logo 5/2003

70 лет оркестру


ТИШИНА - ЭТО ТОЖЕ МУЗЫКА

Историю делают люди. Семидесятилетняя история Симфонического оркестра складывается из судеб его музыкантов - дирижеров и артистов. Потому в юбилейный для коллектива год именно они становятся героями наших публикаций. Своими воспоминаниями и интересными случаями из жизни оркестра делится виолончелист Леонид АВЕРИН - музыкант, который отдал любимому в республике коллективу тридцать лет.

Впервые наш Симфонический оркестр Леонид Андреевич услышал в далекие тридцатые годы. Вначале это был небольшой симфонический коллектив при Радиокомитете, а затем в 1933 году вышло постановление "Об организации симфонического оркестра" на основе существующего оркестра Радиокомитета. Так и появился оркестр, юбилей которого мы отмечаем сегодня. Первым дирижером Симфонического оркестра, наравне с Карлом Раутио, стал Леопольд Теплицкий.

Тогда в Петрозаводске существовал Концертный зал на 1200 мест! В этом зале проходили концерты cимфонического оркестра, ансамбля "Кантеле", струнного, духового оркестра и других коллективов. Во время войны здание было ликвидировано, и сейчас там, близ площади Кирова, раскинулся парк. Юный Леня Аверин занимался в музыкальном кружке Дворца пионеров, где учился играть на виолончели у Николая Шенкмана - концертмейстера Симфонического оркестра. Николай Константинович стал его преподавателем и в Музыкальном училище.

Продолжить учебу Леониду Андреевичу помешала война. Когда Аверин вернулся с фронта, он стал одним из первых выпускников Музыкального училища. Среди артистов оркестра было немало ветеранов Великой Отечественной войны: Виктор Даньшин, Николай Щетинин, Семен Глейзель и другие. Проработав некоторое время в ансамбле "Кантеле", Леонид Аверин пришел в оркестр. С тех пор, на протяжении тридцати лет, его рабочее место неизменно находилось по правую руку от дирижера - в партии виолончелей.

Сейчас Леониду Андреевичу Аверину - 80 лет. Он старше оркестра всего на 10 лет. Вся история коллектива не просто складывалась у него на глазах - она прошла через его жизнь. Последним выступлением артиста в оркестре стал концерт в Большом зале Ленинградской филармонии, который проходил в рамках Международного фестиваля "Ленинградская музыкальная весна". В тот день Леониду Андреевичу исполнилось 60 лет.

Среди тех, кто очень много сделал для оркестра, Леонид Андреевич называет Сергея Трубачева, Эдуарда Чивжеля, Юрия Арановича, Александра Дмитриева.

- Каждого из дирижеров отличали свои особенности работы с оркестром и своя манера исполнения, - вспоминает артист. - Эдуард Чивжель, например, был настоящим трудоголиком и мог репетировать часами. А Юрий Аранович в своем творческом пылу так размахивал руками, что казалось, они вот-вот вылетят из манжетов! Раньше симфонические концерты проходили в зале университета. Как-то раз оркестр играл один из маршей Штрауса. Как было задумано, во время исполнения музыки дирижер должен был уйти, а музыканты - продолжать играть и закончить марш самостоятельно. И вот Аранович ушел, а немного погодя вдруг со своего места встает скрипач Генрих Хумек, бывший в то время концертмейстером оркестра, и... тоже уходит! Он-то думал, что все должны по одному уходить - как в "Прощальной" симфонии Гайдна. Представляете недоумение музыкантов и слушателей!..

Или вот еще такая история.... Ни для кого не было секретом, что вторым призванием концертмейстера оркестра Бориса Смирнова была рыбалка. Как-то Смирнова ждали три дня: горе-рыбак застрял на Онежском озере, где-то около деревни Суйсарь. В Петрозаводск он добирался на веслах, плыл ровно три дня, и прямо с набережной скрипач, совершенно без рук, пришел на репетицию.

- А однажды, - продолжает Леонид Андреевич, - произошел такой случай: в Петрозаводск на гастроли приехал Мстислав Ростропович, и концертмейстер оркестра Борис Смирнов увез его на своем катере в Кижи. Вернулись музыканты только к началу концерта, что заставило оркестрантов немало поволноваться. Но Ростропович всех успокоил, бросив на ходу: "Ладно, ребята, все будет в порядке", и вышел на сцену. Концерт прошел блестяще и стал одним из ярких выступлений оркестра.

- В качестве гастролеров с оркестром выступали многие выдающиеся дирижеры, - вспоминает Леонид Андреевич. - Юрий Темирканов покорял и увлекал всех своим бесконечным обаянием. Когда хотел добиться от музыкантов оркестра тончайшего пианиссимо, любил говорить: "Послушаем тишину, тишина - это тоже музыка...".

Очень любили и музыканты, и слушатели талантливейшего дирижера и человека Виталия Катаева. Благодаря ему в Петрозаводске впервые прозвучали многие малоизвестные произведения. Когда дирижер приезжал в наш город, музыканты уже знали - Виталий Витальевич обязательно привезет что-нибудь новенькое. Последней работой дирижера с Симфоническим оркестром Карельской государственной филармонии стала постановка оперы Моцарта "Свадьба Фигаро", премьеру которой в Петрозаводске самому маэстро услышать уже не довелось...

- А вот Карл Элиасберг - первый исполнитель Седьмой симфонии Шостаковича в осажденном Ленинграде - всегда приезжал на гастроли со своими нотами, - продолжает Леонид Андреевич. - Старые, очень красивые лейпцигские издания его партитур были буквально испещрены указаниями дирижера - каждый штрих, малейшая деталь и нюанс были скрупулезно выписаны на полях и нотных линейках. И упаси Бог кому-нибудь из музыкантов воспользоваться карандашом и сделать исправления в тексте! Он запрещал музыкантам вносить какие-либо коррективы в его собственное прочтение произведения. И в этом, наравне с высоким мастерством, проявлялась его неповторимая индивидуальность.



Соб. инф.


Редакция | Наш форум