История

Забыть или помнить?

Экземпляр читального зала научной библиотеки ПетрГУОднажды в редакции раздался звонок. Человек с возмущением рассказал, что в библиотеках Петрозаводска свободно выдается «Майн кампф» Гитлера. Честно говоря, не поверила: неужели книгу вождя третьего рейха, которую иногда называют библией фашизма, без труда может взять любой любопытствующий, и даже тот, кто не готов в силу возраста и образования критически оценить ее содержание? Однако все подтвердилось: книга действительно свободно выдается в библиотеках.

На снимках вы видите экземпляр из читального зала научной библиотеки Петрозаводского государственного университета. Книга 1992 года выпуска, зачитанная так, будто издана сто лет назад, сказал студент, ее сфотографировавший. В читальном зале Национальной библиотеки РК «Майн кампф» («Моя борьба») в свободном доступе. Там ее спрашивают редко, примерно раз в год. «Приходит студент техникума и просит Ницше и «Майн кампф», – сообщила библиотекарь читального зала.

 

«Майн кампф»: к истории вопроса
Книга содержит идеи, последствиями которых стала Вторая мировая война, автор определяет два мировых зла – коммунизм и иудаизм. Гитлер утверждал, что арийская раса светловолосых и голубоглазых людей стоит на вершине человеческого развития. Призывал к борьбе за чистоту арийской расы и дискриминации остальных. Готовил своих сторонников к походу на Восток. Цитата: «Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены». К концу Второй мировой войны тираж книги составил около 10 миллионов.
Ныне авторские права на все издания принадлежат правительству Баварии, которое запрещает любое копирование или воспроизведение книги в Германии и борется с ее распространением в других странах. В США ежегодно продается около 15 тысяч экземпляров. В 1995 году избранные главы «Майн кампф» были изданы в Израиле Центром изучения германской истории имени Кевнера при Еврейском университете в Иерусалиме. Издание предназначено для студентов, изучающих новейшую европейскую историю.
Не так давно в Чехии издатель Михал Зитко, выпустивший Mein Kampf тиражом 106 тысяч экземпляров, без комментариев, был приговорен судом за пропагандирование нацистских идей и штрафу в два миллиона чешских крон.
26 апреля прошлого года Lenta.Ru сообщила, что лидеры еврейских общин Германии не возражают против переиздания книги Гитлера «Майн кампф» – при условии, что в нее будет включен комментарий. Мюнхенский профессор истории Хорст Меллер в интервью российской газете сообщил, что «интернет-версии «Майн кампф» не снабжены комментариями и с точки зрения пропаганды могут представлять некую опасность для общества». Профессор также заметил, что «с литературной точки зрения книга написана более чем посредственно». Сообщив, что его поддерживают все немецкие историки, резюмировал: «Тотальный запрет на публикацию может привести к мистификации «Майн кампф».
В России официального запрета на книгу нет. С 1992 года «Майн кампф» издана несколько раз. В 2006 году Общественная палата РФ выступила с инициативой создания списка запрещенных книг, во всех версиях которого присутствует сочинение Гитлера.
Хотя формального запрета на издание книги в России нет, однако в Законе «О противодействии экстремистской деятельности» под термином «экстремистские материалы» упоминается понятие «труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии».

Периодически в России вспыхивают дискуссии о том, стоит ли издавать «Майн кампф». Противники говорят, что нечего присоединяться к «евроидиотизму», что в России цветет расизм и мы в отличие от немцев не пересмотрели собственную историю. Сторонник издания подобной литературы известный писатель Дмитрий Быков считает: «слово неподсудно», книги запрещать нельзя.

Должна ли быть запрещена в России книга Гитлера «Майн кампф» ? На этот вопрос «Лицей» попросил ответить людей, хорошо знающих предмет нашего обсуждения .

 

Место в спецхране
Анатолий ЦЫГАНКОВ, кандидат исторических наук: – Человек живет в мире идей. Каждое поколение выбирает для себя мировоззренческие ориентиры. Правильнее не уничтожать идеи, потому что схожие все равно когда-нибудь вновь вырвутся наружу, поразив чье-то сознание. Распространение идеологем нужно ограничивать, то есть не всем в равной мере давать возможность знакомиться с ними. Но образчик любой мыслительной работы должен сохраняться. Идеологический труд «Майн кампф», выросший из войны (он есть прямой отклик на Версальский мир после Первой мировой войны), породил Вторую мировую, и книга эта позволяет понять механизм нагноения войны. Ликвидировать этот историко-политический труд – значит, сделать общество более беззащитным. Подобные книги должны изучать специалисты, но ее идеи опасно высаживать в сознание, не привитое другими, конкурирующими знаниями.
Собственно цивилизованная практика пользования подобными трудами давно выработана – ограниченный или целевой доступ к ним. Есть книги, место которым в специальных хранилищах.

 

Противно духу христианства
Дмитрий ЦВИБЕЛЬ, председатель еврейской религиозной общины Петрозаводска: – Я считаю, что подобные книги должны находиться в спецхране и выдаваться только для научных целей. Хотя на фоне тех изданий, которые вышли в России за последние десять лет, это не самая антисемитская. Результат – разгул расизма в России. С другой стороны, я сделал запрос в Интернете и получил результат: за 0,33 секунды мне предлагают 15000 (!!!) возможностей познакомиться с этим опусом.
Необходимы тщательно прописанные законы об экстремизме, которые еще и выполнялись бы. Русский философ Владимир Соловьев писал в 1890 году: «Усиленное возбуждение племенной и религиозной вражды, столь противной духу христианства, подавляет чувства справедливости и человеколюбия, в корне развращает общество и может привести к нравственному одичанию, особенно при ныне заметном упадке гуманных идей и при слабости юридического начала нашей жизни. Вот почему уже из одного чувства национального самосохранения следует решительно осудить антисемитское движение не только как безнравственное по существу, но и как крайне опасное для будущности России!»

 

Знать то, что не приемлем
Анна ШАРОГРАДСКАЯ, директор Института региональной прессы, Санкт-Петербург: – Свобода слова предполагает, что мы должны знать, о чем мы говорим, чего не приемлем, с чем не согласны. Проблема не в том, читать или не читать «Майн кампф», а в том, что мы отвергаем книгу, не будучи знакомы с ней. Помню, в советские годы декан факультета журналистики ЛГУ А.Ф. Бережной, ортодоксальный коммунист, узнав, что я дала его дочери прочесть запрещенного в те времена З. Фрейда, не возмутился, а дал ей почитать антифрейдистскую литературу. Мудрый человек!
Возможно, при библиотеках должны быть советы из вменяемых людей, которые бы тем, кто хочет познакомиться с «Майн кампф», предлагали почитать и другие книги, которые проникнуты идеями гуманизма, например Библию или Конфуция. Прочитавший «Майн кампф» совсем не обязательно станет адептом учения Гитлера. Вдумчивый читатель, помня историю Германии и Второй мировой войны, развязанной нацистами, задумается о последствиях, к которым привела фашистская идеология. Можно пойти по пути «Забыть!», а можно – «Помнить и не допустить!».

Не исключаю, что найдутся и сторонники Гитлера, но мы должны быть убеждены, что можем противопоставить этим разрушительным идеям идеи гуманизма и мира.

Если эта тема вас взволновала и вы хотели бы тоже высказаться, мы готовы продолжить разговор на страницах нашей газеты.

«Лицей» № 4 2009