Культурный пульс России | |
Фестиваль поэзии на славном море - озере БайкалКогда-то у меня были такие строчки о Первом Дне Поэзии в Москве: Поэзию рождает ожиданье поэзии – народом и страной. Такое ожидание существует и сейчас – оно просто не столь очевидно, Как в шестидесятых, оно более подсознательное, чем осознанное. Экономический подъем страны невозможен без подъема духовного. А в России культура началась с поэзии. Евгений Евтушенко
22-28 июля Сибирь принимала гостей. Впервые в России здесь произошло событие, носившее название - Международный фестиваль поэзии на Байкале . Об этом в начале лета нам рассказал известный карельский поэт Марат Тарасов. Идея проведения фестиваля была поддержана министром культуры РФ Михаилом Швыдким, губернатором Иркутской области Борисом Говориным, администрациями городов области, крупнейшими промышленными предприятиями региона, издателями, Иркутским отделением Союза российских писателей, поэтами, критиками, культурной общественностью. Не будет преувеличением сказать, что знаковой фигурой фестиваля был Евгений Евтушенко, открывший в небольшом сибирском городе Зиме, где он родился, Музей поэзии. Поездка автора публикации состоялась благодаря поддержке Фонда Форда, финансирующего совместный проект между московской газетой Культура и региональными изданиями, специализирующимися по вопросам культуры. Не на всех мероприятиях удалось побывать, но то, что происходило в Иркутске и на Байкале, за кадром не осталось. Первая встреча – неофициальная Она состоялась за день до открытия фестиваля и проходила в Доме Союза российских писателей Иркутской области имени сибирского поэта Марка Сергеева. Здесь открылась выставка работ иркутских художников Поэт и его муза . Небольшой по размерам, уютный Дом писателей придал уже хотя бы по своим скромным габаритам первой встрече творческой интеллигенции с Евгением Евтушенко оттенок камерности. Гостей приветствовал председатель Иркутского отделения Союза российских писателей поэт Анатолий Кобенков. Затем беседовали о выставке, о поэзии и о том, что вечером произойдет важное событие – презентация нескольких поэтических сборников, специально подготовленных к открытию фестиваля. Рассказали немного о гостях, в их числе были как хорошо знакомые имена, так и имена начинающей талантливой молодежи: Александр Кушнер, Олег Хлебников, Юрий Кублановский, Виталий Науменко, Виктор Сербский, Владимир Пламеневский, Надежда Кондакова и другие. Кроме того, в фестивале принимали участие гости из-за рубежа. Программа проведения фестиваля, которую представил Анатолий Кобенков, оказалась достаточно насыщенной. 22 июля – открытие в Зиме Дома музея- библиотеки (таково теперь официальное название родового дома Евтушенко), там же – вечер поэзии, который продолжался в городе Саянске; 23 – Выступления поэтов на родине сибирского драматурга Александра Вампилова в поселке Кутулик. В этот же день в Иркутске – Круглый стол с ведущим Львом Анненским; 24 – Поэтический вечер в Иркутском Академическом театре драмы им. Н.Охлопкова; 25 – поселок Листвянка на Байкале – Вечер поэзии в Арт-галерее поэта Владимира Пламеневского; 26 – Вечер поэзии в городе Ангарске; 27 и 28 – в городе Братске – Вечер поэзии и Круглый стол в народной библиотеке поэзии Виктора Сербского. Таким образом, поэтический авангард побывал в городах и весях Сибири, собирая большие аудитории, и оставив о встречах самые лучшие воспоминания, не лишенные ностальгического чувства. Акция беспрецедентная. А в Иркутском отделении Союза российских писателей 21 июля самые нетерпеливые уже просили Евгения Александровича оставить автограф или на книжках его стихов или на симпатичном поэтическом буклете, подготовленном специально к фестивалю. Поэтому и в Лицее теперь есть такой буклет с автографом поэта, адресованном нашему изданию. Евгению Александровичу я подарила сувенир с острова Кижи. По-моему, маленькая матрешка на шнурке, сделанная карельскими умельцами, пришлась по душе поэту. Во всяком случае знакомые утверждали, что Евтушенко выступал с нею на иркутском телевидении. А что здесь удивительного? Ведь именно в Карелии произошло счастливое знакомство поэта с будущей женой, нашей землячкой, Машей, окончившееся не менее счастливым браком. В Сибири поэт был с женою и сыном. Вечер в доме князя Волконского В Сибири после отбывания срока каторжных работ жили на поселении многие семьи декабристов. На разных кладбищах и погостах Иркутской губернии похоронены славные сыны Отечества, мечтавшие о свободе. Их дома и усадьбы после смерти хозяев и революционных событий долгие годы выполняли роль жилых или складских помещений. Усадьбу Волконских эта участь тоже не миновала, и уже в качестве Иркутского музея декабристов она открылась лишь в декабре 1985 года. Примерно на 60-70 процентов здесь сохранено все, что относилось к жизненному укладу Сергея Григорьевича и Марии Николаевны Волконских, начиная с предметов быта и заканчивая бревнами, из которых построен их дом. Но почему именно здесь решили провести презентацию поэтических сборников, выход которых был приурочен к открытию Фестиваля? С этим вопросом я обратилась к директору Музея декабристов Евгению Александровичу Ячменеву. - Вся культурная и литературная жизнь Сибири формировалась вокруг декабристов, - ответил он. – В европейской части России музеи носят имена наших великих соотечественников: Музей Чехова, Усадьба Толстого и так далее. Становление культурной традиции Сибири напрямую связано с именами Волконских, Трубецких, Бестужевых. В этом доме поддерживалась и развивалась салонная культура России первой половины девятнадцатого века. Не без трепета входили мы в дом, сохранивший атмосферу, убранство и дух далекой поры; в гостиную княгини Марии Николаевны Волконской, которую исследователи считают тайной любовью Пушкина. Здесь и звучала поэзия. Представляя первого автора сборника Надежду Кондакову, Евгений Евтушенко назвал поэзию предварительной влюбленностью . В общем, слово любовь продолжало свою жизнь в этом необыкновенном доме. Поэтов поздравлял мэр Иркутска Владимир Якубовский, а работники музея вообще оказались не только собирателями и хранителями исторических ценностей, но и людьми музыкальными, начиная с директора. Именно он играл вальсы Грибоедова на рояле, принадлежавшем Марии Николаевне, потом пел романсы, звучали даже оперные произведения. Оказалось, Евгений Ячменев имеет прекрасное музыкальное образование, и, видимо, подстать себе подбирает музейные кадры. Поэты читали стихи – строго по одному и преимущественно в традиции, принятой в России. Поэтому совершенно неожиданным подарком стало выступление молодого американского поэта и драматурга Рэя Мак Ниса. Он буквально проиграл свои стихи, развеселив при этом собравшихся. Рей говорит о своей родине понятными для россиянина словами, вызывая ответные чувства и мысли: Стой! Вот деревья, полные цикад, стрекочущих молитву для того, кому семнадцать; солнечный порыв и на мое лицо теплом повеял… В конце выступления Рей заявил, что оба они – Евгений Евтушенко и он – деревенские парни . В конце вечера директор музея Евгений Ячменев воскликнул: Шампанского! , и лакеи в завитых париках обнесли гостей искрящимся напитком. Все, как в былые времена. Музей поэзии в Зиме Накануне открытия зиминского музея в Иркутской области прошло настоящее стихийное бедствие – разливы рек, штормовые ураганы, дожди. Зиминский район пострадал особенно. Тем не менее открытие состоялось. В этот день прекратился моросящий дождь, и выглянуло солнце. Иркутский радиожурналист Виталий Комин так рассказывал об открытии Дома музея-библиотеки в небольшом сибирском городе Зиме: - Это был поистине народный праздник, людей собралось очень много. Они образовали коридор, по которому Евгений Александрович проходил к своей усадьбе. Он приехал со своей женой Машей и сыном Евгением. Все происходило в соответствии с народными обычаями. Хозяин усадьбы во дворе выпустил из рук огромного петуха, а Евгений-младший вошел в дом первым с котенком на руках. Родовой дом поэта помогали восстанавливать и муниципальные власти города. На вид это достаточно большой сибирский одноэтажный дом с деревянными резными украшениями. Иркутский краеведческий музей разрабатывал концепцию музейных экспозиций. Разную утварь, домотканые дорожки, старую мебель подарили новому музею зиминцы. Некоторые экспонаты привезены из московской квартиры Евтушенко. Дом поэзии стал филиалом Краеведческого музея города Зимы. Со временем в усадьбе будет построена беседка, высажен сад. А в самом доме будут не только книги читать, но и проводить поэтические и музыкальные вечера. Каким будет поэтическое слово в наступившем веке? Круглый стол, проходивший в рамках работы фестиваля в Иркутске, вел литературовед и критик Лев Анненский. Тема Круглого стола была довольно необычной – Жизнь стиха в XXI веке . Во вступительном слове Лев Аннинский, задав тон дискуссии, сказал: - Что происходит сейчас? Что угрожает жизни стиха? Диктатура? Цензура? Пожалуй, этого нет. Но угроза существует, и мы чувствуем это. Иногда кажется, что угрожает элементарное безумие. Например, сейчас нетрудно представить поэта будущего, читающего стихи в плавках и со стаканом сока в руках. Он булькает в стакан и говорит, что это и есть поэзия. Определенную угрозу представляет бардовская песня высокого класса. Но заканчивается музыка – и заканчивается поэзия. Есть и то, чему нет пока названия, - нечто массовое, пугающее, и оно тоже претендует на звание культура . И мы не можем отворачиваться от всего этого. Вот какие скорее чувства, нежели мысли, посетили меня, когда я шел на встречу с вами. Дискуссия стала одним из интереснейших событий фестиваля. Лишь некоторые отрывки из выступлений: Рей Мак Нис, США. В двадцатом веке в Америке газеты публиковали очень много стихов, но теперь их место заняла реклама. Она любит красть идеи поэтов и использовать их. Я принадлежу к поэтам 80-х годов. Это поэзия- представление. И в некотором смысле мы возвращаемся к античности. Коммерция теснит нас постоянно, но, я думаю, что поэзия сохранится, потому что люди испытывают поэтический голод. Анри Делюи, Франция. Слово угроза - не совсем точное. Пишущие стихи найдут пути перевоплощения, и русская поэзия не должна потерять своих авангардных позиций. Александр Кушнер, Санкт-Петербург. Я вижу в поэзии то же неблагополучие, которое наблюдается в живописи, музыке, в кино. Видимо, есть вообще проблемы цивилизованного мира. Главный враг поэзии сегодня – сам поэт. Русская поэзия молода, но она хочет ускоренными шагами догнать Запад верлибром, не глядя на свои собственные богатства. Я это говорю, будучи западником. Не надо торопиться, у нас в запасе еще минимум 200 лет! Возможности русского рифмованного языка чрезвычайно велики. Не надо стирать грань между стихом и прозой. Как только будет покончено с музыкой стиха, русская поэзия перестанет существовать. Профессор Дэвидсон, США. Меня как-то не опубликовали. Сказали – мы рифмованные стихи не печатаем. На поэзию всегда смотрят с подозрением. Еще со времен Платона. Ее онаучивание приведет к тому, что она утратит душу. И возможно, мы станем свидетелями размывания граней между искусством и наукой. Юрий Кублановский, Москва. Мы, стихотворцы прошлого века, противостояли тоталитарному злу. Вдруг ситуация изменилась, и поэт перестал чувствовать себя гуру. И современная поэзия стала продаваться на уровне замысла – вот в чем опасность. Она стала столь же ангажированной, как и в советский период. Поэт заранее прикидывает, как ему получше пристроить будущее произведение. Не случайно стихи стали называть текстами , а творческий замысел – проектом . Для меня вопрос существования поэзии – вопрос выживания нации. Лилиан Жиродон, Франция. Французская поэзия – самая женоненавистническая. У вас были Ахматова, Цветаева. Наша поэзия – ученая. Альба Асусена Торрес, Никарагуа, Москва. Поэзия – это разговор с Богом. Но в России поэты всегда сражаются друг с другом. Я вижу в этом опасность. Збигнев Доминиак, Польша. Нет возврата к той роли, которую играла поэзия в двадцатом веке. Надежда Кондакова, Москва. В верлибре непоэт виден лучше, чем поэт. И все-таки: Я любил вас. Любовь, быть может, еще Не совсем угасла в моей душе. Но пусть она не тревожит вас больше. Я не хочу ничем вас печалить… Ответ Евгения Евтушенко на замечание одного из поэтов о том, что поэзия не должна опускаться до уровня толпы: - Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не написал: Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья! . Нет ничего стыдного в заказе, если он – изнутри. Вспомним Лермонтова – На смерть поэта . А Некрасовские Стихи у парадного подъезда актуальны и сейчас! Люди никогда не будут интересоваться поэтами, которых не интересует народ. Поэт обязан чувствовать боль своего народа. Круглый стол затянулся, люди расходились чуть не заполночь. Было много молодежи, любителей поэзии, преподавателей вузов и тех, кто помнил выступления Евгения Евтушенко в Иркутске еще со времен студенчества. Поэтический вечер в Иркутске Он состоялся в недавно отреставрированном здании Академического театра драмы имени Н. Охлопкова. Иностранцы высказывали искренне удивление тому, что в тяжелое для России время так много людей пришло слушать стихи. Старинное и прекрасное по архитектуре здание театра, его партер, ложи, балконы заполнили иркутяне и гости, приехавшие из районов. Такого количества стихов здесь не звучало никогда. Первое отделение было посвящено поэтам-участникам фестиваля. Во втором свои стихи читал Евгений Евтушенко. На бис вызывали Кушнера: И в следующий раз я жить хочу в России. Но будет век другой и времена другие, Париж увижу я, смогу увидеть Рим И к Невским берегам вернуться дорогим. Аплодисментами награждали и всех других поэтов. Олег Хлебников: На Красной площади зато всего круглей Земля! Мы это знаем, как никто, чинарики смоля, - мы чемпионы спортлото, мы – ёлки у Кремля! Галина Погожева: А память – да, она болит годами, Всегда, всегда, когда глубокой ночью, Как старый плащ, утыканный звездами, Летит душа, изодранная в клочья. Виталий Науменко: … И только поэт слышать считает за честь Шум города не питающих вод, Где отражается вечности свод. Стебель надрезан, кувшинка плывет, если течение есть. Поэтический вечер в Иркутске по продолжительности, наверное, побил многие театральные рекорды. Закончился он выступлением Евгения Евтушенко. Последним было прочитано стихотворение Со мною вот что происходит… Арт-галерея на озере Байкал Основатель галереи поэт Владимир Пламеневский жил в Москве, Ленинграде, сибирском городе Усть-Илимске. По профессии он архитектор. Наконец, в поселке Листвянка, на Байкале, поэт выстроил небольшой дом, а затем – галерею, где выставляют свои работы сибирские художники. Окрестности Листвянки необычайно красивы, по-сибирски суровы. У Владимира Юрьевича за несколько лет жизни здесь образовалась довольно необычная усадьба, все строения которой имеют какие-то странные пристройки, лесенки, что-то вроде башен и смотровых площадок. Есть тут и дома-палатки для художников, приезжающих сюда творить. Такое разнообразие архитектурных жанров, по словам самого строителя, обусловлено элементарным отсутствием необходимых финансовых средств, из-за чего на само строительство шли и идут преимущественно средства подручные. Зато – необычно, привлекательно, интересно. Ни одна более или менее уважающая себя туристская группа, все равно – наша или иностранная, не обходит арт-галерею Пламеневского стороной. - Впоследствии здесь будет Музей сибирских художников, - говорил Виктор Юрьевич. – Уже строю еще одно помещение для экспозиций. И он указал на строительную площадку позади Арт-галереи. Мы смотрели на нее с балкона одного из сооружений, созданных фантазией поэта- архитектора. Отсюда хорошо видны были прозрачно-ледяные воды Байкала, горы, покрытые лесами, речка у дома и играющие дети. Прощай, Байкал!
Редакция | Наш форум |