История, Люди, Общество

Жить в эпоху перемен

Вышла в свет книга «Потерять, чтобы найти» известного в Карелии журналиста, политика, ученого, организатора образования Геннадия Захарова

Говорят, самое страшное пожелание злейшему врагу у китайцев: «Чтобы ты жил во время перемен!». По другим источникам – «В эпоху перемен».  Впрочем, формулировка не так важна, суть и в одном и в другом случае одна и та же. Подзабытый сегодня советский поэт Николай Глазков очень тонко уловил эту суть: «…Чем столетье интересней для историка, тем для современника печальней!». И написал он это еще в начале 1940-х годов.

Только что вышедшая в издательстве «Острова» книга известного в Карелии журналиста, политика, ученого, организатора в сфере дополнительного высшего образования Геннадия Захарова именно об этом: о жизни людей его поколения, родившихся буквально накануне Великой Отечественной войны и испытавших все прелести жизни в эпоху перемен, на переломе двух столетий.

На презентации книги в Национальном музее Карелии. Фото Валентины Чаженгиной
На презентации книги в Национальном музее Карелии. Фото Валентины Чаженгиной

Книга вышла в новой серии «К 100-летию Республики Карелия». Правда, под одной обложкой как бы две книги: воспоминаний — «Удачи в потерянном времени» и очерков — «Потерять, чтобы найти», которая и дала общее название изданию. Посвящает автор книгу ученым и преподавателям Петрозаводского государственного университета, которые, по его мнению, и составляют сегодня интеллектуальную элиту Карелии, родному историко-филологическому факультету, друзьям, родным, близким, коллегам-журналистам.

Первая часть книги — рассказ о судьбе мальчишки с городской петрозаводской рабочей окраины Пятый поселок, где жили в основном железнодорожники. Но не только. Из какого только  «материала» здесь ни формировались характеры, личности, судьбы. Судите сами, только один пример. Один из дедушек Г. Захарова был простым казаком, а его жена перед революцией окончила Смольный институт благородных девиц.

В послевоенные годы особенно, да и потом еще долго, главной заботой старших было накормить и сохранить детей, а воспитанием их в основном занималась улица. Здесь были свои обычаи, законы, правила,  авторитеты, даже свой, как теперь говорят подростки, «прикид». Особенно гордились мальчишки военными трофеями, привезенными старшими с войны. Так, самым главным подарком для Гены Захарова к 1 сентября 1945 года стала пробитая пулей полевая офицерская сумка, спасшая по легенде жизнь деду.

Время, безусловно, сгладило многие и многие обиды, неприятности. Но с какой же благодарностью — и было за что! — спустя много лет напишет автор о своем воспитании, при этом отнюдь не романтизируя то время:

«… все мы, ребята с Привокзальной улицы и нашей родной Локомотивной улицы,  были очень разными по характеру, ревнивыми по отношению друг к другу, но совершенно закрытыми для лести, зависти, низкопоклонничества и угодничества перед сильными мира сего. Встречаясь нечасто, иногда через десятилетия, в разговорах о пережитом мы вдруг с удивлением обнаруживаем то самое главное, что раньше и теперь нас всех роднит: ту же мальчишескую лихость в делах и поступках, прежнюю способность рискнуть ради интереса дела и блага ближних своих и удивлять «благоразумную» публику  неординарностью своих поступков».

Я не буду пересказывать первую часть книги, замечу только: семья, та обстановка, что окружала его в детстве, сыграли в жизни Захарова такую большую роль, что даже спустя десятилетия он живо помнит всё. Признаваясь, что никогда не вел дневники. Вот уж действительно – всё начинается в детстве.

Стоит ли удивляться, что, став ректором Университета марксизма-ленинизма,  Геннадий Иванович инициировал его преобразование в Институт политики, экономики и права. И в  сугубо партийном заведении повели речь… о рыночной экономике. Благоразумностью здесь в те годы и не пахло.

Первая часть книги скорее мемуары. А вот вторая  — результат работы уже журналиста. Причем, в нее включены не только очерки о людях, с которыми довелось встречаться в поездках по Карелии, а таких встреч были тысячи, — профессия давала такую возможность. Герои очерков не просто рассказывали о себе, раскрываясь перед журналистом, они пытались  найти в нем собеседника, с которым можно поразмышлять, вызвать его на дискуссию. В 80-90-е годы везде — и в рабочих коллективах, и в учебных заведениях, и в партийных кабинетах  — уже понимали: нужны перемены.

Захаров и его коллеги-ученые понимали еще и другое: когда эти перемены наступят,  навыкам работы в новых условиях надо учить. 17 лет, с 1990-го по 20о7 год, Геннадий Иванович — директор Карельского регионального института управления, экономики и права, в который переродился Институт марксизма-ленинизма. Выпускники вуза работали практически во всех отраслях экономики Карелии, с набором не было проблемы, хотя обучение было платным. Многие из его выпускников и сегодня вспоминают с благодарностью, как много им дал институт.

Захаров отнюдь не идеализирует ситуацию, которая сложилась в стране в то очень непростое время, на переломе эпох, особенно в первые годы перестройки, но и не впадает, как многие сегодня спустя годы в критику, не говоря уже об обличении «всего бывшего». Но никого и ничего и не оправдывает, как и сам не оправдывается. Он вспоминает и рассуждает: что же произошло? И так ли уж было неизбежно то, что произошло?

Последние социологические исследования свидетельствуют: более 70 процентов участников тех перестроечных событий сегодня разочарованы их результатами. Сработало знаменитое  черномырдинское «Хотели, как лучше, а получилось как всегда»?

Обладая многочисленными наградами, Геннадий Иванович  Захаров особо гордится одной – медалью «Профессионал России», на лицевой стороне которой изображен тульский кузнец Левша, причем изображен за работой – подковыванием блохи.  

Книга Г.И. Захарова – не занимательное чтиво, но многие, кто будут обращаться к истории России, а Карелии тем более, не  обойдут ее вниманием. Там нет описания значительных исторических событий, но страницы ее буквально пропитаны духом времени и беспокойного ХХ века. Правда, в таком издании очень не хватает справочного раздела, не хватает даже тем, кто вышел из ХХ века, а тем более для кого этот век – история.