logo 3/2001


Мастер из "Творческой мастерской"

- Планы на будущее? - повторил мой последний вопрос Олег Александрович и с улыбкой ответил:

- Пережить свой собственный юбилей!

2 марта заслуженному артисту Карелии Олегу Белонучкину, актеру театра "Творческая мастерская", исполнилось 60 лет. За плечами опыт удач, надежд, разочарований; общественной и государственной работы; впереди - новые интересные планы, как и должно быть у личности неординарной и творческой.

Выпускник актерского факультета ГИТИСа, молодой Олег Белонучкин Карелию выбрал сразу же. В 1963 году он начал свою работу в Музыкально-драматическом театре КАССР. Здесь были сыграны многие роли, получившие признание критики и зрителей: Виктор в "Варшавской мелодии", Яшка - "Именем революции", Мэкки-нож - "Трехгрошовая опера" и другие. О каждом спектакле можно рассказать много, но особенным событием в театральной жизни тех лет была постановка Брехта, которую осуществил Иван Петров. Впоследствии практически вся творческая биография Олега Белонучкина связана с именем этого режиссера.

С 1968 года была работа в драматических театрах Волгограда и Вильнюса, но в 73-м Белонучкин возвращается в Карелию, где становится одним из ведущих актеров Русского драматического театра. Ставили Вампилова, Чехова, Маяковского, Симонова, много самостоятельных программ и мини-спектаклей делали в Доме актера. Время было интересное.

Особая страница в биографии Олега Александровича - его непосредственное участие в становлении театра "Творческая мастерская". Это был период демократических надежд, середина 80-х. Группа актеров Русского театра драмы ушла, как говорит Белонучкин, "в никуда". О причинах ухода в свое время было написано немало. Сейчас современному и молодому зрителю интересно, наверное, другое. С чего начинали? Как выживали?

А начали с того, что Елена Бычкова сделала инсценировку и поставила спектакль по книге Бориса Васильева "Завтра была война". Этот спектакль сплотил группу актёров и создал первую небольшую труппу будущего театра. Играли бесплатно, на разных площадках. А если зрители приносили некоторые суммы, то передавали эти деньги в разные общественные фонды. Спектакль имел ошеломляющий успех.

В те же годы в Москве с подачи тогдашнего председателя СТД РСФСР Михаила Ульянова было создано Всероссийское объединение "Творческие мастерские" - ВОТМ. Цель объединения состояла в том, чтобы помочь энтузиастам театрального дела в реализации их идей - создании спектаклей, новых студий и так далее. В течение двух лет давались небольшие деньги на постановку одного-двух спектаклей. А дальше - живите как получится, самостоятельно.

- Группу людей может объединить идея, и должен быть лидер, организующий реализацию этой идеи, - считает Олег Александрович.

Идея была, лидеры тоже. Первые два спектакля поставлены - "Завтра была война" и "Печальный детектив" В.Астафьева. Мало того, они были показаны в Москве в Центральном Доме актера имени А. Яблочкиной и имели ощутимый успех. Именно в это время СТД Карелии рекомендовал Белонучкина в состав Правления СТД России. Выборы прошли успешно, и это дало возможность Олегу Александровичу "уговорить" московских театральных деятелей открыть в Петрозаводске филиал ВОТМ. Затем он делает следующий принципиальный, как он считает, шаг - от имени актёров приглашает принять участие в создании театра прекрасно известного в Москве, а тем более в Карелии театрального Мастера - Ивана Петровича Петрова.

Первым директором карельского филиала стал не менее известный деятель театра Григорий Павлович Стругач, ныне, к сожалению, покойный. С 1989 года директором стала Ирина Русанова, ныне директор карельской филармонии. За два года были выпущены новые спектакли, и наконец, в ноябре 1988 года вышел замечательный спектакль по роману Ч.Айтматова "Плаха", автор инсценировки и режиссёр - И.Петров.

Два года пролетели быстро и согласно уставу ВОТМа финансирование из Москвы прекратилось. Филиал стал театром-студией, и выживать ему помогали уже местные власти - мэрия и Министерство культуры. Денег было очень немного, актеры и работники технических цехов перебивались как могли, но не уходили. В это нелегкое для театра время по инициативе СТД Карелии творческие союзы выдвигают Олега Белонучкина кандидатом в депутаты Верховного Совета КАССР. В марте он был избран депутатом, а в конце ноября 1990 года получает назначение на должность министра культуры РК. И наконец весной 1992 года выходит Постановление Совмина РК о присвоении театру статуса государственного. В Карелии открылся пятый театр, и в память о "родителях" театр оставил в названии слова - "Творческая мастерская". Это был единственный коллектив, выживший и выросший из идеи М. Ульянова. Остальные распались, хотя опыт, безусловно, был интересный.

- Я всегда помню моих коллег, которые помогали театру стать государственным, - говорит Олег Александрович. - Это Н.И. Вавилова, Э.В. Аверьянова, В.Т. Степанов. Не могу не вспомнить добрым словом Сергея Блинникова, тогда он возглавлял Совмин и очень многое сделал для сохранения культуры Карелии. Было открыто шесть учреждений культуры, и каких! Сохранили Симфонический оркестр и Оркестр русских народных инструментов, открыли театр "ТМ", Республиканский центр искусств, музей в Сортавале, решили судьбу музея на Валааме, началось строительство вспомогательного корпуса Музыкального и Русского драматического театров, который по изначальному замыслу должен был бы развязать многие трудные узлы театрального процесса Карелии. Финансировалась из бюджета работа двух театральных студий, одна из них - будущие молодые актёры "ТМ".

Олег Александрович, по всей видимости, из скромности умолчал о том, что в те же годы по инициативе МК РК газета "Лицей" получила государственное финансирование.

Деятельность на чиновничьей ниве отбирала много времени, но Белонучкин работал с энтузиазмом не только в министерстве, но и на сцене. Правда, сцене уделялось меньше внимания, чем хотелось бы. В последующие годы он был советником по культуре при Председателе Правительства Карелии Викторе Степанове, и лишь несколько лет назад вернулся к чисто творческой работе.

Люди старшего поколения помнят Олега Александровича по фильму "Гусарская баллада" и "Челюскинцы". Последний был поставлен известным режиссером Ершовым, знакомым большинству по фильму "Родная кровь". В "Челюскинцах" Белонучкин играл Куйбышева.

- Жил на улице Куйбышева и играл его же, - смеется он. - Но знаете, кино - эт о все-таки не совсем мое. Я - человек театра.

Последняя большая роль артиста Олега Белонучкина - Лео в спектакле по пьесе Артура Миллера "Лео и Леонора". Кажется, и не было тех лет, когда Олег Белонучкин подолгу не появлялся на сцене. Блестяще сыгранный образ одинокого немолодого и любящего человека, пронесшего высокое чувство к единственной и неповторимой через всю жизнь, убеждают в этом. Это сложная роль, как, впрочем, и весь спектакль, где чувства спрятаны в глубине души, о них не кричат и не спорят, и где зритель становится соучастником диалога ни о чем и обо всем.

Голос Олега Александровича узнаваем на Карельском радио, мы видим артиста на экране регионального телевидения и в концертном зале. Одна из последних работ - филармонический цикл "Листая любимые страницы". В исполнении Олега Белонучкина Звучат произведения Куприна, Бабеля, Светлова.

Фото Ларисы Красавцевой



Наталья Нестерова


Редакция | Наш форум