logo 11/2003

Круглый стол


Позади Европы всей

Почему дети не читают, и стоит ли с этим мириться? На эти вопросы пытались дать ответ библиотекари и литераторы, чиновники и издатели во время "круглого" стола "Чтение в XXI веке". Он прошел недавно в Республиканской детской библиотеке в рамках конференции Библиотечной ассоциации Республики Карелия. С некоторыми высказываниями, прозвучавшими во время двухчасового обсуждения, мы решили познакомить читателей "Лицея". При подготовке материала были использованы также фрагменты из научного сборника "Детское чтение на рубеже веков: проблемы. Исследования. Прогнозы" (выделены курсивом).

Спад интереса к чтению обусловлен разными причинами. К ним относится и переход к постиндустриальной эпохе. В России, как и во многих постсоциалистических странах, резкие, коренные изменения в образе жизни, в мышлении наблюдаются в течение жизни одного поколения. А не в ходе смены трех-четырех поколений, как это было, например, во Франции, Германии или Англии. В итоге быстрее размываются границы между своим и чужим, допустимым и недопустимым, добром и злом. Появляются причудливые сочетания традиционного и современного, капиталистического и феодального.

Ольга Фадеева, зав. отделом Республиканской детской библиотеки:

- Является ли чтение обязательным элементом воспитания личности ребенка? 15 лет назад на этот вопрос можно было однозначно ответить "да". Сейчас же ситуация изменилась. Теряется традиция семейного чтения. По социологическим данным, если в начале 70-х годов только 20 процентов взрослых не читали своим детям вслух, то в 90-е уже более 35 процентов. Сейчас, пожалуй, более чем в половине семей не читают детям. В лучшем случае ребенку включают аудио- и видеокассеты со сказками. Чтение стало все больше деловым или модным. Тот же Гарри Поттер - это модно, поэтому родители его покупают, а дети читают.

Наталья Дыбина, директор Республиканской детской библиотеки:

- Идет определенная деградация семейных отношений. Не раз сталкивалась с детьми вторых-третьих классов с очень высокой техникой чтения. Просишь их пересказать прочитанное, а они не могут.

Анатолий Кармазин, зам. министра образования и по делам молодежи Карелии:

- На прошлогоднем совещании в Москве "Регионы России: читающие дети - читающая нация" приводили пугающую статистику. Более 40 процентов взрослых не читают книг. 18 процентов молодых людей 18-20 лет вообще ничего не читают! Остается констатировать: в обществе произошел перелом по отношению к чтению, его ценность утрачивается.

Ирина Крюкова, школьный библиотекарь:

- Не могу с этим полностью согласиться. 30 лет работаю в библиотеке и в последнее время отмечаю положительный фактор: молодые родители приходят к нам вместе с детьми, раньше такого не было. Старшеклассники говорят, что с удовольствием ходили бы в библиотеку, если бы в ней были хорошие книги современных авторов. Они, например, хотят читать Улицкую.

Человек, живущий в эпоху постмодернизма, постоянно сталкивается с проблемой выбора. Что читать, когда столь разнообразно предложение? Как читать, для чего?

Распространение экранной культуры вызывает проблемы в психофизическом развитии детей и подростков. В последние два десятилетия специалисты отмечают явление, которое получило название "трудности концентрации внимания". Значительным и неуправляемым стал поток самых разнообразных сведений, которые обрушиваются на человека. Все труднее надолго сосредоточиться, выстроить логику.

Из высказываний участников "круглого" стола:

- Одна авторитетная международная организация проводила исследования в 31 развитой стране Европы. Изучались в том числе навыки чтения у детей, умение понимать, анализировать прочитанное. Россия оказалась на 27-м (!) месте. Когда в Германии узнали, что они на 21-м месте, это было приравнено к национальной трагедии.

У детей изменилось восприятие, они не читают толстых книг - им это сложно, зато любят комиксы, иллюстрированные журналы. Меняется мотивация: дети хотят читать то, что рекламируется. В вечернее время по телевидению показывают порой по семь детективов. Что удивляться, когда дети хотят читать именно детективы?

У детей закрепляется привычка воспринимать информацию в мозаичной форме, в кратких жанрах, в чрезвычайно привлекательной упаковке - в сопровождении звуковых и зрительных эффектов, подвижных образов. В результате дети оказываются не способны сосредоточиться из-за постоянных переключений и перерывов на рекламу. И уже не отождествляют себя как прежде с героем.

Готовая и привлекательная информация воспринимается чаще всего некритически, неосознанно. И в результате развивается "наивный реализм", когда законы виртуального мира переносятся в реальность.

Анатолий Кармазин:

- Отношение к чтению с приходом информационных технологий изменилось. Меняется структура чтения и роль библиотек в работе с читателем. Нужно учить детей быть пользователем ресурсов.

Поработав с полдня в Интернете, школьник может набрать столько информации, что легко поставит в тупик любого. В педагогической среде принципиальным становится отказ от претензий на знание и даже стремление к истине. Преподаватель лишь оказывает помощь при поиске информации.

Игорь Востряков, писатель:

- Был прошлой весной в писательском турне по Швеции, выступал в школах. Там библиотекари тоже жалуются, что падает интерес к книге. Чтобы как-то поддержать этот интерес, в библиотеках устанавливают стенды со ссылками на Интернет-сайты.

У меня в семье есть традиция семейного чтения, каждый вечер читаю 15-20 минут младшему сыну. Но, к сожалению, заметил, что с покупкой компьютера у сына стал ослабевать интерес к чтению.

Из высказываний участников "круглого" стола:

- Самая серьезная проблема библиотек - комплектование. У нас нет литературы, в которой действительно нуждаются дети. Книги для девочек - эти своеобразные учебники по психотерапии - зачитаны до дыр. Классика, к сожалению, такой популярностью не пользуется. "Я слишком быстро думаю, а классики пишут медленно", - объяснил мне один ребенок.

Постмодернизм отказывает авторитетам в праве на существование. Размываются и оказываются относительными эстетические критерии. Писатель, художник уже не воспринимаются как учителя жизни, поводыри и примеры для подражания. То же касается и их творчества.

Надежда Васильева, писатель:

- Меня волнует отсутствие подростковой литературы. Очень мало произведений, особенно местных авторов, на которых можно воспитывать детей. Если в сегодняшней литературе ребята будут находить ответы на волнующие вопросы, они будут читать. Мы почему-то боимся серьезной литературы, кормим детей пирожными, идем на поводу не очень хорошего вкуса подростков. Я считаю, что лучше пусть ребенок плачет по убитой собаке, чем равнодушно смотрит ужастики - слезы бывают очищающими.

Проблема в том, что писатели не знают, что делать: то ли зарабатывать переводами, то ли писать, то ли средства на издание искать, с шапкой ходить. У многих карельских авторов есть неопубликованные произведения для подростков, в том числе у меня и у Игоря Вострякова.

Олег Стрелков, директор издательства "Карелия":

- Раньше в республике издавали колоссальное количество книг для детей, сейчас в Карелии они практически не выпускаются. В первую очередь потому, что это дорого, ведь книги для детей надо выпускать на хорошей бумаге, с иллюстрациями. Нам, издателям, необходимы рекомендации от профессионалов - библиотекарей, педагогов: помогите выбрать нужные книги. Ведь мы идем на огромный финансовый риск, издавая детскую литературу. Хотелось бы миновать посредников, слишком много организаций превращают книгу в кормушку. Мы, например, выпустили прекрасно иллюстрированную "Историю Петрозаводска" Филимончик и Гольденберга. У нас она стоит 60 рублей, а в магазине 108 рублей!

Надежда Васильева:

- Совместно с детской библиотекой Карельский Союз писателей разработал региональный проект по подростковой литературе "Открытые двери". Мы обратились за финансовой поддержкой в Совет Министров Северных стран. Проект предусматривал творческую работу шести карельских писателей с трудными подростками трех детских домов республики. Конечной целью было издание экспериментального альманаха. В него должны были войти произведения профессиональных писателей, написанных о судьбах тех детей, с которыми они бы работали в рамках проекта, и произведения одаренных детей из детдомов. К сожалению, мы не были услышаны ни в представительстве фонда, ни в министерствах и ведомствах Карелии.

Хочу сказать много добрых слов в адрес Республиканской детской библиотеки, которая делает очень многое по развитию интереса к чтению. Это и презентации новых книг карельских и зарубежных авторов, обсуждения книжных новинок и журнальных публикаций. А также театрализованные праздники книги, выставки, творческие встречи с писателями. Очень хочется поблагодарить работников библиотеки за их энтузиазм, отзывчивость и инициативу. Проведение этого "круглого стола" в сотрудничестве с министерством образования - говорит само за себя.



Подготовила Анна АНИСИМОВА


Редакция | Наш форум