Евгений КАЛИНИН | |
Пластические искусства КарелииМетодическое пособие для средней школы Тема 4. Декоративно-прикладное искусство
Роспись появляется в Карелии рано. К XV веку по некоторым предположениям относится орнаментация киота, созданного на территории края; к XVI вtre - роспись иконостаса церкви Лазаря Муромского. В XVII вtrt этот жанр народного творчества получил дополнительный импульс благодаря старообрядцам, нашедшим приют в Карелии. Роспись находила применение в оформлении жилого дома, а также и в других многочисленных случаях. Росписи прялок варьируются широко. Растительно-орнаментальные мотивы (побеги, цветы, листья) могут выглядеть схематично или совершенно наивно; в композицию могли вводиться геометрические элементы; колористические сочетания далеко не всегда ориентируются на природные цветовые характеристики и нередко выглядят весьма необычно; цвет фона может выбираться и вовсе произвольно. Например, красный сочетается с черным, синим, желтый ( с голубым, синим. При этом же орнаментально-колористические отношения умело "успокаиваются" деталями дополнительных цветов и убеждают своей энергией, непреложностью авторского высказывания. Для росписей использовались пигменты, приготовленные из местных пород камня и цветных глин. Палитра была достаточно ограниченной, что приучало мастеров извлекать из нее максимум возможностей; эта же палитра порождала специфическую сдержанную декоративность, свойственную также карельской иконописи. Краски, как правило, накладывались плотно, корпусным мазком. Еще одна сфера применения росписи - короба, навесная и напольная корпусная мебель, дверцы и перегородки. Карельские мастера использовали преимущественно традиционные лаконичные геометризованные орнаменты и редко включали в композиции конкретные растительные мотивы. Повторяющиеся формы создавали мерный ритм, который также свойственен резьбе, вышивке и ткачеству. Благодаря укрупненным размерам создавался монументальный строй, сообщавший росписи значительность. Композиции - в том числе прялочные ( сегоозерских карелов выглядят более смелыми, чем сюжеты южной Карелии. В районах Карелии, граничащих с русскими областями, росписи носили более свободный характер. В росписях Поморья больше изобразительных элементов, для произведений пудожских мастеров характерны оттенки коричневых фонов, преобладают мягкие созвучия красок. Изображения бутонов, цветов, винограда, цветущих садов с множеством птиц писались в общем светлом, лирическом ключе. Роспись велась широкими мазками ярких красочных пятен, которые объединялись белильными оживками (быстрыми, острыми мазками, моделирующими блики, объемные характеристики) и черными или цветными "приписками", деталями. Из старообрядческих мастерских ведут свое начало шкафчики с аллегорическими картинками, среди которых наибольшую популярность получило изображение птицы-сирин - сказочная птица с женской головой. Художественные традиции Древней Руси таким образом получали продолжение и осовременивались, а после закрытия Даниловских старообрядческих мастерских это направление нашло продолжение в творчестве местных ремесленников. Продолжение. Начало в № 8-9 за 2002 год
Редакция | Наш форум |