Архитектура Петрозаводска

Выводной полёт. К 100-летию архитектора Николая Куспака

Очень субъективные заметки 

10 декабря мы отмечаем столетний юбилей известного карельского архитектора Николая Владиславовича Куспака (1919 — 1998).

Николай Владиславович Куспак
Николай Владиславович Куспак

Я не знаю, что значит «выводной полет». Так сказал Куспак, когда в начале 1990-х привел меня к директору Национального архива Олегу Георгиевичу Чистякову (директор НА РК в 1982-2007 гг.) представлять как новоиспеченного исследователя. Для одного из моих проектов понадобилось обратиться к фонду нашего института «Карелгражданпроект» в архиве.

Николай Владиславович был известным архивным асом, чувствовал себя внутри фондов, описей, столетий и поворотов истории как рыба в воде. Поэтому идти первый раз в архив – только с ним.

Прошло 20 лет со дня ухода из жизни архитектора Николая Владиславовича Куспака (1919 — 1998), с которым довелось довольно плотно сотрудничать по совместной работе в проектном институте. 

Но все по порядку.

Знакомство 

В 1970-х в «Карелпроекте» бытовала традиция – назначать вчерашним выпускникам вузов куратора по соответствующей отрасли проектного дела. Архитекторам это было нужно больше других – для адаптации творческих полетов, культивируемых в головах студентов во время обучения, к довольно жестким условиям строительно-жизненных реалий.

Таким наставником для автора этих заметок стал архитектор Николай Владиславович Куспак. Подходил, интересовался, как продвигается проектирование, в каком направлении развивается мысль относительно полученного в работу объекта, смотрел и анализировал, делал замечания… Довольно корректно.

У макета одного из микрорайонов Петрозаводска. Архитекторы Н.В. Куспак и Г.Г. Бобкова
У макета одного из микрорайонов Петрозаводска. Архитекторы Н.В. Куспак и Г.Г. Бобкова

Куспак в то время был главным архитектором проектов и вел много планировочных работ по генеральным планам городов и поселков Карелии: Сортавала, Пряжа, Салми, жилой район Ключевая в Петрозаводске. До этого были Сегежа, Кондопога, Медвежьегорск. 

Градостроительство – не столь заметный, на первый взгляд, и совсем не броский вид деятельности зодчего, но оно являет собой высшую ступень архитектурного творчества. Архитектор-градостроитель имеет дело с реальностью, развитие которой он предопределяет на десятилетия вперед. По сути, он является драматургом и режиссером будущей жизни того или иного поселения, будь то микрорайон, село или целый город. При этом градостроитель всегда отдает себе отчет в том, что будущее города в полном объеме не представимо, так как на сценарий его развития накладывают свой отпечаток множество разнообразных факторов. 

Под руководством Н.В. Куспака проектировались жилые микрорайоны, парки, промышленные и коммунальные зоны, транспортные и инженерные сети, то есть все, без чего в конечном счете нельзя выстроить ни один дом. 

Я не знаю, на какое время Николай Владиславович был назначен в мои наставники – на год, два, три? Моя потребность в профессиональном общении сохранялась все годы совместной работы и остро ощущается даже теперь, спустя много лет после его ухода. Особенно теперь, когда с годами начинаешь переоценивать и смотреть на все с несколько иной точки зрения.

Куспак был из очень хорошо образованного архитектурного поколения, хорошо образованного в том, что касается классического наследия и художественного аспекта архитектуры, именно в том, чего так не хватает учившимся профессии в 1970-х. Видимо, поэтому мне всегда было интересно его мнение о моих работах вне зависимости от того, согласна я была с его оценкой или нет. Были и жестокие споры, в которых его неизменное «Вы не правы, мой юный друг!» всегда оставляло шанс на продолжение сотрудничества.

Разбирая проект, Николай Владиславович не ограничивался критикой, он аргументировал, объяснял свое неприятие того или иного, он всегда учил, не назидая. Он делился своими знаниями, опытом, побуждал знать больше о предмете проектирования, побуждал любить знать.

Центральная часть Олонца. Тот самый макет
Центральная часть Олонца. Тот самый макет

В начале 1980-х, когда шла работа над проектом гостиницы в Олонце, именно Куспак утвердил меня в решении воздвигнуть над объемом круглого в плане ресторана шатровую башню. Был склеен макет к его приходу и отдельно, «в кустах», приготовлен бумажный шатер. Тогда вообще скатные кровли практически не делали, а уж темы шатров были совсем не в моде (оттого и определенная робость), но по всей градостроительной ситуации, по композиции здания требовалась именно эта форма!

Как же он обрадовался, когда я, почти в конце обсуждения, молча, поставила маленький бумажный конус на свое место: «Ведь это то, что надо! Центр города, центр композиции, исторические ассоциации!». Тогда я еще не знала, что в то время Николай Владиславович изучал и собирал архивные материалы по Олонцу, готовя обоснование для придания городу статуса исторического.

Крепость города Олонца. Заставка к фильму киностудии «Руны». Рис. Н. Куспака
Крепость города Олонца. Заставка к фильму киностудии «Руны». Рис. Н. Куспака

А с гостиницей всё получилось и всё почти так, как задумывалось. И на черепице для шатра настоял тоже Куспак, спасибо, что и заказчик, и строители согласились на это – и даже ехать за ней в Эстонию. У нас такого вида кровельного покрытия не производили.

Центральная часть Олонца. Фото Бориса Босарева
Центральная часть Олонца. Фото Бориса Босарева

Совместные проекты 

Непосредственная моя совместная работа с Николаем Владиславовичем началась в 1992 году с реконструкций нескольких исторических зданий в Сортавала, одного из его любимых городов. В этих проектах он вел разделы историко-архивных изысканий, и его пояснительные записки читались увлекательно, как романы. Два сортавальских здания и усадьба доктора Винтера, где речь шла уже не о локальном объекте, а о целом планировочном комплексе, стали хорошей школой. 

Подробное и детальное изучение исторического здания в натуре и – если повезет – по отысканным в архивах чертежам. Предложения по реставрации с удалением позднейших наслоений и переделок. Максимальное раскрытие и сохранение собственных первоначальных конструкций здания и воссоздание элементов декора. Вот программа, которую следовало выполнять неукоснительно под руководством Николая Владиславовича при выполнении приспособления исторического здания или территории к новому использованию. 

Внимательно изучай и не навреди – эта святая заповедь, проводимая Куспаком, стала своего рода девизом и в новой большой работе по Круглой площади в Петрозаводске.

Круглая площадь, более известная как площадь Ленина, началась у нас в январе 1998 года, а спустя несколько месяцев он ушел, успев за неделю до смерти передать копии всех чертежей и документов, что к тому времени успел «нарыть» в Национальном архиве. Передавал с наказом, что делать сначала, что потом, на что непременно обратить внимание…

Простите, Николай Владиславович, я плохо слушала тогда, думая, что ни к чему эти подробности: на дворе июль, впереди мой отпуск, после которого Вы уже наверняка поправитесь, и все пойдет как всегда.

Уход 

Ушел Николай Владиславович внезапно. Еще неделю назад он поил меня чаем у себя на кухне, а теперь его нет. Рухнула стена, за которой было спокойно работать, зная, что мудрый Куспак всегда направит, тем более в такой сложной и новой работе, как реставрация губернаторского дома. За полгода до этого он прибегал с таинственным видом и говорил: «Я скоро принесу вам такую интересную работу!». И зажмуривался от удовольствия. Я не боялась ринуться в новую для себя отрасль проектирования, зная, что с Куспаком не страшно, он научит…

Он оказался прав. Работа оказалось очень интересной. Но всё пошло совсем не так, как всегда. Именно тогда и вспомнились те первые навыки и уроки в архиве, данные в том первом, «выводном полете», которые пригодились в дальнейшей работе. Особенно в архиве, которого за прошедшие годы было много. И сколько же я там всего еще нашла! И уже никак нельзя с ним поделиться…

Бывший губернаторский дом на пл. Ленина. Проект реставрации фасада. Чертеж Е. Ициксон
Бывший губернаторский дом на пл. Ленина. Проект реставрации фасада. Чертеж Е. Ициксон

Первая очередь музея в бывшем губернаторском доме открылась в 2010 году. Кое-что все-таки получилось неплохо. Мысленно водила своего наставника и учителя Николая Владиславовича по отреставрированным залам музея, рассказывала… В том числе про красивые колонны, которые оказались замурованными в стенах. И очень жалела, в который уже раз жалела, что его нет рядом.

Главный вход в краеведческий музей после реставрации. Фото Виктора Фелька
Главный вход в краеведческий музей после реставрации. Фото Виктора Фелька

 

Каким был Куспак

В нашем проектном институте его все знали. Абсолютно все. Конечно, должность – главный архитектор проектов, а потом главный специалист технического отдела института – всегда связана с большим кругом проектировщиков и специалистов. Но не только должность, но и его человеческие качества, которые ценились всеми коллегами, всегда притягивали к нему людей.

Архитектурные дамы, работавшие рядом, в совместных проектах, все сильно моложе его, за глаза называли Куспака просто дядей Колей. Галантный и остроумный, блестящий собеседник и человек удивительно разносторонних и глубоких знаний. С ним было интересно. С ним свободно можно было говорить о музыке, литературе, живописи. К месту и к настроению он запросто читал наизусть строфы известных и неизвестных поэтов. Он был душой всех компаний и заводилой таких празднеств в мастерской, которые помнятся спустя много лет фееричностью и размахом своего оформления. Здесь Куспак был не только несравненным художником-декоратором, но «прорабом», организующим на живописные подвиги всех, даже не умеющих рисовать.

Ударная группа киностудии «Руны» – Борис Бойцов, Николай Куспак, Вячеслав Орфинский
Ударная группа киностудии «Руны» – Борис Бойцов, Николай Куспак, Вячеслав Орфинский

Он был участником знаменитой киностудии «Руны», которая вышла из нашего института не только на республиканский уровень, но получала призы на всесоюзных смотрах кинолюбителей за прекрасные фильмы о Карелии. Замечательные заставки для фильмов о городах Карелии Куспак рисовал сам. Вместе с Б.П. Бойцовым, В.П. Орфинским и всей командой киностудии Н.В. Куспак в 1988 году стал лауреатом Государственной премии Республики Карелия в области культуры, литературы и искусства за серию документальных и научно-популярных фильмов, посвященных народному зодчеству Карелии. И весь «Карелпроект» радовался за своих коллег!

Все в институте знали, что Куспак обожает путешествовать по Европе, периодически покупая путевки в круизы. И чтобы были Лувр и Прадо, и Сикстинская капелла… Николай Владиславович всегда перед поездками изучал энциклопедии и справочники, книги о том, что предстоит увидеть. Нужно было знать всё, чтобы не пропустить самое главное и интересное. Интернета не было, Гугл-панорам не было, и он рисовал для себя трехмерные схемы разных городов, чтобы ориентироваться в них.

Выставка, посвященная творчеству Н.В. Куспака, в зале музея «Кижи». В правой витрине – один из путевых блокнотов Н. Куспака с планом Севильи. 2008. Фото Е. Ициксон
Выставка, посвященная творчеству Н.В. Куспака, в зале музея «Кижи». В правой витрине – один из путевых блокнотов Н. Куспака с планом Севильи. 2008. Фото Е. Ициксон

А в круизах делал множество слайдов и потом рассказывал коллегам, с картинками – чем не клуб путешественников! И на основе своих путешествий проводил в подшефной 30-й школе лекторий «Мир глазами архитектора». 

Он никогда не таил в себе свои знания, делился ими на лекциях, в газетных публикациях, выступая на радио и телевидении. И вообще он был внештатным лектором общества «Знание». Существовала такая просветительская организация в СССР. И в клубе «Краевед» его доклады были, на мой взгляд, одними из самых интересных. Он углублялся в исследования и потом публиковал материалы также в научных сборниках ПетрГУ – об ансамбле Шуйского погоста под Петрозаводском, об архитектуре Приладожья, о церквях Петрозаводска и Никольской в Сенной Губе и др. Причем всегда сопровождал свои публикации не только архивными фотографиями, но и собственными чертежами и схемами.

Рисунок Н.В. Куспака к одной из своих публикаций в научном сборнике ПетрГУ
Рисунок Н.В. Куспака к одной из своих публикаций в научном сборнике ПетрГУ

Результаты большой исследовательской работы Н.В. Куспака стали убедительным обоснованием для присвоения в 1990-м пяти городам Карелии статуса исторических: Олонец, Сортавала, Петрозаводск, Кемь, Пудож.

Сретенская церковь 

Исследования Николая Владиславовича по Петрозаводску открыли, в том числе, интереснейшую историю Сретенской церкви в Соломенном. До 2003 года церкви, можно сказать, и не было. Лишь ее обезглавленное каменное тело в виде школьного здания своим красивым местоположением обращало на себя внимание и приветствовало всех перебравшихся через Соломенский пролив.

Погост Соломенное. Рисунок с фотографии Ярослава Пекарского. 1880-е гг.
Погост Соломенное. Рисунок с фотографии Ярослава Пекарского. 1880-е гг.

Храм «на диком камне», на который обратил внимание Николай Озерецковский в своих путевых заметках, опубликованных им позднее в книге «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому», был только что возведен – в 1781 году. Церковь соответствовала стилю XVIII века, Петровскому стилю, несмотря на то что ее строительство по времени далеко ушло за границы жизни основателя этой эпохи. Но в Петрозаводске еще стоял Петропавловский собор – свидетель царственного основателя города, и новая церковь через залив перекликалась с ним, сияя своим шпилем, венчающим колокольню над притвором.

Сретенская церковь, перестроенная в 1913 году
Сретенская церковь, перестроенная в 1913 году

В 1913 году Сретенская церковь была перестроена по проекту епархиального и городского архитектора И.И. Маркушевича (1870-1942). Во время очередного ремонта по желанию руководства епархии верха на храме были заменены, шпилевидное завершение снято, и весь облик церкви приобрел православно-византийский характер. В 1931 году храм в Соломенном был закрыт, а верха его вовсе удалены. Сретенская церковь на долгие десятилетия стала школой.

Сретенская церковь в конце 1990-х
Сретенская церковь в конце 1990-х

В 1997 году Сретенская была возвращена епархии, и встал вопрос о ее реставрации. Николай Владиславович Куспак, хорошо зная все перипетии храма, провел несколько встреч с архиепископом Мануилом и убедил его в том, что восстанавливать Сретенскую церковь «на диком камне» в Соломенном нужно не на ее дореволюционный облик (по Маркушевичу), а в первоначальном виде, со шпилем.

Сретенская церковь после реставрации в 2003 году
Сретенская церковь после реставрации в 2003 году

В 2003 году Сретенская церковь в Соломенном вернулась к своему историческому образу, как ратовал за это Н.В. Куспак. Но он этого уже не увидел.

Часовня Петра и Павла

Часовня была построена по проекту Н.В. Куспака в 1996-1998 гг. на развилке Вытегорского шоссе и улицы Лыжной, на возвышении рельефа. Примерно на этом месте, Кукковой горке, в одной версте от Крестовоздвиженской церкви до 1930-х годов стояла каменная часовня в честь Животворящего Креста Господня. В начале 1990-х возникла идея построить здесь часовню в честь Св. апостолов Петра и Павла, в память утраченного Петропавловского собора, что стоял с начала XVIII века у Соборной площади.

Часовня Петра и Павла. 2001. Фото Е. Ициксон
Часовня Петра и Павла. 2001. Фото Е. Ициксон

Тип каменного шатрового храма, возникший в русской архитектуре в XVI веке и возродивший в своих формах традиции деревянного зодчества, как нельзя лучше пришелся для этого места. Лаконичный, почти кубический объем часовни, на котором покоится восьмигранный барабан – звонница с восемью открытыми арочными проемами, увенчан деревянной шатровой кровлей с маленькими кокошниками. Небольшая главка с крестом завершает вертикальную объемную композицию часовни.

Проект часовни Петра и Павла. Северный фасад. Чертеж Н.В. Куспака
Проект часовни Петра и Павла. Северный фасад. Чертеж Н.В. Куспака

Стройность часовни достигнута благодаря двускатным покрытиям выступающих частей основного объема, устремленностью всего объема вверх, удлиненным маленьким барабанчиком под главкой. Белой свечечкой стоит эта часовня над дорогой. В том числе в память о своем авторе-создателе. Он следил за строительством, успел на освящение фундамента и стен… 

Часовня во имя Святых апостолов Петра и Павла по завершении строительства была освящена архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом 16 августа 1998 года при стечении народа, на 40-й день после кончины ее автора, заслуженного архитектора России Николая Владиславовича Куспака.

Честно говоря, все архитекторы удивились тому, что Куспак проектирует объем – все знали его матерым градостроителем и планировщиком, а также теоретиком, историком архитектуры.

И только потом узналось, что после окончания Московского архитектурного института в 1949-м, он работал в Брянске. И разработал проекты более 10 жилых и общественных зданий, построенных там же, в Брянске. Среди осуществленных строительством в 1949-53 гг. здание прокуратуры, Дом промышленности, жилые дома по ул. Горького, Дом профсоюзов (диплом Госстроя РСФСР за лучшее гражданское здание 1951-53 гг.), здание райкома партии в Фокинском районе Брянска.

Это очень похоже на то, что строилось тогда в Петрозаводске. Все эти сооружения, построенные в характерном для того времени стиле неоклассицизма, отличают хорошие пропорции, ясная композиция, умелое и точное использование классических декоративных элементов.

Здания Н. Куспака в Брянске. С сайта Брянской областной библиотеки
Здания Н. Куспака в Брянске. С сайта Брянской областной библиотеки

Здания Н. Куспака в Брянске. С сайта Брянской областной библиотеки

Если бы Куспак строил в то время здесь, он бы не слыл среди коллег только планировщиком. Скорей всего печально известное постановление о борьбе с излишествами в проектировании и строительстве увело Н.В. Куспака в смежную отрасль архитектуры – градостроительство. Так случилось со многими авторами красивых зданий, построенных в первое послевоенное десятилетие в советских городах. Ведь и Лазарь Тарлер больше нигде не строил таких домов, как в Петрозаводске, занимаясь в Гипрогоре исключительно генеральными планами городов.

А я догадалась, откуда взялся этот летчицкий термин «выводной полет». При подготовке этого материала перечитала автобиографию Николая Владиславовича: «С сентября 1942 по октябрь 1945 находился в действующей армии в составе 1-й Воздушной Армии». И это еще одна, совсем другая страница такой богатой, неисчерпаемой жизни одного человека – архитектора Николая Владиславовича Куспака. 

Н.В. Куспак. Фото Бориса Бойцова
Н.В. Куспак. Фото Бориса Бойцова

P.S. Н.В. Куспак родился 10 декабря 1919 года. Тем не менее свой день рождения он отмечал всегда 19 декабря – на Николу Зимнего.

В этом году 19 декабря, в 17.00 в конференц-зале Национальной библиотеки Республики Карелия состоится вечер, посвященный памяти архитектора Николая Владиславовича Куспака. День рождения будет, как всегда, – на Николу Зимнего. Как он любил.

Вход свободный.