История, Культура, Люди, Общество, Путешествие

Ольга, princess of Russia

 

В июле мы отметим черную дату – столетие мученической смерти  семьи последнего русского императора Николая II. Год назад, накануне 100-летия Октябрьской революции, петрозаводскому художнику Борису Акбулатову довелось побывать в Дании, где по существу и закрылась последняя, или одна из последних, страница правления Романовых.

Об этой странице, связанной с младшей дочерью Александра III, русской художницей Ольгой Александровной Романовой-Куликовской, Борис Акбулатов рассказывает в своем очерке, сопровождая текст фотографиями и зарисовками.

В середине прошлого лета дочь с зятем собирались лететь по делам в Данию. Пригласили за компанию и меня. Я с удовольствием согласился: давно хотелось побывать в стране, где так органично сочетаются патриархальность и современность. Но более всего меня манил пригород датской столицы – деревня Баллеруп, где в местном музее был раздел, посвященный жизни и творчеству русской художницы, сестры последнего русского императора Николая II Ольги Александровны Романовой-Куликовской.

Драматическая судьба этой удивительной женщины приоткрылась мне несколько лет назад после знакомства в карельском Музее изобразительных искусств с живописными работами матери Ольги – российской императрицы Марии Федоровны, в девичестве датской принцессы Дагмар.

 

Испытания преследовали княжну Ольгу уже с раннего детства. Шестилетней она чуть не погибла вместе с родителями и другими детьми при крушении поезда во время попытки покушения на Александра III. В двенадцать лет тяжело пережила утрату горячо любимого отца. В девятнадцать была выдана замуж за принца Ольденбуржского, как сказали бы сегодня, мужчину нетрадиционной сексуальной ориентации, и прожила в браке с ним девственницей целых пятнадцать лет, любя другого. Но развод в монаршей семье был почти что исключен.

Почему-то запала в память страница биографии Ольги Александровны, что была связана с ее учителем живописи, талантливым художником Константином Крыжицким, покончившими с собой из-за ложного обвинения в плагиате. Меня это потрясло: вот какое понятие о чести было в начале двадцатого века! Ольга в память об учителе основала «Общество имени К.Я. Крыжицкого» – с целью помощи нуждающимся художникам. И это говорило о благородстве ее души.

И вот наконец судьба вознаградила Ольгу. Во время Первой мировой войны, когда она работала в госпитале медсестрой, монаршею милостью ей был разрешен развод, и в тридцать четыре года Великая княгиня вышла замуж за простого офицера Николая Александровича Куликовского, все эти годы ждавшего ее.

Казалось бы, жить да радоваться, тем более новобрачные ждали малыша. Но… случилась революция – убийство любимого брата, императора  Николая II и его семьи, новые мытарства… В феврале 1920 года с мужем и уже двумя детьми Ольга навсегда покинула Россию.

Ольга с мужем и детьми
Ольга с мужем и детьми

Только вот Россия (СССР) не захотела ее оставить и после окончания Второй мировой войны попыталась насильственно вернуть беглянку на родину. Как могла противостоять титану маленькая Дания! И в 1948 году Ольга с семьей принуждена была вторично эмигрировать, на этот раз в Канаду, где она и скончалась в ноябре 1960 года в возрасте семидесяти восьми лет. На ее памятнике надписи на русском и английском: Princess Olga of Russia.

 

… Сверху, из иллюминатора самолета Дания представилась мне солнечным разноцветным лоскутным одеялом, сшитым из сельских пейзажей, зеленых полей, белых домиков с красными крышами и ветряных мельниц. Вроде бы Петр I, впервые увидев множество датских мельниц, сказал: «Гораздо работы для дона Кихота». От зятя узнал, что теперь мельницы вместо муки вырабатывают электроэнергию.

Ветряные мельницы в море
Борис Акбулатов. Ветряные мельницы в море

Утром состоялось пешее знакомство с городом, о котором мне хотелось как можно больше узнать и набраться впечатлений перед отправлением в Баллеруп. Ведь путь туда Великой княгини начинался из столицы Дании, а именно из дворца Амалиенборг, где в то время жила вдовствующая императрица, вынужденно вернувшаяся на свою историческую родину в 1919 году, которую покинула в 1866-м принцессой Дагмар, чтобы выйти замуж за Александра III.

В этом дворце Ольга Александровна с мужем и двумя  сыновьями прожила с 1920-го по 1928 год – год смерти Марии Федоровны. Сегодня дворец Амалиенборг – резиденция нынешней датской королевы Маргрете II.

Смена караула на площади у дворца – и театральное действие, и показательная демонстрация строевой подготовки. Впечатление старины дополняет покрытая зеленой патиной тяжелая статуя Фредерика V в образе римского императора. Весь архитектурный комплекс площади выполнен в классическом стиле.

Площадь с дворцом Амалиенборг
Площадь с дворцом Амалиенборг
Я рисую площадь
Я рисую площадь

Ратуша, по нашему мэрия, с бюстом внутри всемирно известного сказочника Ганса Христиана Андерсена стала источником информации о достопримечательностях датской столицы, благодаря которой я мысленно создал для себя культурный маршрут.

В мэрии
В мэрии

Погода была отличная, и Копенгаген представлялся мне сказкой: изобилие цветов, нет толчеи и тесноты, вместо автомобилей – велосипедисты, прохожие доброжелательны, всегда готовы подсказать правильный маршрут. А еще башни, шпили, старинные карусели, пруд с лодкой в образе лебедя, рыболовецкие баркасы, концертные площадки с музыкантами…

Борис Акбулатов. Велопарковка
Борис Акбулатов. Велопарковка

 

Что приятно: много гуляющих родителей с детьми.

Борис Акбулатов. Житель Копенгагена на прогулке с детьми
Борис Акбулатов. Житель Копенгагена на прогулке с детьми

Я шел по вьющейся дорожке парка в английском стиле, то и дело натыкался на парочки влюбленных.

Борис Акбулатов. Двое в королевском парке
Борис Акбулатов. Двое в королевском парке

 

И вдруг неожиданно за поворотом парковой аллеи увидел памятник – бюст Тараса Шевченко. Памятник был установлен украинским государством. Но Шевченко имеет отношение и к России, так как учился в российской императорской Академии художеств. Это был приятный сюрприз.

Памятник Шевченко
Памятник Шевченко

Еще один достопримечательный объект – крепость Кастеллет. Входные ворота, земляной вал, водяной ров, пушки, казармы, домик для часового… Своим расположением и красным колоритом она отдаленно была похожа на Петропавловскую крепость в Петербурге. Да и многое в Копенгагене напоминало о городе на Неве. Видимо, сказалась любовь к датской столице русского императора Петра I.

Крепость Кастеллет
Крепость Кастеллет

А вот известная всему миру «Русалочка» скульптора Эдварда Эриксена, и около нее полно народа.

Борис Акбулатов. Русалочка и туристы. Бумага, пастель
Борис Акбулатов. Русалочка и туристы

Примечательно расположение скульптуры. Она отделена от зрителей водой, находится примерно в метре от кромки берега. И возникает ощущение, что ты будто стоишь на палубе корабля, и это не скульптура отдаляется от берега, а берег отдаляется от неё. Чувство одиночества, разлуки усиливается. Наверное, это состояние и пытался воплотить скульптор. Но у толпы туристов все наоборот: веселая разноголосица и уверенность, что русалочка ждет любимого. И он, конечно же, приходит. Вот он, стоит рядом, – высокий, светловолосый молодой человек. Его сменяет японский юноша… Африканец… Бесконечные щелчки фотокамер. Оптимизм на фоне печали. И все новые и новые волны туристов. Мне было трудно подойти и сделать набросок.

Зять предложил зайти в кафе перекусить. А поскольку он человек общительный и владеет несколькими европейскими языками, то вскоре мы узнали еще об одной достопримечательности Копенгагена – «Христиании». Это своего рода страна в стране, где живут свободолюбивые люди, не желающие, чтобы ими кто-то управлял. Официант указал нам путь в эту «страну», но предупредил, что снимать там нельзя, могут разбить камеру. Это меня нисколько не огорчило, ведь со мной всегда мой верный друг карандаш и блокнот.

Борис Акбулатов. Христиания. Дерево радости
Борис Акбулатов. Христиания. Дерево радости

Христиания оказалась близко. Уже через квартал появилась арка ворот для входа с надписью на латыни, которую мне зять тут же перевел: «Вы покидаете территорию Евросоюза». Рядом на стене увидел панно «Дерево радости», которое я и зарисовал. Зять в нескольких словах пересказал то, что узнал от официанта. Христиания образовалась в семидесятые, когда в бывших казармах поселилась группа хиппи. С тех пор сюда прибывали и прибывали любители вольной жизни, и сейчас в «христианской» общине около тысячи жителей. Власти поначалу пытались ее ликвидировать, но ничего у них не получилось, так как жители Христиании не безобразничают, обеспечивают себя всем необходимым и живут по хорошим законам, главный из которых – самообеспечение: каждый ответствен за себя и благополучие общины. Запрещены здесь воровство, автомобили, тяжелые наркотики, огнестрельное оружие, фото- и видеосъемки…

Мы походили по вольному городу. Всё как у всех: рестораны, кафе, магазины… Но очень скромно, можно сказать, пролетарски, и удивительная архитектура жилищ, то есть, можно сказать, никакой архитектуры: каждый строит во что горазд – кто на дереве, кто на земле – но получается интересно: у одних дом похож на гнездо, у других на аквариум, у третьих что-то вроде летающей тарелки…

 

 

Однако продолжать экскурсию не было времени: нас с зятем ждал Баллеруп. Пока ехали туда, зять, недавно прочитавший книгу о пребывании русских царей в Финляндии, рассказал, как уважали Александра III и его супругу Марию Федоровну в Суоми, где они с детьми любили отдыхать. В свою очередь венценосные супруги уважали простых финнов-тружеников, ценили присущее им достоинство. Один из крестьян, на чей участок забежали как-то дети монарха и стали рвать там цветы, сказал Александру III: «Ты царь везде, а я царь на своей земле…». И царь извинился перед крестьянином.

Я тоже поделился с зятем своими скромными познаниями о дочери Александра III. Живописью Ольга Александровна увлекалась с детства. Да и вообще в семье Романовых многие рисовали, в том числе и брат Ольги –Николай II. Художественное образование было домашним. Наставниками княжны были известные русские художники К.В. Лемох, В.Е. Маковский, С.Ю. Жуковский, С.А. Виноградов, уже упомянутый К.Я. Крыжицкий… За свою жизнь художница создала почти две тысячи работ… Часть из них мы и надеялись увидеть в музее Баллерупа.

По дорожкам музея Баллеруп
По дорожкам музея Баллеруп

Уже в вестибюле музея я увидел репродукции старых гравюр со сценами борьбы датских крестьян со своими угнетателями.

Борис Акбулатов. Музей Баллеруп. Старая гравюра
Борис Акбулатов. Музей Баллеруп. Старая гравюра

Рядом висели вещественные доказательства – вилы, косы, лопаты, топоры… Что ж, классовая борьба была и здесь…

Постепенно проходя по пространству музея и разглядывая мебель, одежду, посуду, другие приметы датской провинциальной жизни, мы подошли к русскому отделу.

Он размещен в нескольких комнатах и рассказывает о русском и датском периодах в жизни великой княгини Ольги. В первой комнате бросается в глаза красный цвет стен и плакат на датском «OLGA OG REVOLUTIONEN. 100 ARET» – «Ольга и революция. 100 лет». То есть в Дании тоже отмечали столетие русской революции.

Продолжение инсталляции – напольная шахматная доска: «Белые – красные» и два портрета, расположенные друг против друга: портрет Ленина в красном на фоне броневиков с вооруженными до зубов людьми – и портрет царской семьи, в центре которой располагался Николай II. Фигурка короля на шахматной доске выделена красной нитью и биркой с указанием главной персоны царской семьи.

В комнате Ольги
В комнате Ольги

Мое внимание привлекла фигурка куклы в виде медицинской сестры.

Это была любимая кукла О.А., чем-то похожая на саму княгиню, когда та служила в госпитале во время Первой мировой войны.

Ольга-медсестра

Об этой странице жизни великой княгини я прочитал в русском переводе книги воспоминаний Ольги Александровны, записанных православным канадцем греческого происхождения Яном Ворресом. Солдаты не могли поверить, что хрупкая сестра милосердия – родная сестра царя Николая II. Их удивляло в княжне полное отсутствие брезгливости при уходе за самыми тяжелыми больными.

Скромная, трудолюбивая, сострадательная… Такой представала передо мной великая княгиня. И это не имидж, создаваемый угодливыми чинопочитателями – это естественный портрет дочери императора.

…В следующей комнате – экспозиция в виде полок каюты корабля с иллюминатором.

Здесь талантливый дизайнер применил прием контрапункта. Все тесное пространство каюты заполнено чемоданами – это бегство на корабле вдовствующей императрицы из Крыма в Данию. Но вдруг среди старых чемоданов девятнадцатого столетия зритель видит чемодан середины двадцатого века. Этот чемодан – попутчик другого бегства, но от преследования того же государства, дочери императрицы и ее семьи в Канаду.

Далее свидетельства семейной и творческой жизни Ольги Александровны в Баллерупе. Сколько замечательных фотографий! Сколько в них тепла, любви, радости… и воспоминаний о прошлом, которое не вернуть. Свидетельством этого прошлого является русское платье великой княгини и древо рода.

Русское платье Ольги
Русское платье Ольги
Древо рода
Древо рода

Я останавливаюсь перед фото Ольги с детьми и портретом ее любимого брата, последнего русского императора Николая II  и не могу не вспомнить о трагедии, постигшей царскую семью, не думать, о том, к чему могут привести и нынешние призывы к революции. Такие призывы, безусловно, безответственны, но также безответственно поведение правящей элиты, не слышащей народ, способной своей безответственностью довести его до безумия гражданской войны.

Фото Ольги с детьми и и ее брата Николая II
Фото Ольги с детьми и и ее брата Николая II

…Старенький этюдник с остатками краски на палитре без слов говорит как о хобби хозяйки дома, так и о способе заработать с помощью этого хобби: художница продавала свои работы, пополняя семейный бюджет.

Ольга на этюдах
Ольга на этюдах

Я внимательно разглядывал акварели, этюды маслом, рисунки, стараясь представить время, когда они создавались. Художницу не затронули ни революционный авангард, ни другие европейские модернистские течения в искусстве. И одной из причин тому была строго классическая система воспитания в царской семье. Именно воспитание не позволяло оригинальничать ради самоутверждения.

О. А. Романова-Куликовская. Баллерупская ферма
О. А. Романова-Куликовская. Баллерупская ферма
О. А. Романова-Куликовская. Деревенский пейзаж Дании
О. А. Романова-Куликовская. Деревенский пейзаж Дании

Глядя на эти работы, понимаешь, что жила великая княгиня так же, как и большинство средних семей Дании и советской России: работала на земле, вела дом, растила сыновей… Любимому занятию – живописи – отдавала время после завершения всех домашних дел.

В некоторых пейзажах О.А. Романовой-Куликовской чувствуется ее ностальгия по России, о чем говорят и художественные предпочтения (Михаил Нестеров, передвижники. Останавливаюсь около копии картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Затем идут несколько монастырских мотивов, «Двор с курами», «Подсолнухи», мотив с русской тройкой по широкому заснеженному полю…

О. А. Романова-Куликовская. У монастырских ворот
О. А. Романова-Куликовская. У монастырских ворот
О. А. Романова-Куликовская. Подсолнухи
О.А. Романова-Куликовская. Подсолнухи
О. А. Романова-Куликовская. Сельский мотив
О.А. Романова-Куликовская. Сельский мотив
О.А. Романова-Куликовская. Крымские розы
О.А. Романова-Куликовская. Крымские розы

В датских пейзажных этюдах, напротив, заметно влияние известного датского художника Петера Мёнстеда.

Увлекалась Ольга Александровна и жанровым портретом. В экспозиции – «Невестка с внучкой на качелях», «Кормилица», «Автопортрет»… 

О.А. Романова-Куликовская. Невестка с внучкой на качелях
О.А. Романова-Куликовская. Невестка с внучкой на качелях
О. А. Романова-Куликовская. Кормилица
О. А. Романова-Куликовская. Кормилица

Для заработка художница выполняла заказы по росписи посуды. Основная здесь тема – полевые цветы. Еще Ольга Александровна иллюстрировала книги, вышивала… Эти грани ее творчества также представлены в музее.

В целом творчество О.А. Романовой-Куликовской характеризуют правдивость, искренность, желание работать в русле классического западноевропейского и русского искусства.

После осмотра музейных экспозиций, выйдя во двор, по-новому воспринял уже виденный пейзаж: тщательно ухоженные зеленые газоны улыбались мне, а цветы на клумбах пели. До чего же хороша мирная жизнь! В прекрасном настроении мы с зятем пошли бродить по окрестностям, где нам и встретился баллерупский художник.

Борис Акбулатов. Баллерупский художник
Борис Акбулатов. Баллерупский художник

Под навесом он тщательно выписывал на крышках больших ящиков капусту, свеклу, морковь… Как оказалось, это был художник-самоучка. А его основная кормящая профессия – программист. Ящикам, которые он живописал, сто и более лет. За это время рисунки на крышках потускнели, и ему сделали заказ на их реставрацию.

…По дороге на железнодорожную станцию я смотрел на зеленые поля, на сытых коровок, пасшихся на них, на музейную лошадку, которая везла детей на обзорную экскурсию. Вдыхал аромат жизни спокойной, благополучной датской провинции, в которой провела свои самые счастливые двадцать лет прекрасная художница и замечательный человек Ольга Романова-Куликовская – одна из немногих в семье Романовых, уцелевших во время кровавой большевистской бойни.

Борис Акбулатов. Экскурсия для детей на лошадке в Баллерупе
Борис Акбулатов. Экскурсия для детей на лошадке в Баллерупе