logo 5/2003

Архитектура


ДОМ ГОРНОГО НАЧАЛЬНИКА - СВИДЕТЕЛЬ ИСТОРИИ

В 1786 году в Петрозаводск прибыл новый директор Александровского завода и новый управляющий Олонецким горным округом - шотландец Чарльз Гаскойн. Известный инженер-металлург, руководитель знаменитых Карронских чугунолитейных заводов в Англии, он был приглашен Екатериной II по контракту для реорганизации металлургической промышленности России.

Гаскойн приехал не один - он привез с собой более десятка специалистов горного и заводского дела. Впоследствии прибыла еще группа из 23 человек. Карла Карловича, как стали называть Гаскойна в России, и первых прибывших в Петрозаводск "английских художников" поселили в четырех деревянных домах "по линии от завода к каменным корпусам" Круглой площади. В свое время Ярцов назвал эту линию Заводской, за которой после приезда англичан прочно закрепилось новое название - Английская. Здания были освобождены, оштукатурены, в них было проведено что-то вроде евроремонта (все-таки для иностранных специалистов!), перед домами разбиты цветники. У будущих апартаментов Гаскойна даже устроен "фонтан с литою фигурою".

Карл Карлович энергично принялся за работу, и в течение двух с половиной лет, с осени 1786 по 1789 год, в Петрозаводске был построен практически новый завод - самый мощный в Европе, оснащенный по последнему слову техники. Ввиду большого объема проектных и строительных работ для помощи Гаскойну были приглашены архангельский архитектор Березин и механик - читай, инженер - Федор Крамер из Твери.

Крамер стал губернским механиком, а затем был пожалован должностью губернского архитектора, по-видимому, за успехи в проектировании и строительстве многочисленных заводских и гражданских объектов, среди которых Гостиный двор, а также за реконструкцию в 1789 году Петропавловской "новоманерной" церкви.

Новый директор завода и сам был достаточно опытным проектироващиком. Об этом свидетельствует тот факт, что в Луганске, где с 1796 года Гаскойн возводил очередной металлургический завод, он сам выполнял всю работу архитектора - от изготовления чертежей до авторского надзора за строительными работами.

Архитектурно-проектная группа Гаскойн-Крамер-Березин, работавшая над реконструкцией Александровского завода, выполнила чертежи всего комплекса предприятия, включая основную "промплощадку", вспомогательные здания, а также новый дом для директора по Заводской линии. Слово "промплощадка" взято в кавычки намеренно, ибо то, что было построено, аккуратными корпусами и своими красивыми башенками скорее напоминало средневековый замок.

Новые здания Александровского завода, возводившиеся из камня и кирпича, расположились по периметру обширного прямоугольного двора. Особенно украшали этот архитектурный комплекс небольшие "полуциркульные дворы", замыкающие заводскую территорию с севера и юга.

Гаскойн оказался не только хорошим архитектором, но и профессиональным градостроителем. Понимая, что огромный завод является композиционным центром совсем небольшого города, две площади и главная улица которого раскрыты на этот завод, он постарался придать производственным строениям "гражданское лицо". Таким образом, он вводил завод в контекст города, не делая гражданскую архитектуру последнего придатком промышленного монстра. Этот очень цивилизованный подход к решению производственной застройки, похоже, ушел вместе с Гаскойном и является для нынешнего Петрозаводска недосягаемым образцом. К сожалению, до нашего времени на территории бывшего Александровского завода, а ныне - Онежского тракторного, не сохранилось ни одного строения, относящегося к XVIII веку.

Что касается директорского дома, то он стоит на своем месте уже более 200 лет - на бывшей Заводской, потом Английской, а теперь - улице Энгельса, и является одним из старейших зданий Петрозаводска вместе с комплексом Круглой площади и бывшей мужской гимназией (ныне музей ИЗО).

Дом горного начальника, как стали называть его впоследствии, представляет собой уникальный для Петрозаводска сохранившийся ансамбль городской усадьбы эпохи классицизма. В городскую усадьбу обычно входили главный дом и примыкающие к нему службы и флигели, а также, в большинстве случаев, сад. Построенный единовременно, ансамбль дома горного начальника сохранил почти все свои элементы.

К моменту строительства нового директорского дома, по красной линии улицы на этом месте стояло деревянное здание заводской канцелярии, одно из строений, возведенных Ярцовым в 1774-1776 годах. Этот фундамент и стал основой для главного двухэтажного деревянного дома усадьбы. Вокруг дома, расположенного на высоком каменном цоколе, появились каменные двухэтажные службы, образующие небольшие курдонеры со стороны улицы. Маленькие флигели "об одном окошке", поставленные торцом к улице, завершили симметричную композицию ансамбля. В решении данной усадьбы привлекает то, что все вспомогательные здания пристроены к главному дому, образуя единое, сложное в плане сооружение, а не разбросаны по участку. Это позволило увеличить физические размеры комплекса, подчеркнуть его симметричность и тем самым придать ему необходимую репрезентативность.

Архитектурно-планировочное решение дома также симметрично, что характерно для зрелого классицизма: главный фасад акцентирован центральным плоским ризалитом с равным ему по ширине фронтоном, возвышающимся над карнизом здания. Плоскость фронтона украшена большим полукруглым окном. Выделенные белым цветом угловые пилястры, горизонтальные тяги и фигурные наличники окон дополняют декоративное убранство здания.

Постановка здания среди обширного, почти незастроенного участка, границей которого на ту пору являлся сосновый лес, видимо, повлияла на трактовку его фасада, обращенного в сад и к лесу. Решенный более пластично, парковый фасад придает зданию с внутренней стороны загородный характер. Здесь интересен двухсветный эркер, из которого когда-то существовал выход прямо в сад и полукруглые маленькие выступы с арочными окнами. Два сильно выступающих ризалита каменных двухэтажных служб образуют придомовую, защищенную от ветра зону, служащую своеобразным продолжением интерьера. В подобной связи внутренних помещений с ландшафтом, усадьбы - с городом видится одно из высших выражений традиции классицизма, для которых на первом плане стояла разработка пространственных решений.

Украшением усадьбы, без сомнения, служил парк. В традициях русских усадебных парков конца XVIII - начала XIX веков собственно парк был довольно небольшим, решенным в стиле голландского сада - сада эпохи романтизма, являющегося органической частью на переходе от архитектуры дома к пейзажному усадебному парку или существующему лесу.

Описание "Садика императрицы Марии Федоровны" в Павловске вполне может дать представление о садике Гаскойна в Петрозаводске: "Маленький этот сад, прилегающий ко дворцу, устроен на голландский манер. Он пересекается двумя аллеями, разделяющими его на четыре части. Множество душистых цветов наполняют его приятнейшим благоуханием".

В то время было принято делать сады с обилием цветов, которые были бы видны из дома и служили как бы рамами для пейзажа, в данном случае - естественного соснового леса. Сад горного начальника явился основой будущего парка пионеров, слившись в конце XIX века с губернаторским садом, который начал создаваться лишь в 1840-е годы. При выполнении в 1999-2000 годах проекта реконструкции бывшего парка пионеров авторы проекта попытались возобновить у дома Гаскойна террасу и партерный голландский сад с цветниками, надеясь на восстановление усадьбы в целом.

Анализ существующей системы несущих стен дома позволяет воссоздать его первоначальную планировку. По традиции, главный вход и сени находились сбоку, парадные комнаты - вдоль уличного фасада объединены анфиладой. Но есть и отступления. Главными являются два помещения, расположенные посредине дома, на его поперечной оси, почти равные по площади: зал, обращенный тремя высокими окнами в сад (85 кв. м) и гостиная, освещаемая пятью окнами главного фасада (72 кв. м). Перепланировка проводилась, в основном, в XX веке, связана с изменением функции здания и представляет собой возведение дополнительных перегородок. Пристройка к главному дому справа от лестничной клетки нарушила симметрию фасада. Практически дом горного начальника дошел до нашего времени в том виде, в каком был построен, если не считать утраты левого флигеля.

Кто был автором проекта этого дома - Березин, Крамер или сам Гаскойн, пока документально не установлено, но несомненно, что планировка всей усадьбы и ее главного дома решалась самим будущим хозяином, и решалась в точном соответствии с традициями классицизма.

Дом горного начальника охраняется государством как памятник истории федерального значения. Но не в связи с тем, что в нем в течение века жили выдающиеся инженеры и гордость отечественной металлургии, а потому, что в январе 1918 года здесь было провозглашено установление Советской власти в Карелии. В доперестроечные годы такой статус являлся достаточно серьезной охранной грамотой для здания, однако оно вполне заслуживает статуса памятника архитектуры, а также серьезного изучения и реставрации. Нам ничего не стоит потерять этого свидетеля истории Петрозаводска, которая у нас все чаще сохраняется лишь на старых открытках.



Елена ИЦИКСОН,
архитектор


Редакция | Наш форум