Архитектура Петрозаводска

Может ли Петрозаводск преобразиться, как Гатчина?

Гатчина. Бульвар Науки. Фото: www.sobaka.ru
Гатчина. Бульвар Науки. Фото: www.sobaka.ru

Большой резонанс среди тех, кого волнует визуальный образ родного города, вызвала недавняя публикация «Как архитектор Елизавета Гречухина за четыре года сделала из Гатчины мечту Ильи Варламова?» в петербургском интернет-издании «Собака.ру».

Мы попросили прокомментировать ее применительно к Петрозаводску трех архитекторов — Александра Савельева, Евгения Таева и Евгения Фролова.

Вначале о содержании публикации. В интервью архитектор Елизавета Гречухина рассказывает, как за четыре года смогла преобразить Гатчину. Здесь открываются новые общественные пространства, детские площадки здорового человека, улицы становятся пешеходными, город побеждает в конкурсах проектов развития среды. Четыре года она работала в администрации Гатчины, а теперь собирается масштабировать этот опыт на всю Ленинградскую область.

Первым ее проектом в Гатчине стал бульвар Науки. Далее были перекодированы старые пространства, проведен конкурс на скульптурную группу сирени, запущен виртуальный экскурсовод вместе с проектом «Умный город. Выигранный грант на проект «Аэропарк» позволит создать  общественное пространство об истории авиации со скейт-парком и роллердромом.

Гречухиной удалось поменять правила размещения рекламы в городе: «…все вывески и рекламы должны располагаться только в определенной зоне, запрещена сплошная заклейка окон, потому что прозрачные окна кафе и магазинов создают ощущение безопасности, устанавливают связь с улицей».

О переменах в Гатчине высказались для «Лицея» петрозаводские архитекторы. Двое из них — Евгений Таев и Евгений Фролов — в разные годы были главными архитекторами города. Эту должность с 19 декабря 2017 года нынешняя глава администрации Петрозаводска упразднила.

Александр Савельев: «Круто, что появляются люди, желающие изменить нашу жизнь к лучшему»

Александр Савельев. Фото Ирины Ларионовой
Александр Савельев. Фото Ирины Ларионовой

На мой взгляд, интервью хорошо отражает современное состояние в области формирования комфортной городской среды. Название, конечно, журналист «пережарила» — о «мечте Ильи Варламова» пока говорить рано. Однако вектор развития темы правильный. Со многими моментами согласился бы, с некоторыми поспорил.

Основной вопрос — система управления: как обычно, поддержка или игнорирование профессионалов напрямую сказывается на результате. Симпатизировала предыдущая глава города архитектору — пошли интересные качественные проекты, появился в городе новый управляющий — должность быстро убрали и пошёл сбой. Оказывается, не только в нашем городе такая нелепость произошла. Думаю, в России много городов в такой ситуации.

Самое интересное, власть оправдывает упразднение должности главного архитектора города тем, что градостроительные решения не должны зависеть от одного человека. Однако это утверждение в корне неверно. Любой спорный проект, который не согласовал главный архитектор, можно вынести на Градостроительный совет, где в случае положительной оценки он получит согласование.

И получается, что отсутствие должности главного архитектора нужно только для продавливания проектов, которые не получат одобрения у профессионалов.

Чисто технически в работе администрации возникает чехарда: решением многих вопросов, которыми занимался главный архитектор города, вынуждены заниматься люди совершенно других профессий. Видимо, такой уж сейчас «тренд» в управлении. И слава богу, если в аппарате администрации встречаются здравомыслящие люди, пытающиеся решать сложные вопросы, привлекая специалистов-профессионалов и выбивая средства на воплощение интересной идеи в жизнь. По крайней мере знаю в нашей администрации сотрудников, неравнодушных к проблемам города и понимающих сложность вопросов.

По спорным моментам статьи. Не согласился бы с высказываниями, что поменять городскую среду несложно и недорого. Сложно и дорого. Чтобы надолго и красиво. Иначе как с латанием дорог в России: быстро, дёшево и каждый год. Гранитная плита с должной толщиной простоит на порядок больше бетонной плитки, это понятно всем. Да и сам подход к теме благоустройства — почему вдруг по стране прокатилась волна под названием «программа «Городская комфортная среда» и все зашуршали, пока выделили средства сверху широким жестом? Вопросы благоустройства и комфортной среды должны решаться всегда, а не раз в пятьдесят лет.

Конечно, хорошо, что, наконец, что-то сдвинулось. Но я вот, думаю: а если бы не столетие Карелии, так и остался бы дырявый асфальт на тротуарах в центре города и разваливающиеся, непокрашенные дома? Хотелось бы надеяться, что это не одноразовая пиар-акция, а системные шаги в обустройстве наших городов. И если этим будут заниматься профессионалы, то шаг за шагом мы сможем изменить облик нашей страны в лучшую сторону.

Отдельно хочется отметить работу с рекламой и вывесками в городе — это очень хорошие шаги по очистке визуального ряда в городе. Уже сейчас, когда ещё не все вывески заменили, Петрозаводск преобразился. Фасады домов облегчились от рекламного мусора, это здорово. Радует, что такой сложный вопрос удалось сдвинуть с места.

Петрозаводск. Благоустроенная зона на улице Свердлова
Петрозаводск. Благоустроенная зона на улице Свердлова

На самом деле это круто, что появляются инициативные люди, желающие изменить нашу жизнь к лучшему. Я имею в виду не только тех, кто в архитектурном деле: это и директор кафе,  устанавливающий уютную летнюю террасу, и владелец небольшого магазина, устраивающий мощение и малые формы перед своими витринами, и управляющий гостиницы, украшающий цветниками улицу. Качественно созданная среда меняет человека в лучшую сторону, меняет его мировоззрение.

 

Евгений Таев: «У нас может не оказаться территорий для парков, бульваров, уютных дворов»

Евгений Таев
Евгений Таев

Можно только порадоваться если в Гатчине действительно происходят такие позитивные перемены. Очень здорово, что, кроме привлечения профессиональных архитекторов, художников, они на начальном этапе много общаются с жителями, пытаясь понять их настроение, потребности.

Однако тот факт, что в какой-то момент должность главного архитектора сократили, говорит и о том, что сегодня нет четкой позиции о необходимости этих самых главных архитекторов для наших городов. И как следствие, каждый город решает эту проблему по-своему. Кто-то, формируя эту среду, подключает к решению вопроса серьезных специалистов, кто-то привлекает студентов, кто-то обходится силами местных жителей.

Но, как мне кажется, отсутствие профессионального управления, координирующего всю градостроительную деятельность, не может не сказываться на внешнем облике города, формировании его среды.

Кроме того, формирование качественной городской среды — это не только благоустройство скверов и бульваров, упорядочение рекламы и покраска фасадов. Городская среда начинается с территориального планирования, которое включает в себя вопросы экономического развития территории, вопросы транспортной и инженерной инфраструктуры, сохранения исторического наследия и экологии.

Одним словом, при отсутствии профессионального подхода у нас в какой-то момент просто может не оказаться территорий для создания тех самых парков и бульваров, скверов и площадей, уютных дворовых территорий и привлекательных общественных пространств. Как сделать так, чтобы эти негативные процессы нас не касались? Ответ тоже очевиден – к решению вопросов необходимо привлекать профессионалов.

 

Евгений Фролов: «Можно только позавидовать Гатчине»

Евгений Фролов
Евгений Фролов

Познакомившись с публикацией об архитекторе Гречухиной и её делах в Гатчине, а теперь и в других городах Ленобласти, можно только позавидовать. Конечно же, белой завистью. Удачи в реализации идей благоустройства в Гатчине обусловлены многими факторами:

Елизавета Гречухина —  профессиональный архитектор, имеющая опыт работы и желание изменить город к лучшему.

Желание городской власти делать какие-либо перемены, причем делать профессионально, а
не как «дядя Вася что-то начертил, и все побежали реализовывать» (цитата из статьи).

Полное доверие власти профессиональному архитектору и его идеям.

Заложенность в бюджете средств не только для реализации благоустройства, но и для проектирования, для возможности заключения договоров с профессиональными архитекторами, дизайнерами на разработку деталей городской среды.

Желание администрации участвовать в региональных конкурсах, победа в которых гарантирует получение бюджетных средств на реализацию благоустройства.

Читая публикацию об успехах этого архитектора, понимаешь, что как ни крути, а значение архитектора как творческой личности есть один из главных факторов развития не только архитектуры города, но и, конечно, благоустройства городской среды.

Именно архитектор или группа архитекторов и дизайнеров должны решать задачи благоустройства городской среды. Судя по всему, в Гатчине Гречухина решала одна, по всей видимости это было залогом успеха. Я имею в виду саму концепцию благоустройства, но с  привлечением дизайнеров и художников на выполнение конкретных элементов среды. Наверное, это правильно, если ей это было под силу. Потому что мы знаем, что у семи нянек дитя без глаза.

Залог же успеха Елизаветы Гречухиной в том, что администрация отдала в руки архитектора решения по благоустройству городской среды, понимая, что планированием города должен заниматься профессионал, а не «дядя Вася». И это мудро.

Интерес вызывает и работа архитектора и её помощников с населением на стадии выбора той или иной зоны для благоустройства. Это желание выяснить, что бы они хотели видеть там, и только. А вот проектные решения, их дизайн, воплощение в жизнь  — это прерогатива профессионалов. И это уже
ни с кем не согласовывается, это зона ответственность архитекторов, дизайнеров, художников. Ведь чтобы оценить то или иное решение, необходима также определенная подготовка.

Пример, который описан в статье, хочется думать, не единственный в нашей стране. И очень хочется надеяться, что администрации городов, заинтересованные в первую очередь в улучшении среды обитания, будут делать это не силами «дяди Васи», а силами профессионалов, которые имеют специализированную подготовку: архитекторов, дизайнеров, художников, дендрологов, урбанистов и т.п. И чтобы никогда не происходило то, о чём написано в конце: cменилась глава, и произошла оптимизация — должность главного архитектора убрали.

 

От редакции «Лицея». Не надо далеко ходить за примерами, чтобы подтвердить простую мысль: не дилетанты, а профессионалы должны принимать ключевые решения — о какой бы сфере ни шла речь.  Упразднение должности главного архитектора в Петрозаводске — нонсенс! Кому-то, получается, он очень мешал. И мы догадываемся кому.

Считаем также, что не следует избегать общения с местными жителями, нужно выслушивать их мнение, формировать их вкус. По словам Елизаветы Гречухиной, людей нужно «наталкивать на новые решения, показывать лучшие практики. Спрашивать, чем бы они хотели здесь заниматься, — и совместно выходить на новые идеи. Мы сейчас системно запускаем соучаствующее проектирование — это непросто, но эффективно, потому что люди после сессий чувствуют пространство своим, заботятся о нем. Они уже с тобой за эту территорию. Это важный ресурс, которым нужно уметь пользоваться».

При условии возвращения роли главного архитектора и градостроительного совета, вовлечения горожан в соучаствующее проектирование Петрозаводск вполне может преобразиться, как не такая уж далекая от нас Гатчина.