Лицейские беседы, Общество

Гость из будущего

Алексей Лазарев. Фото Ирины Ларионовой
Алексей Лазарев. Фото Ирины Ларионовой

Он один из двадцати трех спортсменов Карелии за время существования республики, вошедших в Википедию. И один из двоих гроссмейстеров. Правда, к шахматам или шашками доцент кафедры прикладной математики и кибернетики Петрозаводского государственного университета, кандидат физико-математических наук Алексей Лазарев  никакого отношения не имеет: он первый россиянин, ставший победителем чемпионата Европы по логической  игре  го. Причем сделал  это дважды – в 1991 и 1992 годах. Логично и нашу беседу разделить на этапы, соответствующие этапам партии в го.

 

Фусэки, начало игры

 

– Алексей Викторович, как пишут, в фусэки большое значение имеет интуиция и хорошее «чувство позиции» — способность видеть расположение камней на доске в целом, и «чувство направления» — интуитивное понимание того, в каком направлении следует играть. Вы выбрали го интуитивно?

 Школьником я ходил в шахматный кружок при республиканском Дворце пионеров, в нем преподавали Станислав и Тамара Аблоуховы. Участвовал в разных турнирах. Чтобы развиваться самостоятельно, читал выписанный мне родителями журнал «Наука и жизнь», где был шахматный раздел. В журнале я и увидел в 1975 году ряд статей, посвященных го и обсуждению правил и технических приемов игры. «Школу го» в журнале открыли отечественные мастера этой игры Владимир Асташкин и Георгий Нилов, они пригласили читателей журнала принять участие в конкурсе решения задач. В каждой из 12 статей предлагалось решить серию из десяти конкурсных задач. Победителям, которые решат наибольшее количество игровых головоломок, был обещан приз – двухтомник по го в переводе с японского языка.

 

– Не будь обещан приз…

 У меня руки не из того места растут, а все, что касается расчетов, решений в уме, – это по мне. Я в школе участвовал в различных городских и районных олимпиадах по физике, собирался поступать в знаменитый Московский физико-технологический институт в Долгопрудном. Конечно, приз был не лишним, – у нас в стране никакой литературы по го не было. Но у меня было страстное желание научиться играть в незнакомую до того игру и стать в ней лучшим.

 

– Как вы эти задачи решали? Ни досок, ни фишек для игры в стране не выпускали?

 Голь на выдумки хитра. Доску, а она в го не как в шахматах,  восемь на восемь, а девятнадцать на девятнадцать, разлиновал на бумаге, фишки, правильно все же камни, вырезал из белого картона, и те, что должны быть черного цвета,  у меня они были красного – покрасил лаком для ногтей. И стал тренироваться. Некоторые из моих одноклассников  поначалу проявляли к новой игре интерес, но он у них быстро пропадал.

 

– Вы, небось, их все время обыгрывали…

 Одно из десяти правил го гласит: «Чересчур стремящийся к победе не победит». Но я тогда этого не знал и побеждал всех без разбора.

 

– Но, похоже, все время опровергали эту заповедь?

– В конкурсе журнала «Наука и жизнь» победил среди школьников и стал тридцатым среди взрослых. Меня пригласили на фестиваль го с участием японских мастеров  в Ленинграде. Но в это время,  в сентябре 1976 года, наш  военный летчик Беленко угнал истребитель МИГ-25 в Японию. И по политическим причинам фестиваль отменили. Партнеров для игры в Петрозаводске у меня не было. И я  стал сам понемногу терять к  игре интерес.

 

 

Тюбан. Середина игры

Тюбан начинается, когда разделение доски в целом уже произведено, и стороны переходят к непосредственному столкновению. В тюбане игроки защищают свои зоны влияния и превращают их в территорию, одновременно пытаясь разрушить построения противника и отнять территорию у него. На этом этапе огромную роль всё ещё играет интуиция и чувство позиции, но ход игры уже значительно более предсказуем, чем в фусэки, и  ближайшие оптимальные ходы можно достаточно точно просчитать.

 

–  Погадать себе будущее не пробовали? На картах, например…

– Я карты не люблю. У меня память не очень, да и считаю варианты недостаточно хорошо. Честно говоря, никогда не стремился к прогнозам своего будущего.

Хотя, совершенно случайно, принял участие в таком гадании.

Случилось это во время одного из моих визитов в Японию. Мой давний знакомый Цуцуи Масаюки проводил для меня экскурсию по буддийскому храму в Токио. Неожиданно, он спросил: « Хочешь узнать свою судьбу?». Я легкомысленно согласился. Гадание заключалось в тряске бочонка с деревянными палочками, из которого через маленькое отверстие выпадала палочка с написанным на ней иероглифом (напоминает процесс извлечения зубочистки из контейнера). Каждому иероглифу соответствует определенное предсказание судьбы. Это предсказание находилось в каталоге предсказаний поблизости… Итог оказался неплохим! Однако уже через пару минут я осознал всю рискованность своего поступка. Я обратил внимание на то, что пол гадальни был завален бумажными листочками прогнозов судьбы, что явно не было типичным для аккуратных японцев. Подобрав один из таких листков, господин Цуцуи сказал, что прогноз очень плохой. По-видимому, человек, прочитавший свою судьбу, оказался в шоке. Именно в тот момент я понял всю тяжесть, пусть даже неправильного предсказания,  оно способно нанести серьезную психологическую  травму!

 

– Тогда на кофейной гуще…

 Скорее, на чайной. Не смейтесь. Сижу дома. Пью чай. Читаю ту самую выигранную на конкурсе  книгу о го. Вдруг звонок в дверь. Открываю – ба! Передо мной стоит тот самый японец, который книгу написал! В очках и с усами! Оказалось, Владимир Кузнецов – молодой преподаватель университета, приехал в Петрозаводск из Ленинграда после аспирантуры по распределению. У него, страстного и преданного поклонника го, оказался мой адрес, который он узнал у авторов «Школы го», с которыми  был прекрасно знаком.

 

– Могу представить себе вашу реакцию…

 Да, думаю, сейчас покажу ему мое мастерство, хотел еще фору дать. Проиграл первую партию, вторую, где уже он мне фору дал. Удивило это меня и по-хорошему завело. Вскоре Кузнецов создал клуб го в ПетрГУ и уже через год повез  меня на всероссийский турнир в Нарву. На нем я победил знаменитого Владимира Асташкина. Правда, при форе в девять камней, но ведь был я всего лишь девятиклассником.

 

– Владимир Кузнецов сделал из вас чемпиона, он ваш бессменный тренер. И по праву – заслуженный тренер России. Помню, как он  больше тридцати лет назад пытался всех, кого мог, заинтересовать го, рассказывал о гениальном школьнике Алексее Лазареве, рисовал заманчивые перспективы превращения  Петрозаводска в столицу всесоюзного го. И ведь практически этого добился, опровергнув  сравнения с Остапом Бендером и фантастическим проектом  Нью-Васюков… Добавлю, что помимо вас в Википедии есть и ваш коллега Виктор Богданов, с которым вы не раз побеждали в командных чемпионатах Европы.

– В молодости я без оглядки шел на штурм спортивных высот, стремясь выйти на уровень спортивного мастерства, сравнимого с уровнем профессиональных игроков на Востоке. Кстати, впервые победить профессионального игрока мне удалось в 1989 году в Китае во время официального визита сборной команды Российской Федерации. Постепенно я начал обращать внимание не только на спортивные результаты, но и на вопросы развития интеллектуального вида спорта го. В 2001 году была создана федерация игры го Республики Карелия. В Российской федерации го я являюсь председателем студенческой комиссии, занимающейся вопросами развития игры го в студенческой среде. Значительную поддержку в этом направлении оказывает мне Петрозаводский университет. Полтора года назад  в Петрозаводске, впервые в истории нашей страны, состоялись командные и личные студенческие чемпионаты России. Планировалось, что эти соревнования будут ежегодными, традиционными. И являться одним из уникальных интеллектуальных брендов Республики Карелия.

В прошлом году в этих соревнованиях приняла участие  студенческая команда Республики Крым. В большой степени это стало возможным благодаря финансовой помощи нашей федерации. Так что идея Нью-Васюков уже не представляется совершенно фантастичной!.

 

– Вы фантастику любите?

 Очень нравился Жюль Верн. Особенно его «Таинственный остров». Повзрослев, потянулся к Станиславу Лему, братьям Стругацким.

 

– Трудно быть богом? То есть трудно быть заслуженным мастером спорта России, неоднократным чемпионом Европы, одиннадцатикратным чемпионом России, заслуженным деятелем физической культуры Республики Карелии, президентом республиканской федерации игры го и прочая?

 Не думал об этом. Вот великим математиком я никогда стать не мечтал. Трудно было, когда я почти безвылазно просидел восемь лет в Петергофе, где расположен математико-механический факультет ЛГУ:  сначала студентом, потом – аспирантом. Сейчас думаю, а надо ли мне все это было… Может, вместо науки надо было идти на производство…

На самом деле очевидно, что этот вопрос является риторическим! У каждого человека наступает момент, когда необходимо сделать выбор на развилке жизненного пути.

 

– Вы ведь были профессиональным игроком, зарабатывали игрой в го на жизнь…

 Все-таки зарабатывать го можно только в Азии, где есть крупные спонсоры, на турнирах большие призовые. Хотя на хлеб хватало, но я что-то перестал ощущать в себе тягу к творчеству. А я не из тех, кто живет по принципу – зачем думать, надо грушу трясти…

 

Ёсэ. Заключительная стадия игры

 

В ёсэ остаётся уже мало возможностей для творчества, здесь требуется точный расчёт. Игрок должен определить порядок ходов, при котором он сможет получить максимум очков. Считается, что наибольшая разница сильных и слабых игроков проявляется как раз в том, насколько они безошибочно  играют в заключительной стадии. При небольшой разнице очков после тюбана проигрывающий имеет реальные шансы выиграть уже, казалось бы, проигранную партию.

 

– По общему числу игроков го одна из самых распространённых настольных игр в мире. Она входит в число пяти базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных игр. Но, как и шахматы и шашки, не является олимпийским видом спорта. Кёрлинг, например, довольно скучноватое таскание гранитных камней по льду, на Олимпиадах присутствует…

 Вы сами ответили на свой вопрос: принято считать, что го – игра не зрелищная. И впрямь – не футбол же или биатлон. Мы же не бежим по трассе, чередуя бег со стрельбой. Хотя в го страсти кипят не меньшие. Другое дело, что миру они не видимы.

 

– Обидно. Представляете, как звучало бы: «Алексей Лазарев – чемпион Олимпийских игр!»

– Я бы уже не смог. Все-таки возраст уже не тот. Го требует огромных не только умственных, но и физических затрат. Остается утешаться тем, что пока человека компьютер обыграть в го не может, в ней не поддающееся подсчету количество ходов.

 

– Где-то я прочел, что тот, кто напишет программу для компьютера, способную обыграть чемпиона, получит сорок миллионов тайваньских долларов…

  Сомневаюсь, что это возможно в обозримом будущем. Хотя самой игре уже без малого пять тысяч лет. Зато я  уверен в том, что го – это игра, за которой будущее. Мне повезло: в университете я отвечаю за развитие го. Эта игра учит думать перед тем, как что-либо сделать, учит умению прогнозировать, учит искусству менеджмента. Знаете, еще Конфуций писал, что каждый чиновник должен играть в го. Может, и поэтому еще Япония и Южная Корея нынче в лидерах мировой экономики, да и Китай идет вперед семимильными шагами…

 

– А ваши прогнозы по поводу нашей жизни, каковы они, Алексей Викторович?

 Не слишком оптимистичные. Похоже, что История не может научить человечество избегать  повторения ошибок. Но шансы выиграть практически проигранную партию всегда остаются.