logo 3/2003

Евгений КАЛИНИН


Пластические искусства Карелии

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Тема 3. Народное зодчество

Продолжение. Начало в № 8-9 за 2002 год

Частью деревенского ансамбля являлся храм. Именно здесь как бы концентрировались конструктивно-технологический опыт, культура пропорций и декора, накопленных народом, безвестными строителями. Всех их отличает определенность, выверенность объемно-пространственных отношений всех частей сооружения, камерность или величавость образа. Широко известен и многократно описан ансамбль Кижского погоста. Такого рода масштабные комплексы часто возникали на Русском Севере и, благодаря неповторимому силуэту, служили своеобразным маяком.

Один из шедевров мировой архитектуры - Преображенский собор - при кажущейся сложности устроен довольно просто. К основному восьмиугольному (восьмерику, вмещающему наибольшее число молящихся) срубу через одну грань примыкают двухступенчатые прямоугольные прирубы. Они перекрыты луковичными в сечении "бочками", на которые поставлены барабаны с луковичными же главками. Этот мотив повторен на двух уступах восьмерика и на промежуточных гранях. Наконец храм венчается центральной главой.

Пирамидальный объем приобретает устойчивость и величавость. Вместе с тем, благодаря уходящим вверх, словно вибрирующим криволинейным контурам и объемам, в образ привносится контрастная динамика, пластичность. Так складывается (скорее всего, в конце XVII в.) сложнейший и мощный лирико-эпический образ редкой красоты и выразительности. Не остается сомнений, что он мог быть создан только свободными от крепостной зависимости людьми Севера.

Иной Успенскийо собор в Кеми (1711-1717). Как и ансамбль Соловецкого монастыря, он несет в себе величие замечательной поморской культуры, является памятником той эпохе, когда Поморье было единственными морскими воротами Руси. Здесь использованы смелые контрасты объемов - протяженной и распластанной трапезной, и возвышающимися за нею высотным главным шатром и более низкими столпами боковых храмов.

Гораздо позже построена на берегу губы Успенская церковь в Кондопоге (освящена в 1774 г.). Но и здесь поражает точность решений, устремленность сооружения вверх. Она подчеркнута смелым сопоставлением "горизонтального" объема трапезной - алтарного прируба и центрального столпа, увенчанного мощным шатром. Как это нередко бывает в карельских храмах, крыльцо становится важной частью композиции. Здесь оно, высоко поднятое над землей, становится как бы крыльями сруба.

Строители храмов находили безупречные контуры, пропорции для конструктивно второстепенных и декоративных деталей фасадов, интерьеров в целом. Это можно отнести, собственно, к любому храму, любой постройке. Деревянное зодчество Карелии является составной частью той Великой Деревянной Культуры, которая формировалась на огромных просторах Древней Руси.

Однако истребление лесов на Русской равнине происходило очень быстро. Войны, прокатившиеся по этим территориям, и просто пожары уничтожали постройки, города и деревни. В этих условиях сложение традиции затруднялось; к тому же в средневековье начинается развитие каменной архитектуры. В этом отношении Карелия (как и архангельский Север, Вологда) оказалась в известном смысле в более удачном положении. Здесь местная традиция существовала наравне с общерусским опытом, сплавлялась с ним и лучше сохранялась. Драгоценный опыт получил развитие и стал предметом изучения многих поколений архитекторов.



Соб. инф.


Редакция | Наш форум