Люди, Общество

О «Бедном поэте» замолвил слово

image003

Увлечения

О необычной коллекции картин Карла Шпицвега

«Бедный поэт», «Книжный червь», «Любитель кактусов» , «Городская аптека» — названия работ немецкого живописца XIX века, работы которого коллекционирует врач Адольф Островский. Конечно, это не подлинники, а репродукции, но репродукции  необычные…

Картины этого выдающегося  мастера имеются во многих музеях Германии. Он был художником, рисовальщиком и иллюстратором. Очень много у Шпицвега работ на одну тему, но с разным сюжетом. С его картин сделаны миллионы постеров. Постеры и репродукции картин Карла Шпицвега выполнены из разных материалов: дерева, металла, шёлка, картона, бумаги.

В моей коллекции, естественно, нет подлинных работ. Особенность ее в том, что в ней репродукции картин, изготовленные часто  из материалов, с которыми никогда  не работал автор. Это металл (чеканка), дерево (вырезание, приклеивание на дерево разных материалов), гипс, шёлк, холст и, конечно, бумага. На мой взгляд, от такой интерпретации картины только выигрывают и приобретают ещё большую известность

Карл Шпицвег родился 5 февраля 1808 года в Гермеринге, умер 23 сентября 1885 года в Мюнхене. Получил университетское образование фармацевта в  Мюнхене и работал аптекарем. В то же время постоянно изучал живопись на полотнах голландских мастеров ХVII столетия, выставленных в мюнхенской Старой Пинакотеке. Как живописец был практически самоучкой. Живописи его никто не учил. Копировал старых голландских мастеров, много путешествовал по Германии, побывал в Италии, Франции и ряде других европейских стран. В мюнхенскую академию художеств этого самоучку не приняли, из-за его профессии  аптекаря. Позже, как это часто бывало в истории, та же академия избрала его своим почетным членом.

Художник создавал согретые теплым юмором сценки из жизни городских обывателей, войдя в историю как самый характерный и наиболее популярный представитель стиля бидермейер в живописи. Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».

В России тоже были представители стиля бидермайера, такими можно назвать Тропинина и Венецианова.

Одним из наиболее крупных представителей живописи бидермейера является Карл Шпицвег, который писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров (самодовольных  мещан, невежественных обывателей). Это маленькие люди провинции, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он беззлобно посмеивается над своими персонажами. Созданные им картины ироничны в изображении городской идиллии, жизни мелкого бюргера.  Картины  имеют ясную композицию и игру света и тени, как и у голландских жанровых художников XVII века.

 

Автопортрет
Автопортрет

В конце 40-х годов Шпицвег совершает серию поездок за границу:  в Прагу, Париж и Лондон, где открывает для себя пейзажную живопись Джона Констебля, а также творчество Эжена Делакруа и художников барбизонской школы.

С этого момента пейзажная живопись начинает играть большую роль в творчестве художника.Среди его типичных картин, обычно небольших по формату, написанных сочным цветовым пятном, – «Бедный поэт», «Любовное письмо», «Любитель кактусов», «Новая пинакотека», «Вдовец», «Пикник», «Девушки на холме». Несмотря на обилие бытовых деталей в его картинах, они кажутся очень романтичными.

У современников Шпицвег был не особенно популярен. Поворотный момент наступил после Парижской всемирной выставки в 1867 году, после которой художник стал очень известным. Считают, что именно по картинам К. Шпицвега чаще всего представляют Германию.
О самом художнике известно не так уж много. Жил и работал в основном в Мюнхене и Берлине. До конца жизни был  влюблен в некую замужнюю Клару Лехнер. С годами ушли из жизни  Клара, дружеские пирушки, любимый им старомодный Мюнхен. Шпицвег бесконечно переезжает, пока в 1863 году не селится в старой части города. Оценив открывающийся из окон квартиры излюбленный формат неба, вид Альп и крыш, он упорно трудится. Количество его творческого наследия огромно. Он оставил после себя более 1500 картин, акварелей и карандашных набросков. Скончался К. Шпицвег в возрасте 77 лет, в собственном доме.

 

Далее представлены постеры и репродукции из коллекции автора этой публикации.

 

Бедный поэт, 1839, Мюнхен

image003
Картина из Новой Пинакотеки, холст
Репродукция на шёлке
Репродукция на шёлке
Репродукция -  чеканка на металле в широкой деревянной раме
Репродукция — чеканка на металле в широкой деревянной раме

 

На чердаке-мансарде  живёт бедный поэт. На полу  матрас, что-то ветхое сушится на веревке… Старые книги… Протекает крыша, и под зонтиком, подвешенным в углу, лежит поэт в несуразном ночном колпаке, правой рукой он щёлкает блох…

Эта картина прославила Шпицвега на весь мир.

 

     Любитель кактусов, 1845 год, холст

image006

Вот он стоит у окна, по-птичьи склонив лысоватую голову, любуется уродливыми колючими друзьями. Солнце сквозь огромное окно заливает комнату и кактусы. Самый большой кактус (наверняка с пушистыми белыми волосами вместо колючек) даже наклонился вперед. Так и стоят в зеркально симметричных позах, в приветственном поклоне.

 

Другая картина на ту же тему  —    Любитель кактусов (Друг кактусов), 1856 — 1858. Постер на бумаге в деревянной раме (собственность автора):

image008

 

 Книжный червь,1850

Rартина из  Швайнфурта, собрание Георга Шефера, холст
Картина из Швайнфурта, собрание Георга Шефера, холст
Репродукция - резная картина на дереве. Собственность автора
Репродукция — резная картина на дереве. Собственность автора

Это самая известная и самая растиражированная картина Шпицвега. Роскошная лепнина бездонных потолков, тусклый блеск фолиантов в стёртой коже, особый библиотечный дух, запах чернил и вечности… Здесь можно забыть обо всем. Одна книга зажата меж колен, другая прихвачена подмышкой, четвертая ждет своей очереди в руке, в третью буквально уткнулся носом седой сутулый чудак в чулках и сюртуке, не замечающий, как в спину ему жарко светит солнце. «Книгоголику» достаточно луча, изредка протискивающегося в тесное окно, зачем ему обыденность там, за окном  на улице?

 

Городская аптека

Репродукция картины - чеканка на металле в деревянной раме в форме дверцы буфета. Собственность автора
Репродукция картины — чеканка на металле в деревянной раме в форме дверцы буфета. Собственность автора

 

Воры

Репродукция картины -  гипс на подставке. Собственность автора
Репродукция картины — гипс на подставке. Собственность автора

 

Друг сада, около 1860 года

Картина из частного собрания, холст
Картина из частного собрания, холст
Постер на бумаге с изменённой цветовой гаммой,  в деревянной раме. Собственность автора
Постер на бумаге с изменённой цветовой гаммой, в деревянной раме. Собственность автора

 

Почти вся жизнь Карла Шпицвега состояла из тяжёлых этапов: продал картину — уехал путешествовать по Германии; продал картину —  посетил Париж, Лондон, Антверпен… В поездках всегда пополнял свое недополученное образование, простаивал в музеях у полотен старых мастеров. Когда ему исполнилось почти  60 лет, наступил поворотный момент в его жизни. После представления его работ на Парижской всемирной выставке 1867 года к нему пришла слава. У него был талант, а успех, благополучие пришли достаточно  поздно.  Живопись Карла Шпицвега — это творчество тихого и безобидного великого чудака.