Главное, Семья и дети

Учусь быть мамой. Эффект дежавю

Старые детсадовские интерьеры,  праздничные «мероприятия»,  какао на завтрак и компот в обед возвращают в прошлое.  А для наших детей это их настоящее.

 

 

Когда мы пытались отдать в детский сад нашего первенца, меня неприятно поразило состояние здания — старые двери, перила, неровные стены, окрашенные масляной краской, древние шкафчики и стулья были будто из моего детства. Но лет 30 назад ничего другого в стране и не было, а в 21-м веке они выглядят на удивление архаичными.

 

Постепенно мебель в садах все-таки меняется: где-то помогают родители, но все чаще на это выделяют средства из бюджета. На площадках появляются яркие пятна из игровых комплексов, песочниц и лазалок.

 

А что же с программой обучения дошколят? Родители могут судить о ней в том числе и по утренникам, на которые их часто зовут по случаю красных дней календаря. Ощущение дежавю не покидает меня. Старые интерьеры,  праздничные «мероприятия»,  какао на завтрак и компот в обед возвращают в прошлое. А для наших детей это их настоящее. Малышей, которым жить в эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта, развивают по стандартам XX века. Спрашиваю себя: отвечают ли эти стандарты вызовам будущего?

 

 

Дело не только во внешнем лоске. Намного важнее личность воспитателя, программа развития и творческий подход. Про все сады Петрозаводска не скажу, но во многих картина грустная.

 

 

…В этом году с 8 марта меня поздравили дважды. Сначала я ходила на праздник в группу к младшему сыну, а через несколько дней утренник провели у дочки.

 

Я смотрела на детишек и даже фотографировала. До этого мне нечасто доводилось бывать на праздниках  в детсаду, разве что на выпускном у старшего сына в прошлом году и нескольких утренниках у него же. Всегда жалела, что мои дети из-за недомогания пропускали елки,  праздник пап или мам, встречу весны и проводы осени.

 

Во время утренника у младшего сына мам посадили в зале на детские стульчики. Музыкальный работник, осмотрев нас, решила, наверное, создать праздничное настроение заблаговременно:

 

 

— Не понимаю, как вы можете приходить в сад на праздник к своим детям без сменной обуви?

Мелькнула мысль: « Да… наверное, тоже не выспалась…». Ни одна мама в сапогах не сидела. Все, кто по какой-то причине сменную обувь забыл, сидели без обуви. Вспомнилась шведская школа, где дети ходят в белых носках, и сады, кажется, в Японии — там многие детки бегают босиком… У нас же за родителями, которые проходят в группы через общий коридор, утром и вечером затирают следы уборщицы. Днем за детьми тоже они моют. Поэтому полы бывают влажными, чувствуется запах хлорки. По таким ни босиком, ни в носочках лучше не ходить.

 

Вспомнила, что с начала учебного года в группе трех-четырехлеток было несколько карантинов — по ветрянке, скарлатине, ротавирусной инфекции. Ребенок рассказывает:

«Корвик (коврик) убрали», «Пахнет невкусно», «Игрушки сложили в мешок и не дают», «Свои машинки приносить нельзя»…. В группе убирают коврик, на котором любят сидеть и лежать ребятишки, и почти все игрушки, оставляют самые обычные резиновые и пластмассовые, которые легко вымыть. Посуду и саму группу бедная нянечка моет постоянно, при этом пользуется известным всем средством дезинфекции, увы, не XXI века, —  хлоркой.

Потерявшись в своих мыслях, услышала только окончание фразы, к которой, признаюсь, готова не была: «… так что ваши дети в развитии, конечно, отстают. Ну, покажем то, что покажем…»
Может быть, не услышь я эту оценку, впечатление оказалось бы более радужным? Или  не так растревожил бы меня весь этот праздник, духота в зале и то, что один мальчик так и остался сидеть на стульчике: песен он не пел, в общий круг не встал, играть вместе со всеми отказался.

 

Каждую пятницу забираю ребенка чуть раньше, на второе музыкальное занятие мой сын не ходит. В этом, конечно, я согласна с педагогом: не могут при этом дети показывать какие-то сверхрезультаты. Болезнь для ребенка — мощный тормоз, который мешает в развитии. Но можно ли так говорить об этом мамам, правильно ли выбрано место, время, повод?

 

 

Карапузы пропели несколько песенок, а потом нам показали, как играют с детьми. Но то ли делали это впервые, то ли детки настроены не были… В общем, когда надо было разбегаться от водящего — ребята садились на стульчики. Очень послушно. И в этот момент мне стало  грустно. Хотелось встать, сказать: «А давайте просто побегаем под музыку, возьмем обычные атласные ленточки на палочках и будем ими играть. Под веселую музыку ленточка будет взлетать высоко-высоко, а под грустную кружиться чуть медленне, будто задумалась. А вот, дети, вам ложки и бубны. Нет, не надо ими стучать-греметь по команде… Найдите свою мелодию…»

 

Но свободы в этом, составленном по привычному сценарию празднике, не было. Детей увели обратно в группы, мамы и бабушки переодели малышей в повседневное, спрятали нарядные рубашки и платья до будущего праздника и ушли на работу или домой.

 

Сынишку я переодевать не стала — он любит белую рубашку и бабочку, которую в честь маминого дня ему позволил взять старший брат…

 

 

Дочкин праздник удивил пышностью нарядов. Казалось, это был настоящий бал. Она все дни рассказывала мне про тельняшку (две недели я честно искала ее во всех магазинах города, а купила в итоге на распродаже по счастливой случайности) и фуражку. Но я сплоховала. Утром на своей постели она оставила мне всё это вместе с платьем, я собрала и принесла в группу — всё, кроме платья, потому как была уверена: ребята покажут нам представление на морскую тему, поэтому будут они в тельняшках, фуражках и брючках.

Я с порога поняла, что пропала: глаза дочери смотрели на меня с такой тревогой, что я и знать не знала, что мне делать: платья-то нет!

 

— Что ж ты мне не сказала про платье, доченька, я тебе тельняшку принесла… —  начала я и осеклась. Эти слова можно было бы и не говорить, мысленно одернула я себя, и сказала другое. — Доча, подари мне сегодня праздник. Ты же знаешь, одежда это не самое важное. Главное, чтобы было интересно и хорошо тебе. Я буду смотреть только на тебя.

 

И тут уже была готова плакать я, а девочка моя успокоилась, озорно глянула и … улыбнулась.

 

Дети пели, танцевали, бегали. Девчонкам иногда мешали их нарядные платья, длиной до пола. Да и не подходили они к морскому путешествию, в которое пустилась вся группа. Но сценарий был динамичный, дети много двигались и пели.

 

Что удивило? Многие ребята не выговаривают буквы, нечетко произносят слова и плохо выучили свои стихотворения.  Воспитателю часто приходилось подхватывать, подсказывать и выручать дошколят. Благо, получалось это у нее тактично.

 

Но я смотрела на деток и понимала, что этот праздник — не уровень для детей, которые пойдут через полгода в школу. Он не готовит их к деятельностному подходу, не учит мыслить, импровизировать, творить. Дети пели разученные песни, танцевали так, как их научили, и читали стихи, выученные с родителями.

 

Праздник завершился. Дети переодевались, а моя девочка так и осталась в сарафанчике, полосатой футболке — своей повседневной одежде. У ребят начался обычный день с прогулкой, обедом, дневным сном и занятиями.

 

Вечером я обняла дочку и поблагодарила за подаренный мне праздник и открытку, которую они сделали вместе с воспитателем. Еще попросила прощения за то, что не принесла ее платье.

 

 

…Обычно в детский сад детей отводит муж. Но сегодня пришлось и мне поучаствовать в процессе сборов. Красивый бант, нарядные колготки, платье. Провожая дочку, я сказала ей: «Самое важное — это то, что у тебя внутри. Улыбнись фотографу и представь солнышко».

 

За завтраком, когда дети уже были в саду, муж сказал:

 

— Не понимаю, зачем нужна эта фотосессия и все эти приготовления?

 

А я подумала, как было бы интересно побывать на празднике-импровизации или на презентации малюсенького исследовательского проекта. Знаю, в условиях детского сада, постоянной нехватки нянечек и воспитателей делается многое для развития детей. И все же за последние 25 лет система дошкольного образования не слишком-то изменилась: в моем детстве были такие же утренники и праздники с песнями, танцами и стихотворениями, которые мы учили наизусть. Возникает полное ощущение дежавю. Правда, сейчас детсад именуется у нас первым уровнем образования…

Фото автора и Арсения Голубева

Предыдущие публикации Марии Голубевой из цикла «Учусь быть мамой»:

Учусь быть мамой. Если ребенок не играет

Учусь быть мамой. Детская комната

Учусь быть мамой. Игра по правилам и без

Учусь быть мамой. Есть ли границы у фантазии

Учусь быть мамой. Сделай сам!

Учусь быть мамой. В ожидании ребенка  

Учусь быть мамой. Чтобы праздник состоялся

Учусь быть мамой. Против прогресса? 

Учусь быть мамой. Мир без стен с ветром, дождем и солнцем 

Учусь быть мамой. В ожидании врача

Учусь быть мамой. Развивающие занятия 

Учусь быть мамой. Вместе смотрим кино 

Учусь быть мамой. Песочница 

Учусь быть мамой. Ловите радугу мою! 

Учусь быть мамой. Домашняя песочница 

Учусь быть мамой. О ребёнке при ребёнке?

Учусь быть мамой. Трое детей — вызов обществу?

Учусь быть мамой. О комплексах

Учусь быть мамой. Один день

Учусь быть мамой. Несколько шагов до Нового года

Учусь быть мамой. Обед без приключений

Учусь быть мамой. Взрослея стремительно

 Учусь быть мамой. Персональное внимание

 Учусь быть мамой. Тайна восьми прикосновений

Учусь быть мамой. Только ты и я