Семья и дети

В каждой избушке свои погремушки

Фото: pixaby.com
Фото: pixaby.com

7 сентября во многих странах отмечается Всемирный день уничтожения военной игрушки. В этот день родителей призывают заменить игрушечные пистолеты, сабли, танки и военные самолеты на плюшевых мишек, кукол Барби и детские конструкторы.

 

Тысячи вещей окружают ребенка, вступающего в мир взрослых. И все же главной из них для малыша на протяжении многих лет остается игрушка. В ней, будто в волшебном зеркале, отражаются первые представления о мире, способные повлиять на становление характера ребенка и на всю его дальнейшую жизнь.

 

Игрушка помогает малышу освоиться в мире взрослых

Игрушка призвана не только развлекать ребенка и заполнять пустые поры его свободного времени. Она является признанным всеми средством обучения и воспитания. Имея дело с игрушками, ребенок развивает свои способности к познанию и творческое воображение. Игрушка помогает малышу освоиться в непривычном для него мире взрослых. Нет лучшего способа сформировать у ребенка уважение к труду и наблюдательность, воспитать художественный вкус и взрастить интерес к творчеству.

Игрушка в полной мере отражает человеческий быт. На протяжении тысячелетий она менялась. В первую очередь изменения эти касались технологии ее изготовления. Кустарничество постепенно сменилось промышленным производством. На способ изготовления игрушек оказало влияние развитие науки и техники: со временем появились более сложные орудия труда, искусственные материалы и красители.

Куклы, машинки, кубики, оловянные солдатики: с ними малыш начинает осваивать самые разные виды деятельности из мира взрослых. Здесь и сюжетные игры, и военные баталии, и конструирование. Забавляясь с игрушкой, ребенок получает возможность проиграть все основные формы поведения, копит ценный эмоциональный опыт, закрепляет нравственные качества. «Что такое хорошо и что такое плохо» – эти нормы ребенку в том числе и любимые игрушки нашептывают.

 

Игрушки-самоделки – первый путь к развитию фантазии

Интерес к игрушкам, изображающим орудия труда, просыпается у ребенка примерно в возрасте трех лет. Это могут быть формочки, лопатки, грабельки, совочки, ведёрки. Насыпая песок лопаткой в игрушечное ведёрко, малыш учится предметным действиям, привыкает к труду. Чуть позже возникает желание узнать мир техники, понять, как устроены и работают танки, самолеты, катера, сложные машины и механизмы – подъемный кран, швейная машинка. Ребенок хочет знать, что у сложной технической игрушки спрятано внутри. Когда мальчуган пытается разобрать машинку – он ее не портит, не ломает. Он учится анализировать состав технической системы. А вот синтез разобранной на части игрушки – процесс более сложный. С ним ребенок на первом этапе не всегда может справиться самостоятельно.

Особая группа – игрушки-самоделки, которые ребенок создает сам, ориентируясь на свои игровые потребности. Это – первый путь к развитию фантазии и творческого воображения.

При желании игрушкой можно сделать все что угодно. Приходилось ли вам сражаться в шашки на клетчатой доске? Вспоминается шустрый шестилетний мальчуган, который часами мог играть в конницу, составленную из перевернутых кверху дном шашек, в углубления которых были вставлены обычные пуговки. Конники, ясное дело, были двух цветов – белого и черного. Пуговицы с ножками и на белых скакунах были «нашими». А те, что восседали на вороных конях и имели по две или четыре дырочки, становились войсками противника. Сюжет в этой стратегической игре подсказывало воображение. Пуговичная кавалерия волнами передвигалась по ворсистому ковру, отряды вступали между собой в кровопролитные сражения. Были тут стремительные лобовые атаки и дерзкие партизанские рейды, коварные засады и отступления по всему фронту. Не обходилось и без жертв: при взаимном столкновении шашек пуговки то и дело вылетали из «седла». А яркие «всамделишные» покупные солдатики, в которых у маленького стратега не было недостатка, в это время томились в коробке в ожидании своего часа.

Приведенный пример показывает: «игрушечные» свойства вещей не привязаны жестко к внешним материальным признакам определенного предмета. Чтобы попасть в класс «игрушек», нечто должно стать таковым в сознании маленького человека. Роль настоящей игрушки может играть любой предмет, если он привлекателен, не воспринимается как серьезная вещь из сложного мира взрослых, может стать объектом для переноса детских мыслей и переживаний.

 

Плащ Лавала и изобретательская задача

Особенно интересны ребенку игрушки с множеством функций. К примеру, конструкторы, из которых можно при желании собрать все что угодно. Исследователи тщетно пытаются отыскать объяснение популярности конструкторов LEGO. С завидной регулярностью европейская компания выбрасывает на рынок все новые и новые наборы деталей, предназначенных для сборки и моделирования самых разных игровых ситуаций. В ходе такой игры детям иной раз приходится включать воображение не только для создания конструкций, но и для решения реальных изобретательских задач. Вот пример.

Одной из самых любимых игр у шестилетнего Димы в свое время стала серия LEGO Chima. Вот гордый и смелый Лавал, предводитель благородного племени львов. Игрушечный воин ростом с мизинец. Один из атрибутов его экипировки – роскошный плащ из мягкого синтетического материала. Казалось бы, ничего сложного: крохотный лоскуток материи в виде трапеции, в узкой части которой имеется круглое отверстие для шеи персонажа. Но случилась беда – плащ порвался. Нужно исправлять положение. Парнишка взялся за работу.

Новый плащ решено было скроить из цветной бумаги. Маленький умелец начертил на заготовке контуры изделия, вырезал. Почти готово. Осталось продырявить плащ в нужном месте. И здесь особенной сложности вроде бы нет – сделать подходящее по размеру отверстие можно при помощи канцелярского дырокола. Но не тут-то было. Чтобы отверстие оказалось в нужном месте, требуется очень точно пристроить дырокол к малюсенькому кусочку бумаги. Но конструкция инструмента не позволяет так метко прицелиться: не видно, в каком именно месте штырёк дырокола будет входить в бумагу. Юный мастер испортил три заготовки, но «правильное» отверстие так и не получил, оно каждый раз оказывалось чуть смещенным в сторону. Как быть?

Решение пришло после нескольких неудачных проб. И оно оказалось на редкость простым: сначала сделать на листе бумаги отверстие дыроколом, а уже потом пририсовать к нему контуры плаща. Надобность в точном прицеливании попросту отпала. А начертить плащ так, чтобы заранее подготовленное отверстие оказалось точно в нужном месте, не составило никакого труда. Вся операция по изготовлению игрушечной одёжки заняла меньше минуты. А ведь нужно-то было всего лишь изменить последовательность выполнения технологических операций. В итоге решена реальная изобретательская задача. Вот вам и игрушка… 

 

Погремушка и устройство Вселенной

Самые первые игрушки подвешивают над колыбелью. В разные времена это были трещотки, колокольчики, погремушки, другие подвески с шумовым эффектом. Для чего нужна такая народная игрушка? Чтобы порадовать ребенка и повеселить его от души. А разве может быть по-другому?

Советский авиаконструктор Роберт Бартини в свободное от работы время выстраивал глубокую концепцию мироздания. Он предположил, что наша Вселенная имеет форму пустотелой гиперсферы, поверхность которой сложена из пятимерных бубликов-торов. Внешне такая модель несколько напоминает яблоко с бесконечным числом черенков.

Биографы конструктора пишут, что однажды Бартини выпросил у приятеля детскую соску, дефицитный в 30-е годы прошлого века товар. Инженер вывернул кончик соски наизнанку, перевязал его прочной нитью, в таком положении накачал при помощи велосипедного насоса, а потом еще раз завязал. Полюсы стянулись, в результате получилось солидное резиновое «яблоко». Эту модель Вселенной Бартини как-то показал участникам одного из философских вечеров. С легкой руки участника той встречи надувное яблоко, олицетворявшее собой модель мира, завоевало значительную часть страны.

Позже умельцы насыпали внутрь «яблока» сухих горошин, расписали резиновую игрушку яркими красками. Изделие пошло в серию, как шутил по этому поводу сам Бартини. Такие резиновые погремушки подвешивали над детскими кроватками. Сухие горошины громко перекатывались внутри, привлекая внимание к «яблоку». Возможно, лишь один из десяти карапузов сохранит смутный образ чего-то пустотелого и округлого. Один из тысячи запомнит непривычную форму, а один из миллиона, повзрослев, серьезно задумается над устройством Вселенной и с головой уйдет в научные разработки.

 

Игрушка как прообраз технических систем будущего

В советские времена существовала еще одна занятная игрушка – небольшой пластмассовый ослик, стоявший на округлой подставочке. Нажми на кнопку в нижней части основания – ослик без промедления опустится на колени. Если приложить чуть большее усилие, животинка ляжет на бок. Теперь резко отпустите кнопку – ослик немедленно выпрямится и вскинется на ноги.

Устройство тут самое простое: ножки и шея ослика набираются из тонких трубочек, через которые проходит прочная леска. Тросик этот натягивает укрытая под основанием тугая пружинка. Когда леска натянута – ослик прочно стоит на основании. При нажатии на пружину натяжение лески ослабнет. Ослик свалится с ног.

Игрушка? Да, всего лишь игрушка. Но положенный в ее основу принцип находит широкое применение в технических системах. По такой схеме, в частности, могут быть сконструированы антенны для переносных радиопередатчиков, механизмы для строительных конструкций, которые нужны лишь время от времени. Анализ обычной игрушки позволяет придумать еще десятки применений принципа ее действия в технике.

У автора теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Альтшуллера (литературный псевдоним – Генрих Альтов) есть фантастический рассказ «Ослик и аксиома». Автор ТРИЗ размышляет о детских игрушках и их значении не только для развития ребенка, но для роста достижений цивилизации. Герой рассказа придумал игрушку, которая может в один миг собираться из мельчайших частичек под действием магнитных сил. Только что перед вами был ослик Иа, через минуту – это уже медвежонок Винни-Пух. А потом – его лучший друг Пятачок… Электронные игрушки – сущая ерунда, считает автор рассказа. Это суррогат техники сегодняшнего дня. Настоящая, «правильная» игрушка должна быть прообразом тех технических систем, которые появятся в мире через несколько веков. Если вы намерены в наши дни заниматься конструированием тех машин, которые будут в ходу в следующем столетии, вам имеет смысл придумывать и делать детские игрушки.

 

От волчка к гироскопу

Отличительный признак хорошей игрушки – ее предельная простота. Вот почему так долго живут калейдоскоп с его завораживающими картинками и бойкий волчок. Изучение вращения волчка поставило имя Софьи Ковалевской в один ряд с именами Лагранжа и Эйлера. Эта детская игрушка впоследствии легла в основу прибора, именуемого гироскопом. Гироскопические приборы применяются для определения курса судов и летательных аппаратов, делают их движение устойчивым.

Вызвавший ожесточенную критику спиннер – из той же серии. Взрывная мода на эту «крутилку» прошла так же стремительно, как и возникла. Но свое дело игрушка сделала, зародив в ком-то интерес к элементарной механике и к устройству того же подшипника, без которого представить нынешнюю технику невозможно. Пройдет время – интерес к такой «вертушке» снова возродится.

А вот еще пример: «Ханойская башня», которой почти полтора столетия. Три стержня, на одном из них – восемь колец разного размера. Нужно перенести пирамидку на другой стержень за меньшее число ходов. Предельно простая и увлекательная игрушка-головоломка, инструмент для развития наглядно-действенного мышления.

Как и любой искусственный объект, игрушка идеальна, когда ее нет, а функция выполняется. В этом смысле конница из шашек с пуговицами – идеальна. Близка к совершенству также игрушка, которая одновременно является пособием для изучения физики, геометрии, а то и географии. Перед нами пляжный мяч: по его надувным бокам тщательно прорисованы материки, моря и океаны – идеальное игровое пособие. Некоторым приходилось видеть новогоднее маленькое чудо: на проволочной подставке горизонтально стоит турбинка с изогнутыми лопастями. Под лопастями – небольшая свечка. Стоит зажечь фитиль, и тут же вверх будет подниматься теплый воздух. И карусель закрутится, приводя в движение фигурки оленей или рыбок. Смотри на них и вспоминай элементарную физику.

 

«…великих игрушек за всю историю человечества придумано пятнадцать-двадцать»

В свое время газета «Пионерская правда» опубликовала еще один короткий фантастический рассказ Генриха Альтова. Называется эта вымышленная история «Чрезвычайный рейс». Перед читателем открывается отдаленное будущее человечества. Люди осваивают планеты Солнечной системы. Несколько тысяч колонистов обживают Меркурий. Здесь создан самый крупный за пределами Земли научный центр. Все колонисты заняты наукой. Исключение не составляют даже воспитатели детских садов.

Но вот приборы фиксируют приближение космического аппарата. Корабль идет вне графика, по особому расписанию. По всему видно – рейс чрезвычайный. Но что за срочность? Колонисты пытаются представить, что может нести на себе корабль с Земли. Вероятно, это уникальное оборудование для буровой или для взлетно-посадочной полосы, предполагают инженеры. А вот физик с надеждой ожидает поставок редких металлов, которые нужны для расширения рабочей зоны. И только психолог точно знает, что находится на борту стремительно приближающегося планетолета, ведь ракета была послана с Земли именно по его просьбе. На борту транспорта – игрушки…

«…Настоящая игрушка – это чудо. Как волчок. Вот была деревяшка – и вдруг ожила, завертелась, держится на острие и ведет себя, как заколдованная… Или калейдоскоп: горсть цветных стеклышек, три полоски зеркала – и бесконечная игра волшебных узоров, жизни не хватит, чтобы все разглядеть… Великих книг, картин, статуй, симфоний много. Сотни или тысячи. А великих игрушек за всю историю человечества придумано пятнадцать-двадцать, не больше. Прежде чем человек дорастает до книг, ему нужна игрушка. Частица удивительного мира, в котором предстоит жить. Кто знает, какой след в душе оставляет первая игрушка… У нас двести детей. Я попросил провести на Земле конкурс на лучшую игрушку. В нем приняли участие миллионы людей. Потом самые искусные мастера сделали новые игрушки и самые смелые пилоты повели ракету…»

 

Мир игрушек стал более жёстким

Вот уже три десятилетия подряд 7 сентября во многих странах Европы отмечается Всемирный день уничтожения военной игрушки. В этот день родителей призывают заменить игрушечные пистолеты, сабли, танки и военные самолеты на плюшевых мишек, кукол Барби и детские конструкторы. Полезная акция. Нужно только помнить, что наиболее популярные игрушки всегда отражают настроения в обществе и его характерные черты. В мире, где на протяжении тысячелетий каждый день то тут, то там льется кровь, где независимость государств и народов определяется уровнем развития военной техники и силой боевого духа мужчин, игрушки для мальчиков не могут в одночасье перестать быть военными. Печально, но это факт.

Вызывает тревогу и другая тенденция. К концу прошлого века детские предпочтения изменились. Мир игрушек стал куда более жестким. Конкурирующие компании теперь воюют друг с другом за легионы ребятишек, влюбленных в видеоигры, игровые приставки и прочие технологические новшества. Фирмы, производящие «аналоговые» игры и игрушки, почувствовали себя в новом цифровом мире неуютно. А ведь с широким распространением компьютерной техники все чаще вырабатывается эмоциональная зависимость ребенка от электронных устройств. Есть ли альтернатива у диковинных и завораживающих компьютерных игр? Сможет ли с ними конкурировать деревянная, пластмассовая или мягкая игрушка? Эти вопросы все чаще ставят перед собой психологи и педагоги.