История, Люди, Общество

Фантазёры Закаменского переулка

Встреча однодворцев по Закаменскому переулку в ПетрозаводскеТрадиционные встречи одноклассников проходят обычно в начале февраля. Однако друзьям не нужно формального повода, чтобы повидаться. 

 

В начале января 2015 года по Петрозаводску разлетелось письмо: «Дорогой товарищ! Если ты хочешь на мгновение погрузиться в безмятежные годы своего детства и юности, которые пролетели в Закаменском переулке, приходи 13 января к 14 часам к Володе Малегину.  На столе будет печеная картошка, грузди и лосятина. В воздухе – воспоминания о катке и танцах в Парке пионеров, горке в Ямке и пр. Отложи все дела и приходи! Повтора не будет НИКОГДА!». Письмо получили более 40 человек, смогли прибыть 15.

Встретившись, сначала не сразу узнали друг друга – со многими не виделись больше полувека! Но с первых слов возникали чувства единения и неземной радости от того, что мы есть, мы живы, в нас дух Закаменского переулка!

А переулок этот весьма знаменит – это своего рода ядро Петрозаводска. В его домах в разные периоды советского времени проживало множество интересных людей, в том числе и такие видные общественные деятели как Ю.В. Андропов и Г.Н. Куприянов. Не зря его называли «цековский» дворик.

В этот вечер встретились, по сути, три поколения – родившиеся до Великой Отечественной войны (известный писатель Алексей Самойлов с супругой Светланой Самойловой, учительница математики Ирина Бабенко-Пальмина, Евгений Трубин, Елена Гудкова), ровесники начала войны (врач-физиотерапевт Раиса Елакова, Александр Истомин (Кан), Нина Сохнова-Предтеченская) и дети Победы (Владимир и Сергей Малегины, Александр Кривченок, Валентина Иванова, Юрий Санков, Марина Харитонова-Хапцова, Сергей Самойлов).

Открыл встречу на правах хозяина дома я, передав горячие приветы от «однодворцев», отсутствующих по уважительным причинам. От Татьяны Яковлевой-Волковой (доцента кафедры общей химии ПетрГУ, отец которой длительное время работал с Ю.В. Андроповым)), Дмитрия Трофимова (бывшего шефа всех следователей Карелии, первого полковника юстиции) и его сестер Людмилы, Светланы, Лидии (Харьков) и Татьяны, Николая Ястребова, Людмилы, Галины и Владимира Елаковых, Валерия Гостева (уникального ученого), Ларисы Птициной (преподаватель математики в ПетрГУ),  Энессы Птицыной (учитель физики школы №4 Петрозаводска), Геннадия Сорокина (элегантного, стройного капитана второго ранга с русой бородой, за которую пришлось посидеть на гауптвахте, но бороду не сбрил до сих пор!), Николая Дякина (прошел путь от боцмана до референта председателя правительства Карелии, курировал ключевые министерства), Александра Полякова (беспощадно «лупил» всех чужих, был «королем» Парка пионеров), Лидии Сохновой (преподавателя физмата ПетрГУ). Посетовал, что не удалось найти Нонну и Элю Ивановых, Юрия Герасева, журналиста, непревзойденного рассказчика, Анатолия Поздеева, работника ГАИ, у него даже вертолет был в подчинении, Леонида Алексеева, Таню Жукову, Таню Битенбиндер, Тамару Магницкую, Наташу и Петра Борисковых, Таню и Сережу Ганиных, Сережу и Людмилу Пигониных, Шицыных Валентину, Людмилу, Галину и Наташу, Ирину Кяргину-Золотареву, известного врача-невролога РБ, Владимира Пирожка, Олю и Людмилу Одинцовых, Володю Маликова, Валентина и Нину Смирновых…

Писатель Алексей Самойлов рассказал о выходе своей новой книги «Единственная игра, в которую стоит играть. Книга не только о спорте», изданной в Петербурге издательским центром «Гуманитарная Академия» в 2014 году и содержащей много замечательных воспоминаний о Петрозаводске и Закаменском переулке. Каждый из участников встречи был счастлив получить экземпляр книги с личной подписью автора.

После этого Марина Харитонова предложила каждому присутствующему коротко рассказать о своей судьбе. Это было удивительно интересно! Больше всего правнуков оказалось у Елены Гудковой – десять! С 1954 года и до сих пор она живет в Закаменском переулке. В рассказах всех мальчиков (увы, уже дедушек) яркими были воспоминания об армейской службе, которую в ту пору многие прошли в Германии.

Евгений Трубин и Сергей Малегин с большой благодарностью вспомнили учителей 9-й средней школы: Зою Петровну Печерину, Галину Ивановну Ульянову, Александра Федоровича Романова, географа Александру Федоровну, Исаака Самойловича Фрадкова и многих других. Мнения об учителях у всех совпали: нам повезло, у нас были лучшие учителя. Единственный спор был по поводу звания «гвардейской» школы. Большинство считали, что это 9 средняя, а Алексей Самойлов настаивал, что это преимущество 22 средней школы.

Вспоминали танго-фокстроты на катке Парка пионеров, прекрасную музыку тех лет (и сейчас в ушах звучит: «Догоню, догоню…», «А снег идет, а снег идет» или Шульженко «В запыленной связке старых писем мне случайно встретилось одно…»), танцы на маленькой деревянной площадке, гигантские шаги, разнообразные качалки и горки,  фильмы для детей в летнем кинотеатре Парка Пионеров. Катание на знаменитой горке в Ямке, футбол во дворе (лучший бомбардир Б. Пименов, лучшие вратари И. Дякин и С. Самойлов!), игры в «казаки-разбойники» и «кислый круг», «ляпы» у памятника Ленину на Круглой площади…

Спорт в те годы действительно был естественной составной частью нашей жизни. Выполнив уроки, мы бежали во двор. Недаром так много хороших спортсменов вышло из нашего двора, среди них и знаменитая перворазрядница по спортивной гимнастике Лариса Птицина. Будучи ученицей 9 класса, она  участвовала во Всесоюзном параде физкультурников в Москве в 1954 году. Ее сестра ЭнессаПтицина была прекрасной волейболисткой, их команда под руководством известного тренера Василия Филипповича Акимова стала чемпионом Карелии. Славились как спортсмены и Эдик Птицин – гимнаст,  Владимир, Гарик и Володя Шестаковы, Валера Гостев – баскетбол, Валера Свидский – бокс, Саша Колмовский – беговые коньки. Занятия спортом в те годы в любых секциях были бесплатными.

Любимым местом для каждого из нас в ту пору были деревянные сарайки, принадлежащие жителям двора. Мы знали всё, что в них хранится, кто содержит коз, кур, кроликов, свиней (необходимое средство выживания для тех лет). Ведь семьи, как правило, были большие – у большинства 4-5 детей, а у Сохновых даже 6 (три мальчика и три девочки!).

Мы прошмонали – да простят нас потомки! – весь чердак губернаторского здания на площади Ленина, забираясь по наружной лестнице с нашей Закаменской стороны. Замирали от счастья, находя там очень много интересного:  древние книги, старинные газеты, пуговицы с царскими вензелями, квадратные бутылки с превратившимися от времени в смолу лимонадами, закрытыми сургучными печатями и множество других интересных предметов.

Говорили мы и о тех, кого уже нет с нами, но мы их помним по нашей романтической, безоблачной жизни в Закаменском переулке. Безвременно  ушли порядочные, красивые, достойные люди: Саша Смирнов, Леонид Пиотрович, Владимир и Эдик Вишневские, Александр и Валерий Свидские, Владимир, Гарик и Валерий Шестаковы, Александр и Борис Колмовские, Евгений Яковлев, Сергей Овсянников, Вадик Сырцов, Саша Беззубенко, Александр, Зинаида и Владимир Сохновы, Анатолий Лукашов, Таня Малегина, Таня Фомина, Алик Герасев, Валентин Максимов, Лева Соколов, Рудольф, Вака и Борис Битенбиндеры, Владимир Шицын, Оля Дякина, Эдик Птицин, Валентин Поляков и другие.

Семья Нины Сохновой вернулась в Петрозаводск 3 января 1945 года. Во дворе Закаменского переулка осталось много окопов от Войны. В них мы играли, зарывались окопы постепенно. Вспомнились пленные немцы, которые меняли деревянные, ими изготовленные игрушки на хлеб. А хлеба и самим было мало, но никогда просящим не отказывали. Рая Елакова и Нина Сохнова вспомнили огромные очереди за хлебом, мукой и другими продуктами, которые стояли у гостиницы «Северная» вдоль проспекта Ленина днем и ночью, писали номера на руке, чтобы не пропустить место.

Мы любили играть, а пропуском в общую будку (сарайку, которую сделали сами) была булка.

– Самым счастливым стал день, когда мама смогла ее выделить из бюджета многодетной семьи,  и я стала полноправным участником дворового домика, ­­– рассказала Нина.

Приобрести булку было трудно – только в конце 1947 года отменили карточки, но с продуктами все еще было плохо.

После фильма «Александр Невский», вспомнил Евгений Трубин,  Валера Свидский прорезал в ведре щель и надел его на голову. Подкравшись незаметно,  Алик Герасев рубанул деревянной саблей по шлему, и, вибрируя всем телом,  Валера повалился на землю, хотя крепкий был парень, самый сильный удар в лапту был его.

Один из способов нашего детского обогащения напомнил Юра Санков. С первыми лучами апрельского солнца, которое съедало снег, оголялась просыпавшаяся за зиму сквозь трибуны мелочь, и  мы дружно собирали ее на стадионе «Спартак». На обратном пути мы всегда заходили в только что построенный магазин на Карла Маркса и покупали эскимо, пирожки с повидлом. Кое- кто позволял себе купить за 30 копеек большую плитку соевого шоколада с орехами!

А я рассказал такую историю:

– Весь цековский двор был обнесен зеленым забором. Нам было года по четыре, тогда было много попрошаек. Вот мы с Димой Трофимовым просочились сквозь забор в районе дома №4, сели по-турецки, положили кепки перед собой. Мне сразуже какая-то сморщенная тетенька бросила пятак, решкой вниз. Видимо, кто-то из нашего дома увидел «нищих» и позвонил родителям. Тут же появились наши мамы, которые сказали нам, что сейчас сдадут нас в милицию. Мы с ревом пообещали, что никогда попрошайничать не будем. Свое слово сдержали!

А вот другая история:

– Однажды Коля Дякин в отутюженном со стрелками костюме возвращался из музыкальной школы. Путь пролегал мимо горки в Ямке. Очарованный шевелящейся толпой, с криками летящей вниз,  Коля приставил скрипку к дереву, рядом пристроил папку с нотами и, забыв все на свете, нырнул в кучу малу… Поднимаясь наверх, он обнаружил, что на отутюженном костюме нет ни одной пуговицы, рукав оторван. Дома строгая Наталия Иосифовна устроила «баню», воспитывая младшего сына.

– Как-то увидел В. Акимова, возвращающегося с тренировки с большой сеткой мячей, –  рассказал Алексей Самойлов. –Взялся помочь и попросил показать, как нужно правильно падать! Василий Филиппович, тренер сборной Карело-Финской республики по волейболу, тут же в Парке Пионеров стал учить меня навыкам, которые в дальнейшем мне очень пригодились.

Был и такой случай. Напротив нашего дома №4 в Закаменском переулке в маленьком домике с палисадником, он и сейчас там стоит, проживала с дореволюционных времен семья петрозаводских интеллигентов  Капусткиных. Однажды зимой глава семьи – невысокий старичок в каракулевой шапке пирожком, усики и бородка  клинышком, расчищал проход. Я, трехлетний карапуз, попытался помочь своей деревянной лопатой. Увидев это, старичок скрылся за калиткой и через мгновение вышел, держа в руке красно-оранжевый шар. Так я впервые увидел апельсин…

Помню, как на месте «Дворянского гнезда» стоял двухэтажный деревянный дом, на стене висела шкура большого медведя. А весной старик с бородой, в холщовой рубахе пахал на лошади небольшой огород. На этой же улице Герцена рано утром на жалейке пастух собирал коров. А позже, когда мы шли в школу, нам попадались козы, поросята, куры. В субботу пахло дымом, это топились баньки. А после вечернего чая слышались переливы гармошки. Так жил весь Петрозаводск, одноэтажный, деревянный, богатый домашними животными.

Конец Петрозаводской губы всегда был забит плотами с лесом, зато клевали жирные окуни. На Чертов стул, Зимник и Бараний берег бойко бегали «Джамбул, «Вересаев» и «Лермонтов». Дома на первой линии, у озера, были разрушены. В районе нынешнего Речного вокзала всегда было скопище старых барж, пароходов и плотов. Сушилось белье,откуда-то вился дымок и, конечно, звучала гармошка. Постоянно сновали какие-то лодки. Это был особенный мир. По большим праздникам в Ямке, прямо на траве, располагался военный духовой оркестр, его медные звуки, разбегаясь и отражаясь, звучали во всех уголках города…

Наши воспоминания о счастливом детстве продолжались восемь часов! Жаль, что не было главных фантазеров Закаменского переулка – Галины Елаковой (ее страшные истории помнят все), Юрия Герасева, Нонны Ивановой, Тани Яковлевой и других.

Все мы отметили значение встречи через полвека: казалось, всё кануло в Лету, ан нет, жизнь продолжается! Возникло предложение: не теряться, поддерживать отношения, найти здравствующих однодворцев и организовать новую встречу, с песнями, звучавшими  в Парке Пионеров.  Это вдохновит  тех, кому тяжело, и послужит стимулом для других.

 

Авторы публикации — Владимир Малегин и примкнувшая к нему Нина Сохнова-Предтеченская, профессор КГПИ/КГПУ, Почетный доктор Университета Йоэнсуу, Финляндия

 

P.S. Добавляйте, уточняйте, исправляйте и присылайте свои бесценные воспоминания о нашем дворе! Контактный тел +79218001713;  e-mail: chief.mvd@mail.ru