Люди, Общество

Елена Платонова: «Ботанический сад — идеальное место для погружения в тишину»

«Люди к нам приходят за релаксацией и отдыхом. Природная среда способствует созерцанию, умиротворению. Обычно наши посетители улыбаются, говорят на приятные темы или погружаются в тишину, обращаются внутрь себя, успокаиваются».

«Если у тебя есть сад и библиотека, больше тебе ничего не нужно». Эта цитата Цицерона, которую я увидела ВКонтакте у Елены Платоновой, сразу легла мне на душу. Захотелось непременно побеседовать с этой удивительной женщиной: ученым, преподавателем ПетрГУ, сотрудником Ботанического сада с почти тридцатилетним стажем, чья поэтическая натура сразу чувствуется, едва заглянешь к ней на страничку. Да и наш Ботанический сад становится все популярнее среди горожан и туристов. Интересно узнать, что там происходит.

Елена Платонова на экскурсии в Ботаническом саду
Елена Платонова на экскурсии в Ботаническом саду

— Елена, как вы и ваш сад пережили этим летом невероятную жару?

— Традиционно наш сад не сильно озабочен недостатком влаги при выращивании растений в условиях Карелии – осадков выпадает достаточно много. Но этим летом приходилось ежедневно поливать растения, чтобы спасти и сохранить нашу коллекцию, используя при этом все наши ресурсы, пруды и скважину, ведь озеро не близко.

Любопытно, что наш директор Алексей Анатольевич Прохоров занимается темой самоорошения растений, и в этот сезон у него появилась отличная возможность понаблюдать, как подтверждается научная гипотеза в действии и как растения справляются с недостатком влаги в жару.

— Почему вы стали биологом, а Ботанический сад постоянным местом вашей работы на десятилетия?

— Многое определяется в детстве. Так случилось и у меня. Мои родители Анатолий Иванович и Людмила Ивановна Груздевы — биологи, ученые, всю жизнь работали в Карельском научном центре. Мир растений был знаком мне с детства. Разговоры в семье часто велись на биологические темы, мы любили лесные прогулки. Куда идти учиться, я особенно не раздумывала и без колебаний поступила на биологический факультет Петрозаводского университета.

После его окончания, в 1990-е годы, с работой было плохо. Многие наши девчонки пошли работать в магазины. А мне по счастливой случайности нашлось место в Ботаническом саду. Так что можно считать, что у нас династия биологов.

— Вы руководите отделом интродукции растений? Что имеется в виду, поясните не биологам…

— Интродукция — это введение в культуру. Мы получаем семена растений и сами растения из разных точек земного шара, в основном Ботанических садов, а также экспедиций, затем испытываем их на наших экспериментальных участках, экспозициях в условиях культуры в Карелии. Выбираем наиболее перспективные для выращивания в различных целях — для озеленения, ландшафтного дизайна, сельского и фермерского хозяйства и т.д. Некоторые растения являются редкими и охраняемыми, и Ботанические сады их сохраняют.

— В этом году Ботанический сад отметил свое 70-летие. А с чего все начиналось?

— К сожалению, пандемия не позволила нам провести юбилей с размахом. Но мы, конечно, помним свою историю.

Сразу после войны в стране восстанавливались и создавались новые научные организации, университеты, в том числе и Ботанические сады. Наш Ботанический сад появился в 1951 году при Петрозаводском государственном университете. Сначала планировалось разбить его на берегу Лососинки, а потом все же решили разместить сад за городом на обогреваемом южном склоне Соломенской гряды.

Для создания Ботанического сада — планировка, стиль, инфраструктура — была создана серьезная комиссия из специалистов, научных сотрудников Петрозаводска и Ленинграда. Кстати, сохранилось очень немного исторических данных и в том числе документальных фотографий того времени, поэтому, если в домашних архивах ваших читателей вдруг обнаружатся какие-то снимки сада, будем благодарны.

Сохранились производственные дневники Ботанического сада 1950-х годов, в которых мы находим подробную информацию о ежедневных работах в саду. Труд был тяжелый, почвы каменистые, многое делалось вручную. Размеры сада уже в то время немаленькие. Именно тогда на 30 гектарах были посажены первые деревья и кустарники, которые сейчас составляют наш наиболее крупный отдел — арборетум, то есть коллекцию и своего рода экспериментальную площадку древесных пород.

— Что в нашем Ботаническом саду особенное, необычное?

— У нас огромный фонд растений — по последним подсчетам, более 2500 видов и сортов. Коллекция все время пополняется. Информация, которую собрал коллектив Ботанического сада в ходе многолетних наблюдений за растениями имеет большую ценность.

Ботанический сад представляет важный информационный и генетический ресурс для озеленения Петрозаводска и других северных городов. Многие плодовые культуры, которые выращиваются в саду, можно рекомендовать фермерам и частным садоводам.

А еще наш сад уникален своей огромной природной территорией — 337 гектаров! Здесь занимаются исследовательской работой наши студенты.

Сейчас мы готовим новые экскурсии, маршрут будет проходить не только по саду, но и по нашей природной территории, в которую входит и памятник природы Карелии «Урочище Чертов стул».

— У нас на Севере вообще много ли подобных садов?

— Не так уж и много, среди них можно назвать Полярно-альпийский ботанический сад-институт в Кировске, известный и богатый, старинный Ботанический сад Петра Великого в Санкт-Петербурге, на нашей широте имеется ряд садов в Архангельске, Сыктывкаре.

— Уверена, что, путешествуя, вы непременно идете в какой-нибудь сад, парк, лес…

— Обязательно! (Елена смеется). Мимо не пройдем, это точно! Сразу пытаемся найти возможность организовать экскурсию в парк, сад, в горы или лес, изучаем флору, покупаем брошюры по природе нового края. В последние годы побывали в разных местах: на Дальнем Востоке, в Средиземноморье, на Кавказе.

 Елена Платонова в Приморском парке на Дальнем Востоке. Фото из личного архива
Елена Платонова в Приморском парке на Дальнем Востоке. Фото из личного архива

Приморский край оставил большое впечатление, туда хотелось бы еще раз вернуться! Там совершенно потрясающие реликтовые леса, которые не затронул последний ледник, необычная и богатая флора. Запомнилась экспедиция на Кавказ — в места, малодоступные человеку.

Из каждой поездки мы стараемся привезти растения для нашего сада, а потом наблюдаем, как эти растения приживаются в наших условиях.

— В какой сад вы непременно заглянули бы, будь у вас такая возможность?

— Давно хотелось посетить эталон всех садов — Королевские ботанические сады (Сады Кью) в Англии. Это сады с богатой историей, огромными ресурсами, интересными научно-исследовательскими направлениями. Кью сотрудничают с ботаническими садами и природоохранными организациями всего мира по проблеме сохранения растений. Особенное внимание уделяют тропическим регионам, где находятся много эндемичных, исчезающих видов растений.

Один из возможных способов спасти редкие виды – введение их в культуру. Это направление очень интересно! Генеральный секретарь глобальной сети ботанических садов, занимающихся вопросами сохранения и биоразнообразия, которая базируется в Кью, Питер Вайз Джексон приезжал и в наш Ботанический сад.

— У вас на страничке я увидела цитату философа Григория Померанца, в которой он глобализации и техногенности мира противопоставляет ценность созерцания. Эта тема вас волнует?

— Она актуальна сейчас, как никогда. Люди погружены в насущные заботы, проблемы заработка, получения материальных благ. Агрессивное телевидение, реклама «успейте купить…». Конечно, деньги дают стабильность и свободу, но непомерная загруженность в конечном итоге приводит к нервным расстройствам. Достаточно зайти в супермаркет, чтобы увидеть картину бесконечной суеты.

У нас в саду другая атмосфера. Люди к нам приходят за релаксацией и отдыхом. Природная среда способствует созерцанию, умиротворению. Обычно наши посетители улыбаются, говорят на приятные темы или погружаются в тишину, обращаются внутрь себя, успокаиваются. Ботанический сад в этом смысле — идеальное место.

— Работа в саду у вас сезонная, прямо по названию известного фильма «Весна, лето, осень, зима и снова весна». Как вы их обычно переживаете?

— Зимой преобладает научная и интеллектуальная работа в университете: читаю лекции, вместе с другими сотрудниками сада оцифровываем результаты наших летних наблюдений, наполняем базы данных, по итогам исследований пишем статьи… и скучаем по весне и нашему саду.

Весна — это радость! С середины апреля начинаются основные работы в саду. Природа просыпается, зацветает. В это время каждое маленькое явление природы становится особенно значимым: весеннее солнце, первые дожди, распускание первоцветов, пробуждение животного мира. В конце мая расцветает наш большой яблоневый сад… Наступают трудовые буди и горячая пора: прополки, уходы, посадки, экскурсии, практика студентов. В это время к нам обычно обращаются многие дачники, кто за советом, кто за покупкой.

Ну, а в августе уже благодать: поспевает урожай, наливаются яблоки, меньше становится работы по борьбе с сорными растениями. В течение лета, особенно в августе, много туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, Карелии. Публика замечательная, все довольны прогулкой в ботаническом саду, много приятных эмоций и у посетителей, и у нас, сотрудников, работа которых  оценена по достоинству.

Сентябрь — это пора школьных экскурсий. Наш основной экскурсовод Елена Обухова проводит несколько экскурсий в день, при любой погоде. Кроме экскурсионной работы, стараемся сделать пространство сада удобным для посетителей. С участием преподавателей ПетрГУ и КарНЦ создаем информационные аншлаги, чтобы люди могли получать биологические знания на самостоятельной прогулке по саду.

— Биологи, как мне кажется, люди особенные, отчасти сродни медикам. Они многое знают о природе не понаслышке. В вас, однако, мне видится душа поэтическая. Как вы ощущаете природу? Она вас вдохновляет, пугает, учит?

— Природа никогда не была мне чуждой. С детства запомнились прогулки по лесу с семьей. В результате я чувствую себя там естественно, спокойно, как дома. Каждое растение знакомо, имеет свое имя. Вот вы, например, общаетесь с людьми, а я так же с растениями. Они для меня живые! У каждого растения есть своя история. В библиотеку обычно идешь за знаниями, а в сад и лес — за красотой.

— Говорят, у вас в саду медведь ходит… Не страшно?

— Да, медведь ходит. Не очень хорошо, что он приходит в наш яблоневый сад подкормиться, но медведи — животные осторожные, заходят ночью, когда людей нет.

В Ботаническом саду, на его природной территории, животный мир довольно богатый. Частенько на коллекциях сада можно встретить зайца, лису, неподалеку в лесу – барсука. По исследованиям орнитологов, на территории сада встречается более 100 видов птиц.

— А что интересного происходит у вас в саду в активный сезон? Весной, помнится, у вас был чудесный праздник «Яблоневый цвет». Будет ли что-нибудь осенью?

— Да, этот праздник проходит у нас уже в течение семи лет и стал традиционным.

Одна из идей на осень — организовать для школьников города занятия по профориентации: рассказать и показать на практике примеры реальных научных исследований географов, зоологов, геоботаников, лихенологов. Думаю, это было бы интересно не только старшим школьникам перед выбором профессии, но и младшим ребятишкам тоже.

Есть, конечно, и другие интересные задумки, которые смогут сделать пространство сада более интересным для наших посетителей. Возможно, это будут фотовыставки или новые скульптурные объекты. Планируются экскурсионные маршруты по лесу и в зимний период. В это время в лесу можно наблюдать множество интересных сезонных явлений, сделать фотографии и узнать много нового для себя о мире растений и животных.

— Это было бы так чудесно — побывать в саду зимой!

В заключение нашей небольшой беседы привожу еще одну интересную цитату со странички Елены Платоновой. Эта китайская пословица гласит: «Если у тебя осталось только 2 монеты, истрать одну на хлеб, другую на цветок. Хлеб позволит тебе жить, цветок даст смысл жизни…» Это высказывание так лаконично и полно говорит о натуре моей собеседницы, что можно было бы удовлетвориться им одним, чтобы понять, что за человек  Елена Платонова.

Фото Ирины Ларионовой