Общество, Семья и дети

Загляните под кровать

sodeystviye2Такой совет взрослым дали норвежские дети.  Группа карельских специалистов в области образования знакомилась с опытом некоммерческих  организаций Норвегии и Исландии.

Поездка состоялась по проекту АНО «Содействие» «Опыт Северных стран в защите детства и прав ребенка: Будущее начинается сегодня» при финансовой поддержке Информационного бюро Совета Министров Северных Стран в Санкт-Петербурге. В ней принимали участие детский омбудсмен Карелии Марина Зверева, начальник управления образования администрации Прионежского района Людмила Пархомук, исполнительный директор благотворительного Фонда Катанандова Наталья Дыбина, начальник отдела дополнительного образования Карельского регионального института управления, экономики и права ПетрГУ Сергей Кошелев, директор  АНО Содействие Илона Кошелева.

sodeystviye1

Трайн Олесен, глава секции национального агентства по правам ребенка Гренландии, рассказала об организации работы как с социальными службами, так и с самими детьми.

В каждой школе есть свой детский омбудсмен – у него нет тех же полномочий, что у государственного, однако он координирует работу с детьми. Это особенно важно, учитывая труднодоступность населенных пунктов, где дорог просто нет, а основными средствами передвижения являются воздушный и морской транспорт. Детский омбудсмен Гренландии  создает небольшие детские экспертные группы по разным острым вопросам, таким как  жестокое обращение, наркомания, суицид, буллинг. Дети-эксперты (чаще это те, кто сам пострадал), консультируют взрослых о том, как те должны работать  с их ровесниками, попавшими в сложную ситуацию.

 

Вторая встреча прошла в организации «Барнахус» – это дом, в который может прийти ребенок, подвергшийся сексуальному насилию или жестокому обращению, и ему там помогут. В штате организации всего несколько человек, среди которых профессиональные детские психологи и психиатры.

Работа с жертвами насилия в Исландии построена по принципу «одного окна». То есть ребенка интервьюирует ОДИН раз специально подготовленный интервьюер (детский психолог). Во время интервью присутствуют представители полиции, суда, других заинтересованных организаций, которые, наблюдая за ходом интервью со стороны и записывая данные в протокол, могут задавать вопросы для ребенка интервьюеру в наушник, а тот спрашивает ребенка, говоря на понятном ему языке и стараясь не причинять вопросом дополнительных травм. Здесь же ребенку оказывается любая медицинская помощь (врач, даже узкий специалист, приглашается из детской городской поликлиники), проводится  реабилитация.  В этот дом на экскурсии возят целые школьные классы – и бывали случаи, когда после таких поездок дети возвращались туда уже сами – за помощью.

Сигрун Даниелсдоттир, руководитель проекта профилактики ментального здоровья в департаменте здравоохранения Исландии, рассказала о профилактических программах для детей и подростков в Исландии. Для маленьких детей государство включило в перечень обязательных предметов в первом классе профилактическую программу «Друзья Зиппи», которая помогает детям научиться понимать и контролировать чувства и эмоции, общаться с друзьями, справляться с трудностями, гарантируя хорошее психическое, психологическое, социальное и эмоциональное здоровье.

Российские специалисты интересовались тем, попадает ли информация о подобных происшествиях в школы. Да, она попадает, и социальные работники помогают этим детям: в Исландии родители, социальные службы, некоммерческие организации, школы и полиция тесно сотрудничают – и в этом их сильная сторона. При этом детям и их родителям гарантируется полная конфиденциальность.

s

 

sodeystviye3

 

Следующая встреча прошла уже в Норвегии – в организации SexogPolitikk («Пол и политика»). Исполнительный директор Сольвейг Хокстад и ее команда разрабатывают модульные программы для школы, в которых речь идет о половом равенстве и осознании детьми собственной сексуальности. В программе также говорится о том, чего общество ждет от девочки, а чего – от мальчика, что делать, если ты влюбился. Самое интересное – эти модули внедряются в учебную программу, причем в программу разных дисциплин: будь то биология, литература или норвежский язык.

На шестой неделе школьного года (в феврале) по всей Норвегии в школах проводятся профилактические семинары – с подростками обсуждают контрацепцию, сексуальные отношения. (Такой факт: в Норвегии средний возраст первого полового контакта – 17 лет, в то время, как в России – 15.) Самое важное, что происходит на этих семинарах, – общение. Специалисты получают обратную связь, подростки – тех, кто их действительно слушает. И это очень важно. В первую очередь, это важно для профилактики случаев сексуального насилия и абортов среди подростков.

 

В тот же день группа посетила одну из старейших детских НКО Норвегии — «Воксне фор Барн» («Взрослые для детей»), которая была создана сообществом психиатров для помощи детям и не так давно отмечала свое 50-летие. Организация насчитывает 3 тысячи членов. Ее руководитель Ранди Талсет рассказала о подходе к программам профилактики и раннего вмешательства. Согласно представлениям норвежцев, программами профилактики психического здоровья должны быть охвачены 100 процентов детей, в этом случае лишь около 20% из этих детей потребуется профилактическая интервенция на короткий период времени, и лишь 5-10% будут нуждаться в лечении, специальных услугах и т.д. Большая роль этом отводится органам власти.

Госпожа Ранди Талсет привела в качестве примеров несколько программ, за реализацию которых в Норвегии отвечает их организация:

  • Программа профилактики психического здоровья для всех детей младшего школьного возраста (6 лет) – “Друзья Зиппи”
  • Программа интервенции для детей с повышенной тревожностью (коррекционная программа) – “Психологическая первая помощь” 
  • Программа интервенции и профилактики одновременно (поскольку 50% детей встречаются с данной ситуацией)  – развод родителей – “PIS групы”
  • Программа интервенции для детских садов для детей, чьи родители имеют проблемы со злоупотреблением алкоголем или серьезное хроническое (онко) заболевание или психическое заболевание – коррекционная программа для выборочной интервенции – “Кто поможет Йесперу?”

 

sodeystviye4

Ранди Талсет сообщила, что благодаря благодаря российско-норвежскому сотрудничеству при финансовой поддержке Министерства здравоохранения Норвегии, и коррекционная программа «Кто поможет Йесперу?» (в российском варианте «Как помочь ребенку»), и профилактическая программа «Друзья Зиппи», предназначенная для всех детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, уже доступны российским детям. При этом методика «Кто поможет Йесперу?» уже переведена на датский, исландский, итальянский языки. Она помогает детям, чьи родители страдают от тяжелого хронического заболевания, алкогольной или наркотической зависимости, что мешает дееспособности семьи.

Что касатеся программы “Друзья Зиппи”, то в Норвегии это одна из шести программ, включенных в государственную программу “Школа и психическое здоровье”, полностью финансируемых государством.

В Норвегии понимают, что дети много времени проводят в школе, и доказано, что школьное психосоциальное окружение играет важную роль как в академических, так и в социальных успехах ребенка.  “Друзья Зиппи” — одна из самых успешных профилактических программ в мире в области психического и социального здоровья,  большинство норвежских школ выбирают именно эту программу. Решение о выборе профилактической программы принимается на уровне муниципалитетов. Все выбранные школами программы профилактики получают государственное финансирование.

 

Последняя встреча в поездке – посещение офиса уполномоченного по правам ребенка Норвегии. Группу принимал Кнут Хаанес – первый в мире уполномоченный по правам ребенка, в данное время заместитель детского омбудсмена Норвегии. Сначала он с удовольствием выслушал рассказ коллег из России – некоторые решения ему показались весьма интересными. Основная мысль прослеживалась во всех докладах, диалогах и даже неформальном общении: детям нужны не службы, а люди. Потому что дети хотят, чтобы им помог человек, а не высокопрофессиональный сотрудник социальной службы. Каждый ребенок должен получить помощь своевременно и в полном объеме.

Господин Кнут Хаанес привел пример. Строится школа, рядом с ней – подземный пешеходный переход. А дети через него не ходят, перебегают дорогу в неположенном месте. Почему? Потому что им так удобнее. Поэтому сейчас в Норвегии перед тем, как оборудовать пешеходные переходы, вначале изучаются маршруты детей, а уже потом принимается решение о местах строительства переходов именно там, где они действительно нужны.

Обратная связь – то, на чем строится взаимодействие с детьми в Норвегии. На одной из встреч с представителями социальных служб дети дали взрослым совет: смотреть под кровать, когда они приходят с инспекцией в дом, где живет неблагополучная семья. Потому что под кроватью может прятаться еще один ребенок – и ему нужно помочь.

Еще один хороший пример. Норвежский омбудсмен и его коллеги работают в том числе и с детьми, чьи родители содержатся в местах лишения свободы. Дети жаловались, что комната, где проходят свидания, очень грязная, серая и холодная. И что хорошо было бы ее отремонтировать, поставить там горку для детей помладше, какую-нибудь мягкую мебель. Сотрудники аппарата устроили конкурс детского рисунка, отправили работы начальнику крупнейшей тюрьмы в Осло… и он отремонтировал и оборудовал эти помещения, используя образцы, представленные в детских рисунках.

 

Люди, с которыми группа встречалась в поездке, рады делиться опытом и сделать счастливее детей и в других странах. Подобный обмен опытом – серьезная мотивация для обеих сторон, ведь коммуникация – это ключ к успеху.

 

В сентябре российские педагоги и все заинтересованные лица получат возможность услышать обо всем из первых уст, когда АНО «Содействие» проведет конференцию в Петрозаводске по проекту «Опыт Северных стран в защите детства и прав ребенка: Будущее начинается сегодня» с участием норвежских и исландских экспертов.

 

Публикацию подготовила Александра Шевякова, корреспондент журнала «Школа управления образовательным учреждением»

Фото АНО «Содействие»