Евгений КАЛИНИН | |
Пластические искусства Карелии (Методическое пособие для средней школы)Тема 4. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Продолжение. Начало в № 8-9 за 2002 год
При почти полном бездорожье едва ли не все, что нужно для быта, должно было изготавливаться в семье, в своей деревне. Вот почему здесь всегда было много мастеров, обладавших самыми разнообразными способностями и опытом; так прочно закреплялись и постоянно обогащались ремесла. От особенностей северной природы, образа жизни, особенностей характера - своеобразный дизайнерский подход к бытовым вещам, основанный на конструктивности, выразительности формы, сочности деталей, соразмерности орнамента (там, где он есть). Иначе говоря, при минимуме художественных средств достигался максимум выразительности. В быту использовались различные типы посуды. Разнообразны были формы бондарной посуды - ушаты, чаны, лоханки, подойники, шайки, кадушки и другие. Кухонная деревянная посуда также отличается функциональностью и своеобразным рационализмом выразительной формы. Ее изготовляли долблением и резьбой из сосны, ели, березы; нередко использовали капы ( наросты, отличавшиеся, обычно, плотностью материала и правильностью формы; в этом случае толщина стенки могла быть очень небольшой. Различные ковши, чаши и чашки, миски, кружки удобны в пользовании и внешне просты, компактны по силуэту; в них ощущается природа материала. Формы сосудов эволюционировали от массивных, несколько грубоватых трактовок к лаконичным, напряженным изнутри, скульптурным объемам; в них наглядно выявляется текстура дерева, капа, пластические их возможности. Они настолько выразительны, что в орнаментальном оформлении нет нужды и оно сведено к минимуму. Нередко в форме сосудов прослеживаются очертания плода или чашечки цветка, иногда возникает мотив водоплавающей птицы, иногда - ладьи (лодки-кижанки ( образ, повторяющийся в вышивке и ткачестве). Однако каждый раз мастер шел от заготовки, характерного изгиба ствола, весьма экономно расходуя материал. Поэтому немногочисленные мотивы варьируются, практически не повторяясь. Благодаря энергичности и монументальности формы карельская деревянная традиционная посуда выделяется среди вещей аналогичного жанра Русского Севера. Берестяные сосуды (туеса, корзины, кошели, солоницы) относятся к числу древнейших форм; они составляли значительную часть домашней утвари и использовались как емкости для переноски и хранения различных вещей и продуктов (например, муки, крупы, рыбы). Туеса из цельного "чулка" бересты использовались для жидкостей (например, молока) и служили четверть века. Иногда вещи украшались тисненым орнаментом, на них могли наклеивать пояски с зубчатой подрезкой. Некоторым сосудам придавалась, насколько это возможно, форма птицы. Особая часть деревянной культуры - орудия труда и транспорт. Грабли, лопаты, рубели, трепала для льна, совки для сбора ягод, прялки, ткацкие станки, отличались продуманной, учитывающей свойства материала и характер нагрузок, конструкцией. Они были легки, удобны в работе, пользовании украшались резьбой или росписью. Эти же качества можно отнести к лыжам, телегам, саням, дугам для конской упряжи. Особое место в этом перечне занимают прялки, которые обычно служили подарком дочери, жене, невесте. Девушки брали прялки с собой на посиделки, в гости, поэтому их виду придавалось особое значение. Прялки вырезали из части дерева, имевшей естественный изгиб; ее лопасть в Карелии делалась стройной, тонкой; форма и оформление лопасти и ножки в районах края варьировались. Мастер мог ограничиться рядом круглых отверстий по вертикальной оси и скромным зубчатым "комментарием"; но не исключалась и сплошная орнаментация, основным мотивом которой были восьмилепестковые и иные розетки, ромбы, треугольники, квадраты, петли; глубина рельефа могла меняться.
Редакция | Наш форум |