Лицейские беседы

Наталья Полежаева: Избалованные дети в спорт не идут

Едва выиграв в Ванкувере золотую медаль, олимпийская чемпионка Богалий-Титовец обратилась к руководству страны с просьбой: «Нужно развивать в России детский спорт!» Все мы в те дни пребывали в недоумении из-за провального выступления наших спортсменов. Хотя специалисты это фиаско предвидели. Среди множества причин они единодушно называют плачевное состояние, в котором пребывает детский спорт. А что у нас в Карелии, где сам климат благоволит развитию зимних видов спорта?

Наш собеседник — известный в республике тренер ДЮСШ-6 мастер спорта по конькобежному спорту Наталья ПОЛЕЖАЕВА. Ее тренерский стаж более 35 лет, она воспитала 8 мастеров спорта, 15 кандидатов в мастера и сотни мальчишек и девчонок, выбравших здоровый образ жизни. Одновременно Наталья Сергеевна много лет занималась наукой, имеет ученую степень кандидата химических наук.
Встретились мы в убогом, если называть вещи своими именами, здании ДЮСШ-6. Что говорить о здании, если единственная в республике ледовая школа, в которой занимаются около 900 ребят, не имеет нормальной беговой дорожки! У Натальи Сергеевны накипело:
— В декабре 2006 года в администрации Петрозаводска нас, тренеров школы, собрал тогдашний мэр Виктор Масляков, чтобы обсудить план развития ДЮСШ. В пойме Неглинки отвели участок для ангара с искусственным льдом, нам уже и проект показали. Планировалось построить асфальтированное кольцо дорожки в 333 метра, рекреационную зону для горожан. Мэр заверил: пока не построят новый комплекс, наш старенький не тронут. Спросил: «Вы верите нам?» Мы: «Верим!» А уже через полгода нам принесли подписанное замом Маслякова разрешение на строительство на нынешней территории школы магазина!
Мы сразу стали бить во все колокола, обращались во многие высокие инстанции. Откликнулась лишь заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова, олимпийская чемпионка по конькам, по крайней мере с нами связывался ее помощник.
На месте, где началось строительство магазина, когда-то было болото. Мы сами его засыпали, выкорчевали пни и своими силами подготовили 250-метровое беговое кольцо с двумя дорожками. Здесь можно было проводить соревнования городского и республиканского уровня.
— За уродливой коробкой недостроенного здания магазина не сразу увидишь флигелек вашей спортшколы…

— От этой стройки пострадали прежде всего конькобежцы — негде стало тренироваться. Спасибо Виталию Федермессеру, после обращения к нему получили возможность тренироваться дважды в неделю на льду в Кондопоге. Этой зимой пять раз выезжали на тренировки и соревнования в Сортавалу, там дорожка тоже нестандартная, 300 метров, но это хоть что-то… До сих пор в республике, вырастившей чемпиона мира по конькам, призера Олимпийских игр Сергея Хлебникова, нет ни одной нормальной конькобежной дорожки!
— Какой ее стандарт?

— 333 метра, а лучше 400. Высокие результаты наши спортсмены когда-то показывали на стадионе «Динамо» в Пятом поселке Петрозаводска, где делали качественный лед. Но его закрыли, и в середине 80-х нас перевели на «Спартак». Однако через два года руководство этого стадиона сочло, что конькобежцы им не нужны.
Как-то приезжаю вечером и вижу такую картину: в центре стадиона при свете прожекторов пинают мяч четыре футболиста, а где-то сбоку в темноте тренируются конькобежцы. В общем, выгнали нас на стадион «Юность», а там бытовки и дорожка всего в 200 метров…
Но сейчас-то «Юность» совсем другая…
Там берегут искусственное покрытие, хотя на Севере сами погодные условия влияют на его качество. Вот тогда мы и начали делать у себя в школе на месте болота дорожку 250 метров. Худое, но свое.
Посмотрите, кому сейчас служит стадион «Спартак», возведенный, между прочим, методом народной стройки? Баня «Ташкент», фитнес-магазин, что угодно, только для ДЮСШ места нет!
Хуже, чем наша спортивная база, ни у кого на Северо-Западе нет. И в Мурманске, и в Череповце давно уже есть ледовые дворцы, в Архангельске искусственный лед.
— Кто приходит к вам заниматься бегом на коньках?
— Дети из малообеспеченных семей. Они мало что видят, поэтому кроме занятий вожу их на экскурсии, стараюсь расширять их кругозор. Избалованные к нам не идут. Чтобы заниматься спортом, нужно огромное желание, глаза должны гореть. Мы в свою очередь обязаны предоставить хорошую спортивную базу, выдать качественный инвентарь. А мы выдаем старые коньки! Современные, «клапы», стоят от 500 евро, плюс поездки на соревнования за свой счет. Сейчас вот собираемся в Оленегорск, нужно каждому заплатить за билеты 2,5 — 3 тысячи. В итоге перспективные остаются дома, потому что у них нет денег.


— Как стали тренером, ведь вы занимались наукой?

— Однажды меня попросили помочь, поскольку я мастер спорта. Так и втянулась. Все в отпуск едут, а я на соревнования со своими воспитанниками. Работала зачастую бесплатно. Когда в 92-м году закрыли мое направление в институте, перешла на работу в спортшколу. Позвал мой воспитанник, лучший ученик Андрей Жуйков, ставший тогда директором ДЮСШ. В 95-м он уехал в США. Сейчас Андрей старший тренер юниорской сборной США по конькам. На недавнем чемпионате мира его ребята завоевали четыре медали, из них две золотые. У России на этом чемпионате нет медалей.  Андрей нас не забывает, помогает с инвентарем. Говорит, в его успехах есть и моя заслуга.

— Почему он уехал?
— Не видел здесь перспектив. Начинал в Дулуте с нуля. Сам заливал лед, родители охотно приводили к нему на занятия своих детей, у него с ними здорово получается.
— На ваш взгляд, дети изменились за те годы, что вы тренируете?
— Конечно, время ведь другое, соблазнов много. Лишь немногие готовы трудиться столько, сколько раньше.


— А родители?

— Отдельный вопрос… Есть такие, которые привели ребенка и убеждены, что тренер должен его всем обеспечить, шнурки завязывать, деньги на поездки находить. Особенно это в фигурном катании заметно, там все видят в своих детях будущих звезд.


— Что, по-вашему, нужно, чтобы детский спорт развивался?

— Это важная тема, ведь детский спорт — это не только медали и престиж страны в будущем, это прежде всего здоровье нации. Начинать надо с современной спортивной базы. Ни у одной детско-юношеской спортивной школы ее нет. В городе нужно сохранить все ДЮСШ, все виды спорта. Не надо болезненных реорганизаций! Должна быть выстроена пирамида, в основании которой спортивные школы, массовое физкультурное движение, а наверху — штучный результат, олимпийские чемпионы. Разве не так в науке, искусстве?

На мой взгляд, советская система организации спорта была неплохой: бесплатные спортшколы, спортивные лагеря, питание… За рубежом принята система спортклубов, занятия в них оплачивают родители. Но там другие возможности! А у нас один поход в «Акватику» чего стоит…
В России провалилась спортивная медицина. Это же целая наука! Человеческие возможности небеспредельны, нужно уметь восстанавливать спортсмена., ведь у него колоссальные психологические нагрузки. В Карелии необходимо возродить наш физкультурно-спортивный диспансер. Кстати, из 3,5 тысячи детей, занимающихся спортом в Петрозаводске, здорова только половина.
— Вы ничего не говорите о зарплате детского тренера…
— Оклад ниже, чем у учителя физкультуры, — 4214 рублей. Это справедливо? Вот я могу заменить учителя физкультуры, а он меня никогда! Какой молодой специалист пойдет на такую зарплату? Только энтузиасты, как наш тренер, моя воспитанница Надежда Буравова, мастер спорта.
В школах, считаю, нужно ввести третий урок физкультуры. Наши дети много времени проводят в помещении, а нужно больше на свежем воздухе — на лыжах, коньках.
Знаете, сколько сейчас людей со всего города приезжает вечерами к нам на каток? После наших занятий катаются на коньках до глубокой ночи.
Сейчас много дискутируют на тему, зачем нужен спорт высших достижений. Некоторые называют олимпийцев современными гладиаторами…
Большой спорт — это же престиж страны, политика, наконец! Не зря после Ванкувера зашевелились наверху, чиновничьи головы полетели. Нет, спортсмены не гладиаторы, это великие труженики. Чтобы подняться на вершину, нужны огромный труд, годы изнурительных тренировок.
Спорт многому учит. Недавно один мой бывший воспитанник сказал: «Я вам благодарен. Раньше, до занятий спортом, был зажатым, закомплексованным, теперь могу отстаивать и свои интересы, и коллектива». Да я и по себе это знаю. Наука научила меня говорить, аргументированно отстаивать свою точку зрения, спорт помог в общении.
Все мои ученики успевали в школе, почти все получили высшее образование. Тренеры ведь как мамки, мы не даем отлынивать от учебы. Замечено, что когда дети занимаются спортом, они лучше учатся. Родителям надо на ум положить: спорт не отвлекает от учебы, он, напротив, организовывает ребенка. Вот Сергей Хлебников был вундеркиндом, но характер непростой, бывало, и от спорта отлучали. Тренеру много пришлось с ним поработать. А каким спортсменом стал!
Спорт учит терпеть, а это так нужно в жизни! Тренировка ведь как проходит? Разминка, потом многократный повтор одних и тех же упражнений. Наступает момент, когда видишь: спортсмену тяжело. Говоришь: «Если сделаешь еще — пробежишь на соревнованиях быстрее». И он терпит, вновь и вновь повторяя упражнения. Терпит и на следующий день, когда нужно тренироваться, хотя он еще не до конца восстановился после вчерашней тренировки. Начинающие тренируются по 6 часов в неделю, постепенно доходят до 12 — 15.
— Вы согласны с утверждением, что Россия — великая спортивная страна?
— Конечно! А детский спорт, повторюсь, основа пирамиды, на вершине которой олимпийские победы. Ни в одной зарубежной стране нет детских спортивных школ, России всегда завидовали.
Сейчас вот нам говорят, что проект спортивного комплекса на Неглинке для нашей ДЮСШ все-таки вошел в федеральную программу, но нужно местное софинансирование. Этот комплекс крайне необходим, но мы уже боимся верить…
Фото Ирины Ларионовой
«Лицей» № 4 2010