где останавливается автобус, почти километр. Детям придется и в метель, и в дождь брести до остановки в полной темноте - дорога не освещается. Кроме того, есть опасения, что в Медвежьегорске вместо учебы дети будут просто болтаться по городу. Кто их там будет контролировать?

По-моему, решение закрыть поселковую школу и возить детей на учебу в Медвежьегорск - самое простое и недальдовидное. Необходимо решать проблему Падунской школы и поселка в комплексе. Безусловно, для экономического развития территории необходим приток инвестиций. Но немалую роль в возрождении поселка может сыграть школа-комплекс, которая могла бы стать местом учебы не только детей, но и взрослых, культурным центром, инициатором возрождения народных ремесел, координатором социальной работы с неблагополучными семьями, инвалидами, пенсионерами. В школе можно было бы организовать летние детские лагеря, проложить интересные туристические маршруты и в перспективе создать из красивейшего заонежского поселка туристическую деревню. Удачный опыт создания сельской школы-комплекса известен в Коткозеро. Услуги семье и детям предоставляет, например, школа поселка Верхний Олонец Прионежского района. В этой школе, объединенной с детсадом, учатся и взрослые, и дети. Здесь проводятся курсы компьютерной грамотности, финского языка, курсы плетения сетей, работает социальный детский клуб, музей.

Прокомментировать ситуацию вокруг малокомплектных школ я попросила министра образования и по делам молодежи Карелии Галину Разбивную:

- Я категорически против закрытия любых школ, в том числе и малокомплектных сельских. Во многих населенных пунктах школа - единственный очаг для детей. Особенно в поселках. В нравственном отношении там очень тяжелая ситуация: в поселках, как правило, живут люди без традиций, корней. Они ехали в Карелию из разных весей на заработки, ведь раньше поселки жили богато. Сейчас положение изменилось: работы здесь нет, многие пьют, растет преступность. В свою очередь у детей нет образца добросовестного отношения к труду, они чисто психологически не хотят учиться - не видят перспективы в этом. Я считаю, что главная задача школы - правильно сориентировать детей, чтобы они определились с выбором профессии и в будущем вернулись обратно в поселок. Честно говоря, меня очень волнует качество образования в малокомплектных школах. Мы сейчас работаем над системными изменениями в образовании на селе. Будем готовить специально для малокомплектных школ универсальных учителей, которые смогут заменить собой пять предметников. Один педагог основной школы будет вести весь гуманитарный цикл, другой - естественно-математический. Также в каждой маленькой школе появится универсальный педагог начальных классов (специально для него будет разработан новый учебный план), социальный педагог. Последний будет отвечать за профессиональную ориентацию, диагностику детей.

На мой взгляд, сельская школа должна стать народной школой - у нее немало возможностей для развития взрослых жителей. Сейчас, например, при многих школах существуют фольклорные коллективы, в которых занимаются и взрослые, и дети. Мы уже четыре года занимаемся преобразованием сельских и поселковых школ. Появляются школы-детсады, национальные школы, в перспективе могут заработать рыбацкие, горные, экологические, исторические школы. Мы думаем и том, как создать развивающую среду для ребят из малокомплектных школ. Собираемся организовать деревенское школьное братство - будем собирать детей и учителей на каникулярные сборы в городе.

Министерство образования подписало соглашение о совместной работе с главами пяти районов - Суоярвского, Питкярантского, Медвежьегорского, Пряжинского и Прионежского. Речь идет о системных изменениях в образовании и не только. Так, мы предложили главе администрации Медвежьегорского района создать координационный совет. Будем вместе определяться с будущим каждой малокомплектной школы района.



Анна АНИСИМОВА,
наш спец. корр.


Редакция | Наш форум