Общество, Свободная трибуна

Имя города, или О «благодарных» потомках

Петрозаводск. Фото Владимира Ларионова
Петрозаводск. Фото Владимира Ларионова

Пора увековечить в Петрозаводске имена трех горожан, считает поэт Леонид Аквсентьев: издателя Сергея Лобанова, актера Николая Ходотова и инженера Чарльза Гаскойна.

Доброе имя любого города связано с именами отдельных горожан, живущих или некогда живших в нём. В Петрозаводске за его более чем трёхсотлетнюю историю таких людей немало. Я же остановлюсь сегодня лишь на трёх славных именах.

Недавно в наш город по неотложным делам приезжал из Москвы  поэт Сергей Аркавин. Сергей, проживая в настоящее время в столице, продолжает принимать активное участие в общественной и литературной жизни Карелии. Осенью 2015 года Сергей выпустил в электронном варианте, на мой взгляд, очень нужную и полезную  книгу. Название её говорит само за себя: «Сергей Лобанов – гражданин Республики ШКиД». Оказывается, в довоенном и послевоенном Петрозаводске жил замечательный человек, писатель, литератор и издатель Сергей Лобанов. Вот вам, пожалуйста, одно из добрых имён, составляющих славную историю нашего города.

Аркавин в своей книге впервые публикует дружескую и деловую переписку Сергея Лобанова и большого советского писателя, ныне почти забытого, Л. Пантелеева (псевдоним, настоящее имя Алексей Иванович Еремеев). Их дружба началась ещё в знаменитой «Республике ШКиД». Переписка эта сама по себе крайне интересна и любопытна. Есть в этой книге и неизвестное письмо Михаила Зощенко. Кстати сказать, именно Сергей Лобанов обратил внимание признанного сатирика на повесть неизвестного доселе в СССР финского писателя Майю Лассила «За спичками», которую Зощенко впоследствии блестяще перевёл. Благодаря этой повести в советское время появился очень неплохой фильм с тем же названием. Ну а книга впервые вышла в Петрозаводске в издательстве, которое и возглавлял в то время Сергей Лобанов.

Не  могу не   сказать здесь несколько добрых слов о Л. Пантелееве, книги которого юные  книгочеи 50-х и 60-х годов буквально глотали, сметая  их  с библиотечных полок.

К великому сожалению, в наше время, даже не все библиотекари знают имя этого писателя.Видимо,  по этой причине выход в свет книги Аркавина остался незамеченным. «Мы ленивы и нелюбопытны!»  – эти слова великого нашего Александра Сергеевича невольно приходят на ум. Хотя, сам я думаю, что всему приходит свой час. И, может быть, в самое  ближайшее время любознательные наши читатели сбросят дремоту пассивности и равнодушия, и в их глазах загорятся искры интереса и любопытства. Сам же Сергей Аркавин думает, что было бы неплохо установить в нашем городе памятник этой замечательной повести, тем самым увековечив имя финского писателя Майю Лассила, автора перевода Михаила Зощенко и автора идеи перевода, Сергея Лобанова.. В принципе, таких памятников может быть и два: один у нас, а другой – в соседней Суоми. Ведь литература не знает границ.

 

Забываются славные имена. Однако жизнь, будто противясь этому, иногда подбрасывает нам некие обстоятельства. И порой стоит лишь слегка потянуть как за ниточку это самое обстоятельство,  тут же появится чьё-нибудь забытое имя.

Однажды попала мне в руки книга воспоминаний Аркадия Райкина. И вот прочёл, что в детстве Райкин дружил с сыном известного петербуржского актёра Николая Николаевича Ходотова. Вот вам и ещё одно доброе имя. Ведь Ходотов – уроженец Петрозаводска, учился в нашей знаменитой мужской гимназии, пополнив галерею её славных учеников. Назову только двух из них: прославленный живописец Василий Поленов и современник Пушкина, пытавшийся с ним соперничать, поэт Владимир Бенедиктов.

Детство Николая Ходотова прошло в Петрозаводске. Здесь же, на небольшом кладбище при Крестовоздвиженском соборе, похоронена его сестра Зоя. Дача Ходотовых находилась в селе Деревянное. Уже будучи кумиром молодых петербуржцев, Николай приезжал в Петрозаводск с  Верой Комиссаржевской, с которой у него был серьёзный и продолжительный роман. Долгое время талантливый актёр исполнял главные роли в репертуаре Александринского театра. Покоится прах заслуженного артиста императорских театров Николая Ходотова в Александро-Невской лавре.

 

Расскажу вам и ещё об одном обстоятельстве. Мой хороший знакомый ни за что не оставляет свою машину на автостоянке возле Крестовоздвиженского собора, хотя проживает неподалёку от этого храма. А дело в том, что в районе этой стоянки был погребён Чарльз Гаскойн, человек, который в конце XVIII века возглавил Александровский пушечный завод. Мало сказать возглавил, он полностью перестроил всю технологическую цепочку производства пушек.

Имя Гаскойна было хорошо известно в Европе. Он являлся признанным специалистом в области механики, металлургии, химии. Прекрасно знал военное дело и архитектуру. Вот такой человек,  приехав к нам, в короткий срок сделал Петрозаводск инженерной столицей России и центром распространения передовых технологий. Вплоть до середины XIX века Александровский завод снабжал армию и флот Российской империи лучшими на то время пушками. Судя по всему, Гаскойну полюбился наш край, если даже хоронить себя он завещал в Петрозаводске.

Знал бы он, как отнесутся к его завещанию «благодарные потомки», воздвигнув на его могиле парковочную стоянку. Об этом с болью и горечью говорит наш замечательный историк, директор Национального музея РК Михаил Гольденберг.

Я упомянул имена всего лишь трёх человек. Конечно же, список этот можно продолжить. Но даже эти трое вполне достойны того, чтобы улицы или учреждения нашего города носили их фамилии.