Великая Отечественная. 1941 - 1945

Они тоже приближали Победу

Гельмер Синисало
Гельмер Синисало

Композиторы Карелии во время Великой Отечественной войны продолжали творить, поднимая дух народа.


90-летие замечательного карельского композитора народного артиста СССР Гельмера СИНИСАЛО (1920 – 1989) Карелия будет отмечать 14 июня. В истории развития национальной музыкальной культуры ему принадлежит ключевая роль. В профессиональном искусстве он стал основоположником жанров инструментального концерта, симфонии и национального балета. Его «Сампо» и «Кижская легенда» в свое время стали украшением репертуара Музыкального театра, были показаны в разных городах страны, а «Сампо» не раз побывал и за границей.
Он оставил нам десятки других произведений: песни и романсы, миниатюры для различных инструментов, масштабные симфонические и кантатно-ораториальные произведения. Многие любители музыки старшего поколения помнят и его оперетту «Возраст женщины», созданную в соавторстве с Абрамом Голландом. С 1956 года до последних дней он возглавлял композиторскую организацию республики.
Среди документов, хранящихся в Национальном архиве РК, есть «Воспоминания» композитора, которые он писал в 80-е годы. Они раскрывают жизненный путь музыканта, историю становления и развития композиторской организации. Воспоминания довольно масштабны, хотя, к сожалению, не завершены. Накануне Великой Победы мы решили опубликовать раздел, связанный с военным периодом в жизни композиторской организации и самого автора.
По начальному музыкальному образованию Синисало был флейтистом, работал в симфоническом оркестре Карельской филармонии. Далее предоставляем слово самому Гельмеру Синисало.

«В начале Великой Отечественной войны… оркестр был разбит на три самостоятельные бригады, которые вместе с солистами и артистами хора давали концерты, выступая в воинских частях, у летчиков, танкистов, воинов Петрозаводского гарнизона. Вскоре большая группа артистов хора и симфонического оркестра была передана республиканскому театру музыкальной комедии, в котором и работала все годы войны.

Петрозаводск эвакуировался и временной столицей Советской Карелии стал Беломорск, где обосновался также стационар театра. Но театр наш совершал длительные гастрольные выезды, обслуживая как фронтовые воинские части, так и тыловые города, и исколесил многие тысячи километров, начиная с далекого мурманского Севера и кончая не менее дальним знойным Казахстаном. Всюду нас встречали с энтузиазмом, радостью и благодарностью, так что, несмотря на тяжелые условия военного времени, на холод, голод, неустроенность и бесконечное пребывание на колесах, мы были полны сил и энергии, зная, что приносим своим искусством нечто важное для укрепления веры советских людей в победу над фашизмом.
Композиторы Карелии в первые же дни войны откликнулись на грозные события. Были написаны песни, которые тут же исполнялись концертными бригадами, солистами и всем коллективом театра. Большой популярностью пользовались тогда песни «Ни шагу назад» Р. Пергамента, «Грозный отпор» Л. Теплицкого. Мною были написаны две песни: «На призыв вождя» и «Тысяча марок» (слова В.П. Гудкова).
Молодые талантливые композиторы Леонид Гликман и Борис Ефимов в первые же дни войны ушли добровольцами на фронт. Их имена навеки высечены на почетной мраморной плите в Доме композиторов в Москве. Они отдали свою жизнь во имя мира, во имя счастья советского народа.
Союз композиторов Карелии как организация временно перестал существовать. Судьба разбросала всех нас в разных направлениях. Но не перестали наши композиторы трудиться и создавать произведения, поднимающие патриотический дух, волю народа к Победе. Карл Раутио и Лаури Йоусинен оказались волею судьбы в далеком Омске. Там хорошо всем известный режиссер и общественный деятель Вальтер Суни организовал музыкально-драматический ансамбль. Выступления ансамбля пользовались большим успехом, тематика его была самой злободневной. Конечно же, музыкальной душой ансамбля были наши замечательные друзья – Карл Эрикович (Раутио) и Лаури Карлович (Йоусинен).
Талантливый музыкант, этнограф, организатор и руководитель ансамбля кантелистов, автор многих музыкальных произведений для этого ансамбля Виктор Пантелеймонович Гудков выехал вместе с «Кантеле» в Киргизию. Но беспощадная смерть после тяжелой болезни унесла его от нас еще в начале войны. В городе Фрунзе оказались и карельские композиторы Р.С. Пергамент и Л.Я. Теплицкий. Здесь Пергамент создал ряд песен и крупное вокально-симфоническое произведение «Песня о Соколе» (по М. Горькому). Леопольд Яковлевич работал в основном как художественный руководитель и дирижер военного духового оркестра. В течение всей Отечественной войны в ансамбле «Кантеле» работал музыковед и дирижер, член СК Яков Моисеевич Геншафт.
С республиканским театром музыкальной комедии связали свою судьбу в военное время два композитора: Леонид Вишкарев и я.
В 1942 году большой интерес вызвал к себе композитор Абрам Голланд, показавший в Беломорске в исполнении ансамбля погранвойск ораторию «Убей его». Вскоре Абрам Исаевич был принят в СК, продолжал работать в песенном и других музыкальных жанрах как композитор, а также как музыкально-общественный деятель.
Должен сказать, что в то время я был еще совсем молодым и неопытным композитором. Первая моя относительно крупная работа (Концерт для флейты с оркестром) была исполнена только что (в ноябре 1940 года). Желание же сочинять музыку было большое… Но начавшаяся Отечественная война привела к определенному решению – выступить против начавшейся варварской войны, выступить за свободу Родины. Так появились песни: «Тысяча марок» на слова В. Гудкова, «Партизанская колыбельная» на слова Я. Ругоева, «Я искала друга» и многие другие».

К числу ярких моментов творчества военных лет композитор относит создание в 1942 году хореографического этюда «Победа» по инициативе танцовщиц театра З. Распер и М. Чулановой и музыки к оперетте «Серенада».

«В 1943 году наш театр находился в городе Рыбинске, где решено было поставить на сцене оперетту «Серенада», рассказывающую о патриотическом подъеме жителей захолустного городка, о героической борьбе жителей этого городка против фашистских полчищ. Мне было поручено написать Вступление и 10 музыкальных номеров к этому спектаклю, а также сделать инструментовку всей партитуры.
Во все трудные годы войны нашей путеводной звездой была Москва. Много создано песен о замечательной нашей столице».

Композитор называет главным образом произведения, непосредственно связанные с военной темой. Но кроме них он написал и много сугубо мирной музыки. Художник, мышление которого полнилось прежде всего жанрово-эпической образностью, исповедуя жизнь в ее главных человеческих радостях, веря в их безусловное возвращение, даже в годы военного лихолетья создавал прежде всего светлые лирические композиции. В этом мы убеждаемся, слушая его фортепианные Прелюдии и Сонату, сюиту «Карельские картинки», написанную сначала для кантеле-оркестра, затем переложенную и для симфонического звучания.

Война не только вырвала из рядов Союза композиторов некоторых его членов, но и серьезно подорвала условия для дальнейшей работы. Вернувшись в разрушенный Петрозаводск, все композиторы продолжили не прерывавшееся и в тяжкие военные годы творчество. Неимоверных трудов стоило возрождение культурных завоеваний предвоенных лет. Но теперь это был вдохновенный труд на благо мирной жизни.
«Лицей» № 4 2010