logo 2/2003

Главная тема


ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН: ЗА И ПРОТИВ

Третий год в экспериментальных регионах 11-классники будут сдавать единый экзамен (ЕГЭ). Все это время не смолкают споры о целесообразности введения единого экзамена. Мы решили привести основные доводы сторонников и противников ЕГЭ, которые приводятся в публикациях, размещенных на российском сайте www.ege.ru

ПРОТИВ

В этом году эксперимент ЕГЭ коснется 48 регионов, однако в Министерстве образования России есть деньги только на 32. Попытки сократить список желающих регионов почти на треть вызвали, по словам министра образования В. Филиппова, резкое противодействие регионов, которые очень заинтересованы в эксперименте. При существующем уровне финансирования в этом году эксперимент по внедрению ЕГЭ может ждать еще большее фиаско, чем в прошлом. Тогда несовершенная и запутанная система обработки результатов привела к тому, что десятки тысяч школьников смогли получить свои оценки ЕГЭ только к августу, когда вступительные экзамены уже завершились.

Как стало известно, в результате проведенного в школах города Березники (Пермская область) репетиционного экзамена, четверть 11- классников не справилась с заполнением бланков ЕГЭ. Чаще всего школьники забывали указать в бланке номер варианта, аудитории, номер работы.

Директор Центра тестирования Владимир Хлебников убежден, что нынешние технологии проведения ЕГЭ не способны обеспечить абсолютно точных результатов. Необходимо создавать специализированные тесты для различных категорий учащихся. Экспериментальным путем доказано, что в этом случае 95 процентов учеников получают оценку, адекватную уровню их реальных знаний. При нынешних технологиях ЕГЭ таковых не больше половины.

Заведующая кафедрой педагогических измерений Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Мария Челышкова считает, что сегодняшнее состояние КИМов в общих чертах можно охарактеризовать так: одномерность заданий, порождающая одномерность оценки уровня подготовки школьников.

Филиппов обещал ввести десятипроцентную квоту, которой вуз сможет распоряжаться фактически, как хочет. Эта квота по сути позволит без проблем зачислять в студенты отпрысков разных "полезных" людей.

Министерство не придает огласке данные о том, как сдали экзамены дети в разных субъектах Федерации, объясняя это тем, что результатам нельзя доверять в полной мере, поскольку и технология проведения ЕГЭ, и сами задания еще в полной мере не отработаны. Министерство обещает снять секретность, когда ЕГЭ будет распространен на всю страну.

Между тем средний балл за 2002 год в Чувашии, Якутии и Ростовской области настольно выше, чем в остальных регионах, что это сильно подрывает доверие к механизмам, лежащим в основе ЕГЭ.

Злоупотребления при проведении ЕГЭ наиболее вероятны при проверке самой сложной части контрольно-измерительных материалов - части С, которую оценивают на месте два члена региональной экзаменационной комиссии. В официальной справке министерства отмечено, что при проверке заданий С были зафиксированы случаи фальсификации. Между тем именно часть С играет определяющую роль при выставлении высокого балла. Один из выходов - отправлять часть С на проверку в другие регионы.

После повсеместного введения ЕГЭ золотая и серебряная медаль не будет давать льгот при поступлении в вуз. По словам министра образования В. Филиппова, при обязательной сдаче ЕГЭ по основным школьным предметам медалисты лишатся возможности сдавать только один экзамен при поступлении в вуз.

ЗА

Главная идея единого экзамена - расширить доступность высшего образования для способных детей из далеких регионов Российской Федерации и из сельской местности.

По официальным данным, в регионах, где введен ЕГЭ, число выпускников сельских школ, поступивших в вузы, выросло на 3 процента.

ЕГЭ - единственный способ оценить знания выпускников объективно. "Доверять школьным отметкам мы, к сожалению, не можем", - заявил министр образования Владимир Филиппов. Министр также сообщил, что ряд европейских стран уже расторг соглашения о признании российских дипломов.

Единый экзамен сможет приблизить образование к человеку, сделать его получение более удобным. Результаты ЕГЭ можно отправить по почте сразу в несколько вузов. Никуда не надо ехать, надо только ждать ответа.

Оптимизм в восприятии ЕГЭ испытывают сегодня (по данным ВЦИОМ) 62 процента взрослого населения, 67 процентов молодых россиян.

Введение ЕГЭ покончит с псевдорепетиторством, когда вузовский преподаватель берет деньги не за науку, а за помощь на самих экзаменах.

В Республике Саха (Якутии) вводится тестирование учеников начальной школы в течение учебного года. Оно призвано выработать у детей навык выполнения тестовых заданий, с тем, чтобы по окончании школы участие в ЕГЭ не обернулось для них психологическим стрессом.

С помощью ЕГЭ можно будет оценить труд учителя. Когда, к примеру, ЕГЭ по биологии проходит в десяти школах города, и ученики одной школы сдают его лучше, а другой - значительно хуже, и это повторяется из года в год, то вывод напрашивается сам: виноват учитель. Таким образом, получается, что ЕГЭ стимулирует школы и учителей к лучшей работе.

Ректоры сетовали на то, что единый экзамен не позволяет выявить талантливых детей. Это возражение учли: вузам будет дана квота - 10 процентов для ребят, отличающихся спортивными или творческими достижениями, а также для детей преподавателей. Вузы смогут зачислять в обход ЕГЭ победителей предметных российских и региональных олимпиад. Традиционными по форме останутся и экзамены по творческим дисциплинам.

Информационную безопасность в период проведения эксперимента по ЕГЭ будут контролировать общественные наблюдатели. В качестве образца используется модель выборов.



Соб. инф.


Редакция | Наш форум