Главное, Общество, Семья и дети

Дети дождя

Фото Марии Голубевой

Фестиваль интегрированного творчества прошел в Петрозаводске

«Когда понимаешь, что ты не одинок, что есть люди, у которых похожие проблемы и их можно обсудить и начать решать, появляются силы», — говорит мама ребенка с расстройством аутистического спектра. Таких детей рождается сейчас всё больше.

 

Фестиваль стал итогом проекта «Безбарьерное детство» юниорского союза «Дорога», осуществленного на грант Минздравсоцразвития Карелии. В его рамках разрабатывались и внедрялись новые методики социальной адаптации детей с проблемами здоровья и развития через творчество. В фестивале участвовали интегрированные творческие коллективы Петрозаводска, посёлка Лоухи, Кондопоги и Сортавалы. Опыт «безбарьерного творчества» был представлен в ходе серии мастер-классов и презентаций.

Наталья Никулина
Наталья Никулина

— Основной аудиторией стали специалисты из школ и детсадов Карелии, в которых есть коррекционные группы, пришли сотрудники Центра психолого-медико-социального сопровождения Петрозаводска и Центра диагностики и консультирования, — рассказала руководитель проекта «Безбарьерное детство» Наталья Никулина.

Фестиваль открылся спектаклем, подготовленным интегрированными детскими и молодежными театральными коллективами Карелии. Проект дал возможность встретиться в Петрозаводске и за несколько дней поставить под руководством театральной студии «Росток» спектакль по сказке Андерсена «Дикие лебеди» при поддержке проекта «Арт-прорыв» педотряда «Параллели».

— Меня поразил этот спектакль! — сказала участница семинара, педагог коррекционной школы Петрозаводска. — Среди участников театральной студии были выпускники и нашей школы. Некоторые учителя, может быть, впервые увидели своих учеников в роли актеров.

 

Участники семинара в детско-юношеском центре Петрозаводска
Участники семинара в детско-юношеском центре Петрозаводска

Новые направления работы после спектакля представила студия «Творим вместе», которая поддерживает семьи, воспитывающие детей с аутизмом. Деятельность студии была высоко оценена российскими экспертами фонда Натальи Водяновой «Обнаженные сердца». Двум добровольцам студии — Марии Сибелевой и Елене Хренниковой — предоставили право пройти обучение по международной программе «Ранняя пташка», которая помогает семьям детей с аутизмом, недавно узнавшим о диагнозе своего ребенка.

— Мы не должны работать с тем, чтобы родители приняли диагноз, мы учим пап и мам конкретным навыкам, важным для развития ребенка и жизни семьи, — пояснила Мария Сибелева, педагог «Стангрит-центра», волонтер студии «Творим вместе».

Елена Хренникова рассказала «Лицею», что в этом году ее девятилетний сын пошел в первый класс. Первое, что ей пришлось сделать как маме ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС), — преодолеть свое одиночество и отыскать семьи с похожими проблемами.

— Когда понимаешь, что ты не одинок, что есть еще люди, у которых похожие проблемы и их можно обсудить и начать решать, появляются силы. Поэтому я согласилась участвовать в программе и помогать другим. Основной совет родителям — ищите информацию, специалистов и единомышленников.

Пособие
Пособие

Руководитель студии «Творим вместе» Наталья Никулина представила итоги краудфандингового проекта, в рамках которого были собраны средства на организацию собственного производства коммуникативных пособий для детей, испытывающих затруднения в речевом общении.

Коммуникативные книги и карточки PECS получили учителя и воспитатели школ и детсадов Петрозаводска. Многие из них просили не один, а несколько комплектов на учебное заведение, чтобы поделиться ими с коллегами. Больше информации об этом способе коммуникации и заказе карточек можно найти здесь.

Пособия получили учителя и воспитатели коррекционных школ, групп и классов Петрозаводска
Пособия получили учителя и воспитатели коррекционных школ, групп и классов Петрозаводска

 

Кстати, пособия уже активно используют петрозаводские семьи, воспитывающие детей с аутизмом. Коммуникативные карточки и книги также будут полезны и детям с другими проблемами коммуникации. О своем опыте на семинаре рассказала мама неговорящего трехлетнего мальчика с РАС, для которого использование карточек оказалось одним из способов расширить словарный запас и стимулом к говорению.

Анна Антонова провела открытое занятие
Анна Антонова провела открытое занятие

Завершилась встреча творческим занятием, которое провела педагог и волонтер студии «Творим вместе» Анна Антонова. Работать с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, — дело непростое. Но по отзывам родителей известно, что мальчики и девочки на занятиях Анны не скучают.

— С такими детками я работаю уже больше пяти лет и, конечно, есть чем поделиться, — говорит Анна Антонова. — Учителям и воспитателям рискну дать совет — будьте искренними, детей не обмануть. Не бойтесь быть дурашливой, смешной, не бойтесь показать себя настоящей, старайтесь прожить занятие, растворитесь в нём. Наблюдайте, все время наблюдайте, ловите взгляд ребенка и особенно то, на что он отвлекся. Запоминайте! В следующий раз он вряд ли так отреагирует, но можно зацепить взгляд другого. Это очень важно — поймать внимание и попробовать за это маленькое время дать ребенку информацию. Какие приемы использую я? Свечку зажигаю, выключаю свет и свечу фонариком, включаю музыку, беру гитару и пропеваю сказку, веселый танец с движениями (можно изображать животных). Да, обязательно нужны прикосновения, ласковые, ненавязчивые — можно погладить руку, ушко, спинку, полежать рядом, прямо на коврике. Не старайтесь следовать плану, который подготовили, с этими ребятками план редко срабатывает. Нужны просто заготовки для переключения внимания. Так, отлично работают веселые пальчиковые игры, песенки. Наблюдайте за детьми и идите за ними, они сами построят занятие, только помогите им, чуть направьте. Разговаривайте негромко, без резких движений и звуков. Это можно, но только когда уже есть контакт с ребенком и вы для него привычный. Вы поймете это сами по его взгляду, поведению, он захочет сам прикоснуться к вам, заглянет в глаза. Когда даете задание, сразу не ждите выполнения, лучше еще раз повторить его через 5-10 минут. Скорее всего, он его тогда услышит. Им нужно чуть больше времени для обработки информации. На следующем занятии можно еще раз дать такое задание, дети дождя любят знакомое. Я, например, заметила, что второй раз кукольную сказку ребята смотрят уже с большим интересом и даже потом показывают сами. Иногда вам будет казаться, что вас никто не слышит и занятие прошло впустую… Но, поверьте, это не так. Дети всё слышат, даже когда вы видите, что они отвлекаются, рисуют, играют, продолжайте им показывать сказку, петь песню, читать. Я уже привыкла показывать сказку сама себе, это даже весело! А потом родители рассказывают — пришел ребенок домой и всё, что было на занятии, изобразил. Вот такие они волшебные, космические, очень ранимые, хрупкие, открытые и ждущие, понятливые — одним словом, дети.
Своим мнение о прошедшем семинаре с «Лицеем» поделились его участники.

Сергей Стангрит, музыкальный терапевт, педагог, руководитель «Стангрит-центра«:

— Действительно, тема аутизма все более широко обсуждается и в СМИ, и на различных форумах, конференциях и конгрессах. Одну из причин, по-видимому, можно найти в статистике: таких детей рождается все больше и больше. И всё больший круг людей вовлечен в судьбы этих детей.

Мария Сибелева, педагог «Стангрит-центра»:

— Важно как можно раньше заметить странности в поведении своего ребёнка и показать его специалистам. Малыш может специфично реагировать на громкие звуки, бояться прикосновений, не искать контакта с окружающими взрослыми. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем раньше можно начать работать, и предотвратить вторичные поведенческие проблемы. Программа «Ранняя пташка» лично мне помогла глубже разобраться в проблемах аутизма. Мне было полезно узнать о разных методиках помощи, например, такие как PECS, поведенческая терапия. На своих музыкальных занятиях с детьми с РАС мы стали использовать больше наглядности — и это правда работает! Используем с некоторыми детьми карточки PECS c музыкальными инструментами, очень выручает. Главный совет педагогам — перестать говорить! Наша привычка «оречевлять» совершенно не подходит в работе с детьми с РАС. Говорить мало, позитивно окрашено. Использовать зрительную поддержку — жесты, картинки.

Фото Марии Голубевой