История, Люди, Общество

Митрофан Беляев, Белое море и музыка

Портрет Митрофана Петровича Беляева работы Ильи Репина. 1886 год
Портрет Митрофана Петровича Беляева работы Ильи Репина. 1886 год

Митрофан Беляев — русский лесопромышленник, музыкальный издатель и меценат. Его жизнь связана и с Карелией.

«Однажды Репин мне вдруг говорит: «А какая славная фигура, какая красивость и значительность в этом вашем Беляеве! Вот бы кого я хотел написать!»

В историческом календаре Карелии есть  дата: «150 лет назад 19 сентября в селе Сорока (ныне  — город Беломорск) вступил в строй первый в Карелии паровой лесопильный завод, построенный купцами М. и П. Беляевыми». Завод был  оснащен по последнему слову техники и при этом не были забыты социальные вопросы жизни работников. Эта дата позволяет еще раз вспомнить об удивительном человеке, внесшем вклад не только в развитие нашего края, но и русской музыкальной культуры XIX века, – Митрофане Петровиче Беляеве.

В последнее время  о Митрофане Беляеве появилось несколько публикаций, даже дипломных работ. В Национальном музее Карелии оборудован стенд, посвященный Беляевым. Но первую книгу о нем написал известный критик и его друг Владимир Васильевич Стасов. Она называется просто: «Митрофан Петрович Беляев».

Стасов пишет, что Беляеву как человеку были присущи многие качества людей его среды. Интересный факт: отправляя Стасову письмо с предложением об учреждении музыкальной премии имени М. Глинки, Митрофан со скрупулезностью делового человека указывает в письме: «…при сем препровождаю 3000 рублей на выдачу премий, 50 рублей на почтовые и другие расходы и 1 рубль посыльному на чай за исправную доставку». Тратить сотни тысяч рублей на общественную деятельность и при этом не забыть об одном рубле посыльному на чай!

Композитор Римский-Корсаков  писал о М. Беляеве: «Богатый торговый гость, немножко самодур, но притом честный, добрый, откровенный до резкости, иногда даже до грубости прямой человек, в сердце которого были, несомненно, даже нежные струны…».

В. Стасов сравнил то, чем занимался Митрофан Беляев, с деятельностью Павла Третьякова (одна из публикаций современного  автора о Митрофане Беляеве так и называлась «Третьяков в русской музыке»). Стасов считал, что «оба они ценили русское искусство в первую очередь, оба были альтруистами в своем деле — способствовали сохранению и обогащению отечественной культуры, не задумываясь о денежной стороне своих, безусловно, незаменимых и неоценимых поступков». И еще – о  полном бескорыстии М. Беляева, для которого прибыль или нажива не составляли ровным счетом никакого интереса. Когда речь шла, замечу, о культуре. 

Павел  Третьяков, завещавший свои сокровища русскому народу, обосновал свою деятельность так: «…чтобы нажитое от общества вернулось так же обществу, народу, в каких-либо полезных учреждениях». Митрофан  Беляев — «желанием платить свою дань родине». Поэтому он очень не любил, когда его официально, и не официально тоже, называли меценатом, а тем более благотворителем.

Выделяя деньги на учреждение премии имени Глинки, он выставил два условия. Первое —  чтобы его имя при этом не упоминалось нигде, даже его друг В. Стасов, которому поручено было проводить церемонию ежегодного награждения в Публичной библиотеке, не догадывался о том, что «доброжелатель» – М.П. Беляев… Об этом стало известно только после смерти Митрофана Петровича в 1903 году. А второе условие — чтобы премия вручалась 27 ноября – в память годовщины первого исполнения опер М. Глинки  «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»

В Карелии о Митрофане Петровиче Беляеве писал Константин Гнетнев. Сначала появились его  публикации в журнале «Север», а в конце 2018 года в издательстве «Версо» вышла историческая повесть «Северная история». И хотя она посвящена памяти деда  Константина Васильевича — Дмитрия из древнего казацкого рода, героем первой части вместе с раненым казаком Архипом Тарсуновым является Митрофан  Петрович Беляев. С ним жизнь случайно свела раненого донского казака и с ним  Тарсунов приехал на Север  в качестве охранника, слуги, помощника. Правда, когда Беляев вернулся в Петербург, Архип остался в Сороках, влюбившись в местную поморку. И дальше в повести речь идет о судьбе Архипа и его потомков.

Константин Гнетнев рассказал, что при написании повести столкнулся с проблемами поиска материалов о Беляеве. В наших архивах есть документы о деятельности заводов, учрежденных Беляевым в Олонецкой губернии, о том, сколько они выпускали и отгружали пиломатериалов, но ничего о самом Митрофане Петровиче – ни его писем, ни дневников.

Помог случай. В 2002 году доцент кафедры русского языка Петрозаводского государственного университета, кандидат филологических наук Мария Кривонкина предложила музею «Кижи» коллекцию документов из личного архива своего отца Якова Ивановича Кривонкина. Коллекция состояла из 65 фотографий и одного чертежа. В 2008 году на основе коллекции старшие научные сотрудники музея Б. Гущин и Т. Тарасова подготовили выставку «Из истории лесозаводов Беломорья начала ХХ века» и выпустили каталог фотографий. Он очень помог писателю в работе над книгой. Повесть К. Гнетнева участвовала во Всероссийском литературном конкурсе современной прозы имени Василия Белова  «Все впереди» и вошла в так называемый шорт-лист. 

 

…В Петербург Митрофан Беляев вернулся после смерти отца, купца I гильдии Петра Авраамовича Беляева и целиком посвятил себя общественной музыкальной деятельности, оставив бизнес братьям. Хотя, надо сказать, отец никогда запрещал ему заниматься музыкой, как могут подумать читатели. Когда юный Митрофан объявил семье, что решил посвятить себя музыке, отец ответил: «Учись!». Неожиданно, не правда ли? Митрофан начал учиться игре на скрипке, потом перешел на альт,  увлекался фортепиано. Одни считают, что строение рук не позволили ему добиться успеха в исполнительской деятельности. А может быть, рискну предположить, Митрофан Петрович понял, что выдающимся исполнителем ему не быть, а кто в 17-18 лет не мечтает об этом? 

Поворот в его жизни был резким и решительным: Митрофан идет работать в фирму отца на должность приказчика с окладом 15 рублей, как у всех служащих. Купец Петр Авраамович Беляев дал всем своим сыновьям отличное  образование, Митрофан знал несколько европейских языков и ездил в Европу, выполняя поручения отца. Но потом семья отправляет его на Север, организовать там лесопереработку. В то время хозяйничали здесь в этой отрасли англичане. Митрофан Петрович успешно выполнил поставленную перед ним задачу, построил несколько современных по тому времени заводов и серьезно потеснил заморских конкурентов.

Уже после смерти Митрофана Петровича, случившейся в 1903 году, на  заводской стороне Сорок был поставлен ему памятник — высокая стела на постаменте, увенчанная его бюстом. На памятной доске было  выбито: «М.П. Беляевъ, основатель Сорокских заводовъ. Родился 10 февраля 1836 года. Основалъ Сорокские заводы в 1865 году. Воздвигнутъ памятникъ признательными служащими и рабочими в 1909 году».

А тогда, вернувшись в Петербург, Митрофан Петрович посвятил свою жизнь любви всей своей жизни – музыке. К сценическому успеху он не стремился, хотя в любительских концертах играл в квартетах на  альте. В то время в высшем обществе была популярна музыка западных композиторов, а Беляев решил продвигать произведения русских композиторов. 

В письме к Стасову, отправляя ему  предложение об учреждении Глинковской премии, Митрофан Петрович пишет: «Композиторский труд (за исключением оперных сочинений) – самый неблагодарный. Талантливые композиторы оркестровых и камерных сочинений в редких случаях получают грошовый гонорар, а большею частью с трудом находят издателей даже на даровых условиях, так как издание партитур и оркестровых голосов обходится дорого, а требование на них – незначительно…». 

И как в таком случае должен поступить не просто деловой человек, а человек, влюбленный в музыку? Беляев покупает типографию, а поскольку лучшая полиграфическая база была в Германии, покупает предприятие в Лейпциге. 

Нотоиздательство «М.П.Беляев в Лейпциге» было некоммерческим, то есть  его целью не было получения прибыли. Да и какая может быть прибыль, если хозяин поставил перед коллективом типографии задачу, сформулировав ее коротко и четко: «Печатать хорошо и продавать по недорогой цене!».  В июне 1885 года вышло первое печатное издание – «Увертюра на греческие темы» Александра  Глазунова, затем были опубликованы произведения Бородина, Скрябина, Римского-Корсакова, Чайковского, Гречанинова, Танеева и многих других русских композиторов. За первые 10 лет работы издательство Беляева выпустило 850 произведений российских композиторов, в том числе 42 симфонии… А ведь эти издания, как писал В. Стасов, практически небольшого спроса, не говоря уже о массовом.

А еще с целью пропаганды новой русской музыки  Беляев вместе со своими  друзьями организует и субсидирует концерты, составленные из произведений родной  национальной школы. Это «Русские симфонические концерты», обычно проходившие в Белоколонном зале Дворянского собрания и просуществовавшие 35 лет,  «Русские квартетные вечера». Он принимает участие в организации квартетных конкурсов при Петербургском обществе камерной музыки. С 1898 года состоит в должности его председателя. Более полутора миллионов М.П. Беляев завещал на развитие всех начинаний в области поддержки русской культуры.

О Митрофане Петровиче Беляеве как об общественном музыкальном деятеле можно писать еще много. Его вклад в русскую культуру велик. Хотя белой вороной он в то время не был, достаточно вспомнить  такие хорошо известные ныне имена, как Павел Третьяков, Савва Морозов, барон Александр фон Штиглиц… Были и другие, ныне менее известные. Но даже среди них он выделялся бескорыстным служением русской музыке и культуре.

Лучший памятник Митрофану Петровичу Беляеву создал художник Илья  Репин. Фотографию его портрета я увидела в интернете. И начала свой  поиск. Как и всё, что связано с Митрофаном Петровичем Беляевым, портрет имеет по-своему удивительную историю. Оказывается, не Беляев заказал свой портрет Репину, а художник через В. Стасова попросил у Митрофана Петровича разрешения написать его портрет. В 1880-1890-е годы Репин посещал Беляевские  музыкальные пятницы, известные под названием «Беляевский кружок». Естественно, Беляев согласился.

Вот как пишет об этом В. Стасов в письме к Беляеву:

«Однажды Репин мне вдруг говорит: «А какая славная фигура, какая красивость и значительность в этом вашем Беляеве! Я часто рассматриваю его в концертах Дворянского собрания и все только больше и больше любуюсь. Вот бы кого я хотел написать!» — «А что, и взаправду, — с живостью отвечал я, — хотите, я пойду и скажу ему?» — «Пожалуйста, пожалуйста», — отвечал Репин, и через несколько минут я пошел к месту, где сидела эта «могучая и красивая фигура», пошел и сказал: «Репин просит вас позволить написать с вас этюд-портрет — ему ваша личность ужасно нравится и приятна!»…

Эта репинская работа находится в Русском музее, она передана была туда по завещанию Митрофана Петровича после его смерти. Художник считал этот портрет одной из лучших своих работ. Интересно, что в картине нет никаких деталей, говорящих о роде занятий Беляева, области его интересов. Только человек: но сколько в нем  мощи, духовной силы, готовности к делу, незаурядности, интеллекта! Илья Репин, один из лучших портретистов среди русских художников, сумел понять, оценить своего героя и передать свое восхищение им – нам.