Люди, Общество, Утраты

Гид по искусству

Виктор Николаевич Семеновкер. Фото Ирины Ларионовой
Виктор Николаевич Семеновкер. Фото Ирины Ларионовой

Сегодня, 16 ноября, 40 дней со дня ухода из жизни Виктора Николаевича Семеновкера.

Всю свою жизнь он преподавал в Петрозаводском университете. Курс лекций по изобразительному искусству, который Виктор Николаевич читал в Открытом университете, пользовался невероятной популярностью. 20 ноября ему исполнилось бы 75 лет. Он был бодр, энергичен, подготовил новый курс лекций, которому не суждено было начаться. 

Виктора Семеновкера вспоминают слушатели его курса.

«Мы знакомились с шедеврами»

С  каждым новым днем все острее ощущается невосполнимость этой утраты. Мы, слушатели его курса «Лучшие музеи мира», особенно горюем. Семь лет приходили мы на лекции Виктора Николаевича, не пропуская ни одного занятия, потому что каждое из них было для нас новым открытием в мире Прекрасного. Мы знакомились с шедеврами таких великих музеев, как Лувр, Прадо, Лондонская национальная галерея, музеями Берлина, Вашингтона. Изучали полотна нашего Эрмитажа и Русского музея, Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Каким прекрасным светом Искусства озарились наши дни!  Насколько интереснее и ярче стала наша жизнь! Сколько замечательных фильмов о художниках и их творчестве показал нам Виктор Николаевич! Меня всегда восхищали добросовестность и тщательность подготовки к лекциям нашего профессора. Какой богатейший иллюстративный материал предоставлял он! Мы всегда были в курсе всех новых  выставок как в Петрозаводске, так в Москве и Санкт-Петербурге.

Благодаря заботливому отношению к своему делу Виктора Николаевича, мы не пропускали ни одной телепередачи о художниках. На одной из последних лекций он назвал нас самыми образованными в мире искусства среди жителей Петрозаводска. Наш профессор был полон новых замыслов, обещал подготовить курс лекций об архитектуре.

Мы с нетерпением ожидали начала нового учебного года. А теперь мы осиротели. Открытый университет Петрозаводска понес невосполнимую утрату.  Лекции Виктора Николаевича Семеновкера были самыми востребованными, его аудитории всегда переполнены слушателями. Светлую память в наших сердцах оставил наш профессор Виктор Николаевич Семеновкер.

Валентина Старицына, учитель- пенсионер

Виктор Николаевич Семеновкер. Фото Ирины Ларионовой

«Пусть дети подарят вам путёвку в Италию!»

«Насколько дорог был тебе человек, понимаешь только тогда, когда его теряешь…» Эта фраза из давнего письма уже больше месяца не выходит из головы.

Виктор Николаевич стал неотъемлемой частью нашей жизни. Дважды в неделю, как дисциплинированные школяры, в любую погоду, отбросив все дела, мы бежали на любимый урок. В этом был наш привычный и, казалось, нерушимый распорядок. Каждая передача по искусству, даже прогноз погоды на телеканале «Культура», восемь лет кряду ассоциируются у нас с нашим педагогом. Потому что в начале каждой лекции Виктор Николаевич  предлагал нам выборную программу по искусству на неделю вперед. И был в этом нашим гидом!  В любом городе, куда заносила нас судьба, мы всегда в первую очередь, с подачи нашего профессора, искали художественный музей, чтобы потом рассказать ему, где мы были и что видели.

Позитивно настроенный, энергичный, он всегда щедро делился знаниями о сокровищах мировой культуры. Только однажды пришлось увидеть его немного печальным. Это было в июне, когда закончился учебный год. После вернисажа в Городском выставочном зале Виктор Николаевич сидел на скамейке и грустил: «Никто не звонит, никто мне не пишет — никому я стал не нужен!..»  Мы с другими слушателями Открытого университета пытались его поддержать, объясняя, что это временно, просто народ ринулся на дачи.

Когда-то, на одном из первых занятий по курсу «Музеи мира», он ошарашил свою очень возрастную аудиторию: «Запоминайте, на какие произведения нужно обратить особое внимание в музеях Флоренции!». Народ засмеялся: «С нашими пенсиями только и разъезжать!». А он, не смущаясь, твердо  сказал: «А вот когда дети или внуки захотят сделать вам подарок, не говорите, что вам уже ничего не нужно, — пусть-ка  подарят вам путёвку в Италию!». Видели бы вы, как загорелись глаза бабушек и тётушек! Им и в голову не приходило, что они тоже граждане мира, и что не только молодёжь имеет право путешествовать.

Людмила Луйкина

 

«Летела на крыльях в университет»

Cчитаю себя постоянным слушателем Открытого университета ПетрГУ, хотя посещаю лекции от случаю к случаю. На то есть веские причины: к сожалению, нечасто бываю в Петрозаводске, в Карелии – моей малой родине. Здесь прошли мое детство и школьные годы. Всегда стремлюсь сюда, использую каждую возможность.

В последние годы по прибытии в Петрозаводск, еще не объявившись друзьям и родственникам, лечу на крыльях в университет (благо живу в соседнем доме), чтобы ознакомиться с репертуаром лекций на ближайшие дни и в первую очередь лекций Виктора Николаевича Семеновкера. Уже предвкушаю, как приду на встречу с Виктором Николаевичем, услышу его увлеченный рассказ, увижу кинофотодокументы, которые он нам щедро демонстрирует.

Меня всегда впечатляла его готовность отдать все свои знания без утайки, поделиться своей любовью к искусству. Сопереживать вместе с нами все обсуждаемые события.

Так и 9 ноября прибежала в вестибюль университета, просматриваю доску объявлений и не нахожу информацию о лекциях Виктора Николаевича. Сначала удивляюсь, так как весной у него было много планов наших будущих встреч, потом начинаю беспокоиться, не заболел ли, но тут же утешаю себя, что могут быть другие обстоятельства.

А вечером на очередной лекции Открытого университета узнала, о боже, печальнейшую весть о кончине Виктора Николаевича, душевного человека с такой мягкой и теплой харизмой, интеллектуала, просветителя.

Прошлый лекционный год был суперинтересным. Виктор Николаевич знакомил слушателей с музеями Италии, да так знакомил, что создалось впечатление, что ты там уже один раз побывал.

Мне посчастливилось побывать с Виктором Николаевичем виртуально в Венеции, Помпее, Ватикане. А сколько интересного прошло мимо меня… Поэтому уезжала из Петрозаводска всегда с сожалением, с некоторыми семейными разборками за то, что не могу остаться здесь подольше. И с огромной белой завистью к местным слушателям.

Будучи вне Петрозаводска, всегда вспоминаю Виктора Николаевича с особой теплотой, рассказываю своим близким о нем самом и его лекциях. Делюсь тем, что интересного узнала.

Виктор Николаевич готов был записать всем, кто только пожелает, любой фильм, телепередачу, которую нам показывал по теме лекции. Надо было только принести флэш-карту. И на это он тратил своё личное время, которого всегда так не хватает. Еще и удивлялся, что мало поступало просьб.
Однажды и я воспользовалась его предложением и Виктор Николаевич охотно записал мне фильм о Берте Моризо — художнице-импрессионисте. В Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, богатая коллекция работ импрессионистов, которые я видела много раз, начиная с 60-х годов, когда была студенткой московского вуза. Но творчество Берты Моризо оказалось в моих познаниях белым пятном, и Виктор Николаевич ликвидировал его.

Однажды, возвращаясь с какой-то лекции в Москве (давно это было), я сказала своей подруге-интеллектуалке, что не все поняла и не все запомнила. На что та ответила: «Не беспокойся, царапины остались». Теперь я могу сказать, что Виктор Николаевич оставил в моей голове очень много глубоких царапин, дал пищу для ума и толчок к более стремительным познаниям.

Преждевременный уход многоуважаемого Виктора Николаевича Семеновкера я восприняла как личную трагедию.

Светлую память о нем сохраню до конца своих дней.

Виктор Николаевич Семеновкер (справа) на вернисаже. Фото Ирины Ларионовой
Виктор Николаевич Семеновкер (справа) на вернисаже. Фото Ирины Ларионовой

Татьяна Мирошкина, 
Москва — Петрозаводск

Фото Ирины Ларионовой