Люди, Общество, Проекты

Не из робкого десятка

Александр Лебедев. Фото Ирины Ларионовой
Александр Лебедев. Фото Ирины Ларионовой

Петрозаводск – это мы

Есть ли среди ваших знакомых человек, который может запросто отжаться сто раз?  При этом неплохо разбирается в психологии, сведущ в философии и способен профессионально провести тренинг по самообороне? У меня такой знакомый есть. Скромный, открытый Александр Лебедев не походит на человека, способного одним движением обезвредить злостного хулигана, но в нем чувствуются спокойная уверенность, цельность, сила.

 

Трудно поверить, но в детстве и юности, по его словам, Саша был довольно робким, слабым мальчиком, не мог постоять за себя, всего боялся. Жил с мамой и сестрой на Ключевой, учился в школе 39. Там маленький Саша и получил боевое крещение жизнью. Хулиганы будто чувствовали свою жертву. Теперь, когда Александр профессионально проводит тренинги по самообороне, он знает из психологии и практики, что жертва сама привлекает к себе преступника.

Когда ему исполнилось шестнадцать, Александр решил, что дальше так жить нельзя. Возникла внутренняя потребность что-то изменить в жизни, и он пошел в секцию заниматься единоборствами — ушу, каратэ, тхэквондо, которые были тогда весьма модными.

— В школе мне учиться было неинтересно, —  вспоминает Александр. — Поэтому оканчивал вечернюю школу, все свободное время пропадал в спортивном зале. Позже понял, что восточные единоборства не дают все же полной уверенности в себе на улице и занялся спортивными единоборствами, боксом и самбо.

— Это была школа известного тренера Ильи Шегельмана?

— Да, это была лучшая школа, она воспитала не одного чемпиона мира. Я учился у ученика Шегельмана Максима Антипова, чемпиона России и мира по боевому самбо. Он просто идеальный тренер! Всегда знал всех своих учеников по именам. Несмотря на то что мои спортивные амбиции и возможности были минимальны, он и через много лет, когда я затеял провести в городе фестиваль боевых искусств и искал его помощи, сразу вспомнил меня, встретил как друга и помог. Он позволял мне одновременно заниматься и самбо, и боксом, хотя большинство тренеров не одобрили бы этого.

Максим Антипов
Максим Антипов

Тренером по боксу у нас был Иван Алексеевич Шкинев, замечательный человек, известный  в городе! «Саня, машина ждет», — после тренировки он всегда подвозил меня на своем «Запорожце» и говаривал: «Я бы из тебя чемпиона России сделал, если бы ты не был таким робким!».

Иван Алексеевич Шкинев

Саня давно уже не из робкого десятка. Для того чтобы стать личностью, мало было физической подготовки, он ощущал нехватку знаний и занялся самообразованием. Целых десять лет, почти каждый день, посещал Публичную библиотеку. Перелопатил горы литературы, включая психологию, эзотерику, парапсихологию, философию, маркетинг…  В библиотеке думали, что парень задумал стать президентом.

У него нет диплома о высшем образовании, но Александра это не смущает. Главный принцип его жизни — найти в этом мире себя, делать то, что любишь, и для этого нет другого пути, как самообразование и самосовершенствование. Сейчас Александр знает и четко следует своему принципу, а поначалу был в поиске. При этом просто жил и много лет работал: администратором в продуктовом магазине, где исполнял самые разные работы, включая обязанности товароведа, грузчика и охранника, так как был единственным мужчиной в магазине. Ему не было скучно: нагружал себя физически, воров ловил.

Книги сильно помогли в самообразовании, но не меньшее значение оказали встречи с людьми. Судьба послала ему встречу с необычным человеком, который тогда жил в Петрозаводске — Юрием Морозом, человеком неординарным и неоднозначным.

— Какое-то время я был в его команде, ловил каждое его слово, — вспоминает Александр. —  Этот человек помог мне разрушить шаблоны, штампы, стереотипы моего мировоззрения, показал, в какую сторону и как развиваться эффективно. Именно он прояснил мне мысль, что люди должны найти свое призвание и заниматься своим делом, тем, для чего  рождены. Цель — найти свое дело и в идеале изменить мир в лучшую сторону с помощью этой деятельности.

Александр собирал знания по крохам, например, посещал тренинги психолога Юлии Бокачевой. А однажды записался на актерский тренинг к актрисе театра «Творческая мастерская» Галине Пелевиной.

— Когда я впервые зашел в зал, где должно было проходить занятие с Галиной, меня просто шарахнуло от ее энергетики. Меня поразило всё: как она сидела, разговаривала. Мне тоже захотелось иметь такую же энергетику и харизму. Ее, кстати, можно развить в себе или в результате стресса — болезни, например, что нежелательно и негативно по сути, или с помощью тренингов — способ безболезненный, легкий и доступный.

Галина Пелевина. Фото Михаила Никитина.
Галина Пелевина. Фото Михаила Никитина

— Мне этот тренинг нужен был для того, чтобы глубже вникнуть в свою тему, имею в виду психологическую подготовку в рамках самообороны, — продолжает Александр. — Потому что для меня важны не только физическая подготовка, но и формирование личности. Главная идея моих собственных тренингов заключается не в том, как и каким способом ты сможешь преодолеть противника, а в том, каким станешь ты сам в результате этих тренировок. Есть такая закономерность: чем ты увереннее в себе, ярче, интереснее, тем меньше к тебе пристают хулиганы.

Александр признался в своей любви к бойцовским собакам и рассказал щемящую историю. Вообще-то у него никогда не было собаки. Он не заводил ее, думал, что обычно собак выгуливают непременно в пять утра и это его останавливало. Однажды его друзья нашли питбуля (на взгляд Александра, нет собаки красивее), с веревкой и камнем на шее. Пес был весь в шрамах, злобный.  Александр помогал его выгуливать, тот привык к нему. Друзья не справились с собакой и, переезжая в другой город, решили его усыпить. Тогда Александр взял Гошу к себе.

— Питбуль — отличная порода, пес никогда не болел, был очень преданным, — рассказывает мой собеседник. — Мы с ним прожили счастливо десять лет. Правда, в отношениях с ним нужна сила, глаз, внимание. В семье, конечно, держать такую собаку не советую, особенно там, где есть дети.

Всё это время о личной жизни можно было не мечтать, более того — он ни разу никуда не выезжал: собаку оставить было не на кого. А когда пес умер, плакал, как ребенок. Потому что в его жизни это была первая  смерть близкого друга. Прежде он даже на кладбище никогда не был. Для Александра это был настоящий удар. Он ходил на могилу собаки каждый день, после чего решил раз и навсегда: больше собаку не заведет. А через год у него появился еще один питбуль.

На Чертовом стуле
На Чертовом стуле

А еще у Лебедева есть настоящий друг Тимофей Орлов, правда, ему пока всего 10 лет. История этой дружбы такова. Когда у друзей появился ребенок, Александр высказал желание иногда помогать молодым родителям, чтобы, например, отпустить их в кино.

— Сначала я боялся, — признается Александр, — а потом научился всему, и памперсы менять в том числе.

Когда Тимофей подрос, его бабушка захотела, чтобы внук танцевал, но мальчик с четырех лет начал ходить на тренировки к своему взрослому другу. Александр в конце концов так привязался к нему, что они стали друзьями. Подарил Тимофею ролики, теперь они иногда катаются вместе на набережной.

Александр с другом Тимофеем
Александр с другом Тимофеем

Пишут, что в мире наблюдается снижение преступности: многие скидывают свою агрессию в компьютерных играх, а молодежь все более тяготеет к здоровому и правильному образу жизни. Александр считает, что это не так, во всяком случае в России.

— Мне кажется, люди, и даже хулиганы, раньше были добрее, — таково его мнение. —  Сейчас все ужесточилось, преступления теперь более жестокие и циничные, преступники стали более молодыми. Возможно, поэтому занятия по самообороне по-прежнему пользуются популярностью, особенно у девушек. У меня есть группы для детей, для молодежи и даже для родителей совместно с  детьми.

Побывав на многих семинарах, в том числе российского уровня,  Александр ведет тренинги, где его ученики занимаются и физической подготовкой, и техникой сопротивления, даже по горячим углям и по битому стеклу ходят босыми ногами.

— Научить отпору в драке для меня не главное. Мой курс — избавление от комплексов, зажатости, страха, который сковывает человека, его творческие и физические способности. Когда человек не боится, он более свободен, раскован, чувствует жизнь по-другому, по-настоящему.  

Одна девушка после тренингов поступила учиться на кафедру физвоспитания, хотя, оканчивая школу, не знала, чем заняться. А теперь счастлива, что имеет любимое дело. Другого парнишку в 16 лет привела на тренировку бабушка, сам бы не пришел, был поглощен компьютером. Парень прозанимался два года, в армию пошел в воздушно-десантные войска. Еще один парень, столкнувшись в армии с дедовшиной, сумел выжить, руководствуясь принципами обучения на тренингах. Дослужил отлично.

Не могу не задать свой любимый вопрос: «А что вы сейчас читаете?»

—  «33 стратегии войны» Роберта Грина. Это мировой бестселлер скорее о жизни, чем о войне, книга о тактике действий в игре под названием жизнь. Так ее представляют. Она интересна мне в связи с моим тренингом.

Тренинг
Тренинг

Александр Лебедев живет в Петрозаводске 44 года. Здесь вырос, определился, стал тренером. В детстве их семья переезжала 15 раз, он не успевал подружиться с ребятами. Теперь город сосредоточился для него в нескольких любимых местах. Это местечко Чертов стул, куда Александр впервые попал, прожив в городе три десятка лет. Попал и понял: здесь место волшебное, место силы, для него по крайней мере. Теперь он отправляется туда каждое лето.  Это набережная, потому что здесь вода, а вода восстанавливает внутреннее равновесие. Это карьер на Ключевой, куда он ходит со своей собакой нырять и купаться.

На набережной
На набережной

Мой собеседник, как мне кажется, все время рос вглубь себя, он так же,  как Кастанеда, не имеет в своем архиве ни одной детской фотографии. По-моему, Александр очень настоящий, добрый и открытый миру человек, и город для него место его роста. Вот как он ответил на мой вопрос, каким он видит Петрозаводск:

— Я как-то начитался книг по маркетингу. Вычитал там, что объявление должно быть эпатажным и придумал написать на своих листовках по тренингу: «Город будет наш!», после чего ко мне в зал даже из ФСБ приходили  с вопросом, что я имею в виду. А имел я в виду, что город будет принадлежать сильным, умным людям, мечтающим сделать его красивым, уютным и безопасным. И он будет наш! Это я вам говорю, сенсей Александр Лебедев.

Фото автора и из архива Александра Лебедева