История, Люди

Колесо истории

В этой рубрике мы публикуем снимки из старых фотоальбомов, которые есть в каждой семье. Приглашаем вас стать ее авторами.

Рассказывает Серафима Михайлова:

На этом снимке моя мама Парасковья Ивановна Соколова. Она родилась в 1882 году при царском режиме в городе Валдай Новгородской губернии в бедной многодетной семье. Грамоте ее не учили, считалось, что девочкам грамота не нужна, а вот мальчикам следует окончить церковно-приходскую школу. Для жизни пригодится.

Мою маму в десятилетнем возрасте отдали в няньки в купеческую семью. И неизвестно, сколько бы она работала на валдайских купцов в няньках или прислугой, если бы не случай. Когда она повзрослела, ее взяла в свои помощницы двоюродная тетушка, которая жила в Петрограде и имела прачечное заведение.

К этому времени в России накалилась революционная обстановка. Петроград бурлил. И особенно активно поддерживали большевиков балтийские моряки. С моим отцом, Николаем Петровичем Петрухиным, мама познакомилась случайно. Он часто приходил к тетушке, чтобы на швейной машинке «Зингер» подогнать по фигуре морскую форму себе и своим товарищам-балтийцам.
Мама вышла за него замуж, почти ничего не зная о нем. Революция, а вслед за ней Гражданская война многое изменили в жизни нашего народа. Спасаясь от голода, отец увез мою мать на свою родину – в Сибирь. Но тогда жить было трудно везде. Война со своими бедами вошла в каждый дом. В Красноярском крае началась эпидемия, и мой отец совсем молодым умер от сыпного тифа. Теперь все тяготы жизни легли на плечи матери. Она возвратилась в Валдай и, не имея никакой материальной базы, стала работать по найму, разумеется, на самых тяжелых работах.
От природы мама была мудрой женщиной и тяготилась тем, что не умеет ни читать, ни писать. Читать она научилась сама. А вот писать не смогла: пальцы были изуродованы непосильным трудом.
Для меня, с помощью советской власти, мама сделала все возможное, чтобы я не повторила ее тяжкий путь и получила сначала среднее, а затем и высшее образование. Таково колесо жизни. Оно неумолимо. И не переделать, и не повернуть ничего назад.
 «Лицей» № 8-9 2008