logo 3/2003


Роман Зелинский: Музыке меня учила сама жизнь

Профессор Петрозаводской консерватории, заслуженный деятель искусств Карелии композитор Роман Зелинский в музыканты попал, образно говоря, из ... танкистов. А начиналась его жизнь на Украине, где романтическое имя Роман весьма популярно и по сей день.

С детства помнит, как хорошо пела мама. Отец, донской казак, тоже знал толк в хорошей песне.

22 июня 1941 года Рома увидел первую бомбежку. Было ему тогда шесть лет, семья жила в Новгороде-Волынском Винницкой области. Самолеты косяками шли на Киев, были хорошо видны черные кресты на крыльях. Взрослые укрывали детей даже в кладбищенском склепе.

Потом из военной части на велосипеде приехал отец, из дома забрали самое необходимое и двинулись к вокзалу. Город горел так сильно, что воздух обжигал лицо. На следующий день отец посадил жену и детей в вагон для скота - других не было, а сам ушел на войну. Тогда, 23 июня 1941 года, Рома последний раз видел отца. С фронта пришло от него всего два письма...

Во время пути на Киев состав бомбили, люди в ужасе выбегали из вагонов - навстречу смерти. Запомнилась жуткая картина: убили женщину, и четверо ее детей разбегаются в чистом поле кто куда...

Киев тоже бомбили. На переправе через Днепр затонула от бомбы первая баржа с людьми, поэтому дальше ехали поездом. Садились в страшной толчее, Рому и сестру затолкали в вагон через окошко. Через месяц пути дети заболели, и семью высадили в Оренбурге. В 44-м вернулись на Украину, мама пошла работать шофером. В 47-м начался голод. Его в народе называли "сталинским".

- Много умерло тогда от голода пожилых и детей, - вспоминает Роман Федорович. - Помню, как соседские дети собрали на уже убранном поле 800 граммов колосков. Мать посадили, а детей отправили в детдом. Но мы все равно ходили за колосками. А еще ели подгнившую картошку, червей из нее выковыривали...

Прошли годы, дети выросли, и мать сказала сыну: "Иди, Рома, в военное училище. Институт нам не вытянуть, а там будешь сыт и одет". В 53-м году Роман Зелинский отправился в Киев и поступил в танко-техническое училище имени С. К. Тимошенко. В 56-м получил диплом с отличием.

Учился с удовольствием, любил технику, участвовал в художественной самодеятельности. Жизнь складывалась неплохо. Роман имел теперь возможность помогать семье, а работать должен был в Северо-Кавказском военном округе, но в последнюю минуту произошло перераспределение. И Роман Зелинский попал в Германию.

Немцы представлялись не иначе как фашистами, поэтому молодой лейтенант, решивший впервые в одиночестве погулять по Дрездену, сказал про себя: "Живым не сдамся!". Однако немцы не обращали на него никакого внимания, и Роман благополучно вернулся в гостиницу.

Служба нравилась - технику любил, в части уважали, платили хорошо, и времени свободного хватало. Но однажды в Лейпциге Роман попал на концерт, где исполняли Шопена. На второй день приобрел пианино и в близлежащем магазине скупил все ноты с произведниями Шопена. Стал брать уроки у музыканта-немца, бытовой немецкий к тому времени освоил хорошо. Постепенно у старшего лейтенанта созрело решение уйти из армии. Сделать это было не просто, но музыка победила.

26-летний Роман приехал поступать в Одесскую консерваторию. "Какое образование?" - строго спросили его. - "Танковое училище!". Озадаченные члены приемной комиссии сказали: "Надо бы для начала хоть какое-то музыкальное иметь". Пошел в училище, где посоветовали вначале окончить музыкальную школу.

Роман принял другое решение: целый год с утра до ночи занимался только музыкой. Потом отправился во Львов поступать на композиторский факультет консерватории. Собеседование проходил у знаменитого профессора Солтыса, который сказал: "Надо вас брать, но имеются большие проколы. Предстоит пять лет каторжного труда". Так Роман Зелинский стал учиться с 18-летними ребятами.

В консерватории он занялся фольклором - увлекли напевы венгров, цыган, западных украинцев. У Романа уже шли афишные концерты, была написана симфония. После нескольких лет работы во Львове уехал в Уфу, в Институт искусств. Сначала сожалел, но, услышав музыку башкир, навсегда проникся удивительной выразительностью музыкального искусства тюрков.

- Есть у башкир так называемая "курайная музыка", - рассказывает профессор Зелинский. - Из растения курай делается дудка, вырезаются отверстия. Кураист сочиняет наигрыши на любого человека - не обязательно знаменитого. На его рождение, неразделенную или счастливую любовь, гибель. Свою песню башкир может посвятить горе, камню, захромавшей любимой лошади. Поэтому вхождение в культуру тюрков всегда начинается с этнографии. Так я и студентам говорю.

В Уфе Зелинский прожил десять лет, окончив в это время заочную аспирантуру в Ленинграде. Там же защитил диссертацию на тему "Башкирская программная инструментальная музыка", получив степень кандидата искусствоведческих наук. В северной столице получил приглашение работать в Петрозаводске. Здесь он прожил уже 22 года, женился, родились сын и дочка.

В Петрозаводской консерватории Роман Федорович Зелинский преподает полифонию и теорию музыки. Его музыкальные разработки связаны с этнографией, фольклором, культурологией. Дипломники Зелинского пишут работы по русской культуре - духовная музыка; карельскому фольклору - плачи; изучают культуру финнов, эстонцев, ненцев, коми, ханты и манси, марийцев, удмуртов, води и ижоры, вепсов.

- В культуре финно-угров нет той разнородности, которая присуща тюркам, - замечает Зелинский. - Зато есть глубина.

Рассказывая о работе над циклом "Цветная музыка" на стихи Тайсто Сумманена, Зелинский говорит о том, что поэзия этого автора несет в себе важнейшую финскую духовную субстанцию. И романсы на стихи Сумманена оказались наполненными "образами карельской природы со всеми ее запахами и цветовыми бликами".

У Романа Федоровича имеется около полутора тысяч записей музыкального фольклора, сделанных им в экспедициях, более трехсот из них - в Карелии. Музыка самого Зелинского достаточно сложна, и воспринимается современниками не всегда однозначно. Бесспорно однако то, что композитору Зелинскому присущ свой, не похожий ни на кого почерк, а знания музыкальных истоков разных народов способствуют узнаванию той культуры, которой посвящен какой-то музыкальный цикл.

Слушаешь, например, славянские мотивы на стихи Григория Сковороды или Николая Клюева и проникаешься просторами украинской степи, печалью и удалью русского напева. Слово и звук в таких произведениях неразделимы, потому что композитор стремится передать философскую суть произведений этих великих поэтов. Всего Зелинским написано десять вокальных циклов, в том числе на стихи Александра Блока. Исполняют произведения композитора известные в Карелии вокалисты.

- Как-то я услышал "Избяные песни" на стихи Клюева в исполнении Василия Ширкина, - рассказывает народный артист Карелии Виктор Каликин. - Мне эта музыка приглянулась, раньше я не всегда находил что-то для себя в вокальных циклах Зелинского. В Клюевском цикле я услышал живую связь этой музыки с чем-то очень родным и знакомым, музыка была органично связана с текстом, его ритмическими вариантами. И я предложил композитору исполнить эти песни.

Зелинский-теоретик опубликовал более тридцати статей в разных специальных сборниках, в том числе по творчеству Стравинского. Пока не издана книга "Песни Калевальского края", в стадии завершения монография, посвященная музыкальной культуре башкир. На различных концертных площадках звучали музыкальные произведения Романа Зелинского: симфонии, квартет, оратория "Калевала". В конце минувшего года Романа Федоровича пригласили в Алма-Ату, где проходила международная конференция, посвященная творчеству выдающегося этномузыковеда Сарабаева. Зелинский делал доклад "О дидактических принципах изучения башкирского фольклора".

- У Зелинского есть своя определенная лирическая струя, связанная с поэтическим словом, с менталитетом человека, впитавшего в себя истоки славянской культуры, - говорит Александр Белобородов, композитор, профессор Петрозаводской консерватории, председатель Союза композиторов Карелии. - И стилистика произведений очень убедительна, именно поэтому публика хорошо воспринимает его музыку. Но ему интересна культура разных народов. Приехав в Карелию, Зелинский увлекся музыкой финно-угорского мира. Музыкальные средства, которые использует Роман Зелинский, отражают чувства и настроение этих народов. Его музыка рельефна - как графика в изобразительном искусстве, она доступна для восприятия. И она современна не только потому, что композитор владеет различными видами музыкальной техники. Творчество Зелинского современно благодаря своему лирическому началу.

Если говорить о Зелинском-человеке, то можно сказать, что Роман Федорович чрезвычайно интересный собеседник. Умеет с юмором рассказать о своей богатой событиями жизни; с увлечением - о музыкантах и поэтах, консерваторских заботах. Прекрасно говорит на украинском языке, передавая его удивительную певучесть.

Сейчас Роман Федорович работает над циклом романсов на стихи Гавриила Державина, первого губернатора Олонии. Это будет музыкальный дар 300-летию Петрозаводска.

- Чем привлекателен для вас поэт Державин? - спросила я композитора.

- Державин, в отличие от своих предшественников, писал не только оды. Будучи в первую очередь человеком государственным, без поэзии жить не мог, создал прекрасную любовную лирику. Пробился в жизни сам, строптивый был. Он и о любви писал громовым голосом - крупно, широкой палитрой. Поэтому и для музыки отобрать стихи было нелегко. Этот цикл получил название "Приди, приди ко мне, Пленира!".

- Как вы считаете, когда все-таки начали учиться музыке?

- Музыке меня учила сама жизнь.



Наталья КРАСАВЦЕВА


Редакция | Наш форум