Архитектура Петрозаводска, Люди, Общество

Рыцарь нашего времени

Вячеслав Орфинский

Премией Лихачёва за сохранение культурного наследия России
награждён Вячеслав Орфинский

В Санкт-Петербурге, в знаменитом Пушкинском доме, 28 ноября состоялась церемония награждения лауреатов премии имени академика Дмитрия Лихачева за сохранение культурного наследия России.

Одним из пяти награжденных в этом году стал Вячеслав Петрович ОРФИНСКИЙ, доктор архитектуры, профессор ПетрГУ, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, директор НИИ  историко-теоретических проблем народного зодчества при ПетрГУ.

Премия имени Д.С.Лихачева впервые вручалась в 2006 году и была приурочена к празднованию 100-летнего юбилея академика. Задуманная как поощрение подвижнической деятельности людей, направленной на сохранение историко-культурного наследия страны, премия стала ежегодной и имеет четыре номинации: сохранение памятников истории и культуры; сохранение музейных, библиотечных и архивных коллекций; развитие краеведческого движения в России; пропаганда историко-культурного наследия России. Профессор Орфинский получил эту престижную награду в номинации «Сохранение памятников истории и культуры».

01-2008.jpg

Трудно представить себе более неугомонного и неравнодушного к бедам архитектурного наследия человека, чем Вячеслав Петрович Орфинский. В силу своих профессиональных пристрастий, связанных уже более полувека с народным деревянным зодчеством – наиболее хрупкой частью культурного наследия Карелии и России, он очень чуток к любой несправедливости по отношению ко всей несчастной «застывшей музыке» наших деревень, сел, городов и Петрозаводска, в частности.
Многолетняя работа по изучению отдельных памятников архитектуры вполне закономерно привела В.П. Орфинского к приоритету ценности среды бытования и существования исторических объектов, и за эту среду профессор готов безоглядно биться на всех уровнях власти.

Одним из первых серьезных столкновений стала борьба в начале 1970-х за сохранение кондопожской Успенской церкви на ее историческом месте. Умение наших предков безупречно вписывать свои  строения в ландшафт и окружающую среду – это урок для  многих поколений архитекторов. Более того, каждый объект народного зодчества, строившийся в конкретном месте, корректировался его создателями в зависимости от окружения, приобретая неразрывную связь с местоположением. Свеча Успенской шатровой церкви, доминирующая над всем водным пространством залива, украшающая окрестности города, по предложению ЦБК должна была отправиться…  на остров Кижи! Так спокойней.

«Лишившись исторически сложившегося окружения, самые прекрасные памятники превращаются в музеефицированные мумии… Вырванные из контекста среды памятники культуры превращаются в памятники культуре – в поминальные знаки великого, но  утрачиваемого феномена», – упрямо твердит Орфинский и побеждает. Успенская церковь, гордость Кондопоги и всей Карелии, живет и красуется всем на диво там, где была возведена с любовью и мастерством.

Многолетняя, идущая с переменным успехом борьба против уничтожения старинной деревни Панозеро, живой, уникальной по сохранности своих этнических и архитектурных характеристик, поневоле сделала ученого Орфинского настоящим общественным деятелем.  В 1995 году, посетив Панозеро с экспедицией, увидев чудом сохранившуюся планировку и застройку карельской деревни, профессор и его коллеги решили сделать все для ее спасения. И первым шагом стал совместный проект с этнографами, историками, лингвистами и искусствоведами по работе над совместной монографией о Панозере. Эта монография – третья после аналогичных драгоценнейших книг о деревнях Суйсарь и Юккогуба, исследующих и открывающих во всей полноте мир старинных карельских поселений.

01-2008a.jpg В 2003 году жители Панозера написали письмо президенту России: «Деревню собираются схоронить под воду, так как началось строительство Белопорожской ГЭС. По проекту деревню затопят, а жителей переселят в Кривой Порог. Ни один из нас не дал согласия на переезд…» Строительство началось давно, но было приостановлено еще в 1990-х. В 2003-м, когда появились проекты возобновления стройки, профессор Орфинский написал десятки писем в министерства и ведомства Российской Федерации… Строительство ГЭС остановлено. Пока.

Дом крестьянина на улице Гоголя, бывшая детская поликлиника на проспекте Ленина, – из утрат Петрозаводска последних лет. Строительство немасштабных, гигантских и грубых сооружений в историческом центре города – это тоже утрата Петрозаводска. Утрата его исторического гармоничного облика, пусть не столь древнего, а насчитывающего всего 5–6 десятков лет.

Новые сооружения не улучшают городскую среду, потому что эта цель, к сожалению, и не ставится большинством из авторов новейших построек. Вячеслав Петрович, член архитектурной комиссии при главном архитекторе Петрозаводска, бескомпромиссный и решительный, всегда там, где возникает очередная агрессия по отношению к нашей истории, к памятникам архитектуры и просто городской застройке, которая является памятью поколений петрозаводчан.

Фонд Дмитрия Лихачева, учредивший премию, получил в этом году список из 59 претендентов со всей России. 59 человек, отдающих многие годы своей жизни сохранению культурного наследия страны, и, как правило, это из самых «горячих» точек, оттуда, где происходят серьезные бои за спасение наших исторических ценностей. Большое количество героев говорит о большой беде в деле сбережения (или уничтожения?) нашего наследия. Выбор Фондом Вячеслава Петровича Орфинского, кроме гордости за нашего именитого коллегу, вселяет тревожную мысль о том, что именно в Карелии с охраной объектов культуры и истории не все в порядке, скорее – напротив,  если в таком, казалось бы, мирном деле до сих пор необходимы рыцарские качества.

Лицей № 1 2008

На снимках: 
Вячеслав Орфинский;
Деревня Панозеро должна была уйти под воду;
Успенскую церковь намеревались перенести из Кондопоги на остров Кижи