Архитектура Петрозаводска

Всё на продажу

Одна из наилучших точек визуального восприятия гостиницы. Главный фасад - угловая закругленная 4-этажная часть - решен в виде изогнутого портика с аттиком. Фото: hotel-inn.ru
Одна из наилучших точек визуального восприятия гостиницы. Главный фасад — угловая закругленная 4-этажная часть — решен в виде изогнутого портика с аттиком. Фото: hotel-inn.ru

Уродование центра Петрозаводска продолжается. Очередь дошла до гостиницы «Северная», где на днях начались строительные работы.

На заседании архитектурной секции Научно-экспертного совета по историко-культурному наследию Республики Карелия Министерства культуры РК, состоявшемся 2 февраля, одним из вопросов было рассмотрение эскизного проекта реконструкции гостиницы «Северная».

Гостиница является памятником архитектуры и памятником приватизированным, так как продана осенью 2011 года известному в Карелии бизнесмену Л. Белуге. Подумалось тогда, что объект попал в надежные руки, и все будет почти как в Европе — должный уход, своевременные ремонты и грамотная реставрация…

Однако члены экспертного совета были немало удивлены проектом, который представил архитектор А. Борщевский, материализующий (пока в виртуальном виде) потребности и пожелания заказчика.

1. Гостинице нужен мансардный этаж. Потому что, несмотря на сезонную недозагрузку номеров, их необходимо построить дополнительно именно в мансардном этаже, так как назрел… ремонт крыши. Какая связь? Ответ представителя заказчика: иначе нет смысла вкладывать большие деньги в ремонт кровли и стропильной системы. А смысл защитить здание от протечек? Или крыша должна сама таким образом «оплачивать» свой ремонт, давая дополнительную выгоду хозяину? Мысль революционная, иначе мы увидели бы множество зданий в городе, которые от ремонта к ремонту кровель подрастают на этаж.

 

  1. Мансарда и новое крыльцо. Арх. А. Борщевский
    Мансарда и новое крыльцо. Арх. А. Борщевский

Сложный в плане корпус гостиницы, представляющий собой разомкнутый треугольник, для удобства внутренней функции предложено сомкнуть со двора при помощи перехода. Это предложение не вызвало каких-либо отторжений, рекомендовано было только поработать над архитектурным решением этой встройки.

В здание гостиницы нужны дополнительные входы: два с проспекта Ленина и один — с улицы Энгельса. 70 долгих лет «Северная», по-видимому, как-то перемогалась, а теперь вот понадобилось сразу три. Гостинице, конечно, это было не нужно, но теперь в этом объекте начинается заурядное петрозаводское подвальное магазиностроение. И уже 20 февраля тротуар возле остановки общественного транспорта был огорожен забором, за которым очень резво начались земляные работы. Теперь и нашу визитную карточку — гостиницу «Северная» — планируется обрыть со всех сторон спусками в подвальные «шопики». Благородный образ коронованной красавицы, символизирующей Победу в Великой Отечественной войне, символ восстановления разрушенного Петрозаводска, гранитные цоколя которого не уничтожили и оккупанты, начали безжалостно долбить, чтобы проникнуть в подвалы с проспекта, ибо там «пропадают» 400 квадратных метров площадей, с которых можно стричь купоны.

Протекающая крыша разрушает стены. Фото заказчика
Протекающая крыша разрушает стены. Фото заказчика

                                                                                                                                                                                     Господина Белугу, ставшего собственником гостиницы, не смущает даже то, что спускаться гражданам в его эксклюзивный магазин надо будет довольно глубоко — около двух метров по наружной лестнице под сосулистой крышей. А зачем, собственно? Ведь не пройдет и полгода, как в соседнем квартале распахнут свои двери 52 тысячи (!) квадратных метров, где горожане удовлетворят разнообразнейшие покупательские потребности без риска поймать ледяную глыбу на голову.

А планируемый вход в 1-й этаж перпендикулярно тротуару над магазином «Корона» чудовищно неуместен, искажая цельный образ здания.

В соответствии с российским законодательством, и в этом пункте оно смыкается с международными нормами по охране объектов культурного наследия, собственник памятника подписывает «Охранное обязательство» и обязуется использовать объект с неукоснительным «выполнением требования обеспечения неизменности облика и интерьера…в соответствии с особенностями, определенными как предмет охраны данного объекта». То есть часть представленных в проекте изменений демонстрирует прямое нарушение законодательства и попрание своего же охранного обязательства.

Вход  в новый подвальный магазин. Арх. А. Борщевский
Вход  в новый подвальный магазин. Арх. А. Борщевский

 

Вход в старый подвальный магазин - пример для подражания
Вход в старый подвальный магазин — пример для подражания

 

2 февраля Научно-экспертный совет не принял никакого решения по вопросу согласования проекта, указав на явные нарушения предмета охраны памятника. В данном случае это неизменность фасадов, в том числе в части отметки конька и уклона кровли, а также торцевого фасада с веерным крыльцом-спуском к магазину «Корона». Здесь стоит обратить внимание на мастерское решение архитектором Константином Гутиным (1910-1976) — автором здания «Северной» — спуска именно в подвальный магазин, удобного и красивого.

Кроме того не была представлена научно-проектная документация, согласованная в соответствии с действующим законодательством. Презентация ограничилась парой схем и картинками, а решение НЭСа было отложено до следующего заседания.

Срочное заседание экспертной группы НЭСа с приглашением представителей Союза архитекторов Карелии собралось 21 февраля не по причине поступивших недостающих материалов, а в связи с началом работ на объекте культурного наследия и открылось вопросами к представителю на сей раз Министерства культуры РК как «органу, уполномоченному в области охраны объектов культурного наследия».

 

Фрагмент главного фасада
Фрагмент главного фасада

Почему работы начались без проекта, который должен пройти историко-культурную экспертизу? Где сам проект и где его экспертиза? Кто дал заключение о соответствии планируемых работ охранному обязательству, и до каких границ простираются внедрения в памятник? Об этом ничего не известно. И тем не менее согласование на проведение работ Министерством культуры РК дано, объясняя при этом непонятливым членам НЭС, что при рытье ямы возле фундаментов «фасады не пострадают», и даже «гранитный цоколь останется в целости и сохранности, ведь вход будет устроен ниже (!) отметки земли». В связи с этим хочется напомнить, что конструкции памятника — это тоже предмет охраны, особенно фундамент и цокольная часть фасада, и работы с ним также требуют проектной документации, прошедшей историко-культурную экспертизу.

Автор проекта реконструкции много раз повторял, что входы в подвал никто не заметит, так как они будут без кровель, мансардный этаж никто не увидит… Странно слышать это от архитектора, понимающего, что мансарда — чужеродный элемент на неоклассицистическом здании. Ведь автор «Северной» Константин Гутин специально проектировал широкий венчающий карниз на пониженных боковых крыльях, чтобы еще больше усилить композиционную роль высокой угловой закругленной части здания. Зачем что-то накладывать сверху, чтобы нивелировать эту разницу в высотах?

Фасад по пр. Ленина. Четко прослеживается намерение К. Гутина обозначить разрыв по высоте
Фасад по пр. Ленина. Четко прослеживается намерение К. Гутина обозначить разрыв по высоте
Кровли оказывают на архитектуру здания очень большое влияние и являются точной характеристикой для установления времени его создания (не специалистами, роющимися в архивах, а людьми, воспринимающими здания как с улицы, так и из окон соседних домов). Не было в 1940-1950-х фасона строить мансардные кровли! Не в сталинском стиле это увлекаться буржуазными влияниями, как бы мы ни относились к этому стилю и к Сталину в частности. Из истории архитектуры этих «строк» не выбросишь. Сохранение чистоты стиля и аромата времени — по-моему, основная тема в таком значимом для истории Петрозаводска объекте, как «Северная». Надстройка мансарды превращает здание из классического в эклектичное. Зачем так уродовать один из немногих уцелевших нетронутых объектов?

Петрозаводск все больше утрачивает следы былой столичности, превращаясь в провинциальный захолустный город. Это и повсеместная грязь на улицах, и разбитые тротуары, и поспешность новой застройки, основным назначением которой является только торговля, торговля, торговля, сводящаяся к базару и рынку.  И самое убийственное для архитектуры того прежнего, столичного Петрозаводска — перестройка первых этажей неоклассических строгих зданий, пристройки нелепых крылец и крылечков, тамбуров и тамбурчиков люфт-клозетного размера и вида, входиков, облепивших благородную архитектуру как парша или короста неизлечимого больного. Есть пара редких примеров тактичного подхода к такого рода реконструкции, но это происходит только при условии, когда вкусы архитектора и заказчика сходятся, когда вкус есть и — на должной высоте, и когда, самое главное, заказчик не «выпирает» своей лавкой из стиля здания, не лезет на тротуар, зазывая покупателей, буквально обрушивая прохожих в разверзшиеся щели входов в подвальные магазины с их кое-как оборудованными подпольными лабиринтами.

 

Гостиница в 1953 году. Фото из архива
Гостиница в 1953 году. Фото из архива
 

Проспект Ленина превратился в один длинный торговый ряд. На какой-то момент показалось, что со строительством больших торговых центров на проспекте это уродование послевоенных петрозаводских зданий сойдет на нет. К сожалению, ничего подобного.

Остались не освоенные бизнесом только здание правительства да университет. Кто из них будет первым?

 

Ночью при светящихся мансардных окнах гостиница потеряет свою  классическую композицию. Фото Владимира Ларионова 
Ночью при светящихся мансардных окнах гостиница потеряет свою  классическую композицию. Фото Владимира Ларионова
Дом на ул. Энгельса - символ нового Петрозаводска
Дом на ул. Энгельса — символ нового Петрозаводска

Фото Елены Ициксон