logo 12/2001

Психология на каждый день


ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС РОДИТЕЛЕЙ

Вместо изматывающих гонок по школьной кольцевой дороге за хорошими оценками родители должны стать режиссёрами и сценаристами счастливого будущего своего ребёнка

Все мы знаем: занятия в школе довольно часто отнимают много сил и здоровья. Поэтому, на первом месте среди трудностей адаптации ребёнка к школе стоит физическое и психологическое утомление ребёнка. И не всегда причинами являются неправильное поведение взрослых (учителей, родителей), перегрузки учебного процесса. Увы, как это ни покажется странным, но и сами дети. Особенно те, которые приходят в школу учиться на "хорошо" и "отлично".

Вернёмся к нашему другу Пашке из предыдущей публикации.

Пашка вошёл ко мне в кабинет так, как и положено входить настоящему другу: радостно, свободно, говорливо.

- Ну, Пашка! Расскажи-ка мне про свою школьную трудовую жизнь? Давно тебя не видела. Хотелось бы узнать, как там поживает школа? Как тебе твоя учительница? Как её зовут?... - спросила я.

Пашка ответил, что ходит он в школу с удовольствием, всё ему там нравится, ничего он не боится и учительница ему тоже нравится.

- А что тебе больше всего нравится в твоём педагоге? Она красивая, добрая, интересно рассказывает, хорошо и понятно объясняет материал, весёлая?

Перечисляя достаточно много достоинств взрослого человека, я хотела Паше помочь подобрать нужный для него ответ. Пашка ответил быстро, не задумываясь:

- Она ставит "пятёрки"!

Мы с мамой Паши переглянулись.

- Только это? - уточнила я.

- Да! Только это!

Наступила пауза. И здесь всё стало на свои места.

- Пашка, значит, ты считаешь, что если у тебя будут "пятёрки", то тогда тебя мамочка будет любить очень-очень?

- Да! - Уверенно ответил Павел.

Тут не выдержали нервы мамы Павла:

- Пашенька, да как же это так? Ты же знаешь, как мы все тебя любим. ...

Уверяю вас, такое желание быть отличником характерно для многих детей этого возраста.

Мотивы получения хорошей оценки у взрослого и ребёнка бывают совершенно разными. Не зная этого, мы вместе с нашими детьми становимся участниками изматывающих гонок по школьной кольцевой дороге за хорошими оценками, которые весьма далеки от истинных знаний и способностей ученика. Теряется важнейший мотив для всей жизни человека - учиться и получать от этого истинное удовольствие, не стать неучем, серостью, хамом...

Если вы пришли к такому же результату с вашим ребёнком, что и мы с Пашей, то что делать дальше?

Уважаемые родители, наступает ваш "звездный" час. Теперь вы главный режиссёр и сценарист счастливого будущего вашего ребёнка. Ничего кардинально в жизни, в вашем поведении, в поведении вашего ребёнка менять не нужно! Переставьте только акценты. Оценка не забыта, она по-своему важна, но не она властительница ваших дум. На первом плане должен быть ребёнок, который каждую минуту приносит что-то новое, удивительное и возвращает вам чувство детства. Пусть он(а) рассказывает вам о том, что его удивило, чего он не знал, где и в чём и как он вышел из этой ситуации. Спросите его, насколько ему пригодились знания, которые у него были раньше. Что вызывает у него смех? Что нового рассказали другие ученики, учителя, а может быть, он что-то услышал на улице, то, чего он даже не знает, как и объяснить?

Спрашивайте! Спрашивайте! Спрашивайте! Говорите с ним на равных. Не отделывайтесь сухим: "Что сегодня получил?" Подчеркните, что учёба потому и интересна, что не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Так вы сможете не только развивать главный мотив, приносящий успех в жизни, - учиться, учиться, учиться, но сможете предупредить многие невротические состояния у детей на школу, да и если до конца быть откровенными, собственные страхи и проблемы, связанные с обучением ребёнка в школе...

Фантазируете, придумывайте вместе задачи и находите решения и правильные и неправильные. Помните - всё относительно. Только вы сможете сделать так, что желание вашего ребёнка ходить в школу, получать хорошие знания и соответственно им отличные отметки будут напрямую зависеть от их главного мотива посещения школы - желания хорошо учиться. Его психика будет устойчива ко всем нестабильностям взрослого человека, ибо он научится уже в таком юном возрасте получать любовь от процесса познания и научения.

А дома он и так будет наверняка знать о том, что его просто очень любят, независимо от того "двоечник" он или "отличник".

Наталья ОДЛИС



Психолог Наталья Одлис,
постоянная ведущая рубрики "Психология на каждый день" в "Лицее" с 1998 года.


Редакция | Наш форум