Русский Север

Дорога из России в Европу

 Международный военно-исторический фестиваль «Осударева дорога. Повенецкий рядок. 1702 год» пройдет 18-19 августа в поселке Повенец Медвежьегорского района.

7 июня в Медвежьегорском краеведческом музее провели семинар с участием организаторов фестиваля. Разговор состоял из двух частей: исторической и организационной. И если первая была посвящена событию, которое состоялось 310 лет назад и вошло в историю Российского государства, то во второй части хозяева и гости детально обсуждали предстоящий фестиваль. На него ожидают членов военно-исторических клубов Москвы и Санкт-Петербурга, Сызрани, Эстонии и Латвии, Финляндии и, конечно, Карелии — Петрозаводска и Кондопоги.

 

Что мы знаем об Осударевой дороге? Если коротко, то следующее:

«В августе 1702 года два полка гвардейцев во главе с Петром I преодолели путь от Вардегорского мыса на Белом море до Онежского озера, впоследствии названный «Осударевой дорогой»Трассу длиной более 260 км пять батальонов Преображенского и Семеновского полков преодолели всего за 8 ходовых дней. В результате невиданного похода Петра I была одержана первая крупная победа в Северной войне (1700 — 1721 гг.), пала шведская крепость Нотебург (Орешек), Россия прорвалась к Балтийскому морю и заявила о себе как европейское государство, а чуть позже — как морская держава».

По мнению карельского писателя Константина Гнетнева, Осударева дорога до сих пор хранит немало тайн и загадок. Во-первых, это была совершенно секретная операция, перед началом которой даже запустили… дезинформацию. Сержант Лейб-Гвардии Преображенского полка Михаил Щепотев «по государеву замыслу и приказу от 8 июня 1702 года получил право «… в грязных местах,  на реках, и на речках, и на ручьях, и на всяких переправах, велеть расчистить… и во время проходу Великого Государя служилым людям нигде ни за какие остановки и препоны отнюдь не было».

 

Загадки начинаются уже с первых дней работы на дороге. Неизвестно, как удалось за короткое время при тогдашнем бездорожье и отсутствии современных средств связи мобилизовать несколько тысяч крестьян из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний. А ведь нужно было еще грамотно распределить рабочую силу на протяжении стройки. Так или иначе, но более 170 верст дорожного полотна, причем очень хорошего качества, были построены за 14 суток. Даже сегодня темпы строительства называют рекордными.

Судя по всему, строители работали круглые сутки, тысячи  их остались навечно лежать вдоль трассы. Но поставленная Петром Iзадача была выполнена. И еще: трассу проложили по самому оптимальному, точному  и экономичному маршруту. Как его определили в то время? Кто подсказал царю маршрут? — еще раз задал вопросы Константин Гнетнев и сам же ответил, что это такие же загадки Осударевой дороги. Многие организационные и технические вопросы пока не находят объяснения, подчеркнул он. Не случайно в XIX веке эту дорогу называли божьей колеей.

Правда, в последующее время она пришла в запустение, так как проходила по самым глухим районам, хотя ее использовали какое-то время как почтовый тракт, который назвали потом самым худшим в России. Пользовались ею и богомольцы, направляясь в Соловецкий монастырь. Так что можно сказать, дорога была в основном «одноразового пользования», однако свою геополитическую роль сыграла: по ней Петр I вывел Россию в Европу.

 

В 1993 году родился научно-исследовательский проект «Осударева дорога», учредителем которого выступил Фонд культуры Республики Карелия, а возглавили работу над ним научный сотрудник тогда Краеведческого музея РК Михаил Данков и журналист Сергей Никулин.

— Перед нами была поставлена задача, — рассказал на семинаре С.А. Никулин, — найти дорогу.

Первая экспедиция была, скорее, турпоходом. Но энтузиасты не оставляли надежду пройти по Осударевой дороге. За прошедшие годы были сформированы 8 экспедиций,  члены которых в северной глухомани и бездорожье искали хотя бы следы легендарной дороги, по которой прошли петровские войска. Задачу они выполнили.

Сегодня участники проекта готовят первый участок к туристическому показу, рассчитывая, что в будущем вся дорога станет популярным туристским маршрутом. Более 100 ежегодных публикаций сделали Осудареву дорогу знаменитой, она стала еще одним брендом республики, который, пока, увы, валяется под ногами, но в Интернете уже можно найти отчеты о путешествиях по трассе любителей истории и экстремального туризма.

 

Военно-исторический фестиваль состоится в Повенце, где закончили пеший переход петровские полки и где они погрузились на суда, чтобы отправиться на Ладогу и после многодневного приступа одержать викторию у крепости Нотебург, тем самым «прорубив окно» на Неву, Балтику и в конечном итоге — в Западную Европу.

Начнется он с открытия памятного знака в честь знаменитого перехода и марш-броском участников военно-исторических клубов в военной форме петровских времен, которым предстоит преодолеть 700-800 метров на Осударевой дороге. И хотя расстояние невелико, однако состояние, в котором сегодня находится дорога, и условия похода позволяют отнести его к категории высокой сложности.

В рамках фестиваля пройдут исторические чтения, реконструкция военных баталий. Но поскольку в эти же дни повенчане будут отмечать день своего поселка, то фестиваль станет и народным праздником, в программу которого включен даже рыбный праздник в Сосновке.

Все детали предстоящих событий долго и тщательно обсуждали участники семинара во второй его части. И хотя подготовка к нему началась еще в сентябре пошлого года, дел хватает. В Медвежьегорск приехали представители местных администраций поселков, в которых пройдет фестиваль, краеведы, музейные работники, сотрудники районной администрации, которая совместно с Карельской региональной общественной организацией реконструкции военной истории и культуры «Стражникъ» при культурном центре МВД по Республике Карелия являются учредителями фестиваля.

Программа готова, остались последние штрихи. Осударева дорога готовится к приему гостей.

Фото из отчета о проекте и автора