Гуманитарные науки, Наука

«Никакой дискриминации по отношению к заонежанам не было и быть не могло»

Ответ сектора фольклористики Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН в связи с публикацией «Под знаком Ирины Федосовой».

В предновогоднем выпуске интернет-издания «Лицей» от 29 декабря 2017 г. была опубликована статья «Под знаком Ирины Федосовой», посвященная отчету КРОО «Преемственность русских традиций» по проекту «Ирина Андреевна Федосова — Олонецкая стиховодница» (статья по решению «Лицея» была временно снята, но была прочитана читателями и вызвала оживленные комментарии). Руководителем проекта является сотрудница музея-заповедника «Кижи» Н.С. Михайлова, а отчет состоялся 28 декабря в актовом зале Национальной библиотеки Республики Карелия.

Организаторы мероприятия решили включить в отчет презентацию сборника материалов «Федосовских чтений» — научно-практической конференции, состоявшейся в Петрозаводске 27—28 апреля 2017 г. и посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Федосовой, великой заонежской причитальщицы. Сборник подготовлен в секторе фольклористики с фонограммархивом Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (составитель и научный редактор — к.ф.н. А.С. Лызлова). После выступлений А.С. Лызловой, рецензента сборника К.К. Логинова и других лиц, принимавших участие в проведении конференции и в подготовке сборника, слово взяла В.А. Сукотова, учитель по профессии, председатель КРОО «Заонежье», инициатор многолетнего проекта «Федосовские чтения».

Ее выступление прозвучало неожиданно для сотрудников Института языка, литературы и истории КарНЦ. В.А. Сукотова обвинила нас в плохой работе, в том, что из-за нашего равнодушия в сборник не были включены статьи докладчиков-заонежан. Впрочем, процитируем саму публикацию в «Лицее»: «А потом слово предоставили Валентине Сукотовой. С болью и обидой известная общественница сказала, что в этот, такой значимый, юбилейный сборник не вошли статьи 14 заонежан, которые успешно участвовали в конференции и удивили ученых своими серьезными работами. Неискушенные заонежане не поняли, что свои доклады они должны были превратить в научные статьи и предоставить к определенному числу. Тем более что для этого надо было еще немало поработать, как подчеркнула Анастасия Лызлова. Наверное, помочь им в этом и должен был заинтересованный редактор. И не забывать, что для многих заонежан компьютерная связь часто недоступна. Положение можно было бы исправить и в том случае, если бы Анастасия Лызлова сообщила о “потерявшихся” докладах Валентине Сукотовой, которая, кстати, не снимает и с себя вину за то, что напрасно доверилась редактору, в результате чего сборник не досчитался авторов из народа. Вот и получилось, что обидели заонежан, потомков знаменитой вопленицы». Заметим, что автор публикации в «Лицее» не исказил смысла выступления В. А. Сукотовой — именно такие претензии к нам и прозвучали из ее уст.

Не будем обсуждать вопрос, почему общественница В.А. Сукотова «напрасно доверилась» научному редактору (кандидату филологических наук) в деле, которое, казалось бы, находится в компетенции ученого. Пусть идея проведения чтений принадлежит В.А. Сукотовой, но все же имя и творчество И.А. Федосовой не являются ее личной собственностью. Главными в этой цитате являются последние слова, которые в иные времена в истории нашего отечества звучали бы как приговор: «обидели авторов из народа, заонежан». В интернете появились и другие репортажи об этой презентации, порочащие профессионализм сотрудников ИЯЛИ.

Именно эти обстоятельства и заставили нас защищаться и составить настоящий ответ.

Начнем с того, что мы благодарны Валентине Александровне Сукотовой за инициативу в проведении конференции, эта ее заслуга отмечена в предисловии к сборнику (с. 5). Но все сказанное В.А. Сукотовой на презентации о потерянных 14 докладах заонежан не соответствует действительности. На конференции прозвучало семь докладов краеведов и работников культуры из районов Карелии, в том числе из Заонежья (пять из них в сборнике опубликованы). Автором единственного «заонежского» доклада, прочитанного на конференции, но не включенного в сборник, является В.А. Куванина, преподаватель русского языка и литературы Великогубской школы. Мы очень сожалеем об этом, но причина проста: свой доклад она не прислала, хотя на конференции неоднократно было объявлено, кому, когда и по какому адресу нужно выслать статью, а после конференции участникам рассылались еще и информационные письма о правилах подготовки статьи. В сборник не вошли и некоторые доклады москвичей, петербуржцев и петрозаводчан, но каждый из этих ученых знал о возможности публикации статьи в сборнике и отказался по каким-то своим личным соображениям (у кого-то статья была уже опубликована, кто-то хотел опубликовать ее в другом месте, кто-то еще хотел поработать над темой и т.д.). Это самая обычная практика в подготовке к публикации материалов любой конференции. К тому же ситуация в современной отечественной науке такова, что вынуждает ученых публиковаться в основном в рейтинговых изданиях, входящих в международные базы цитирования (наш сборник таким не является).

В информационном письме авторам «Федосовских чтений» сообщалось: «Оргкомитет оставляет за собой право отбора статей для публикации и их редактирования. При несоблюдении сроков подачи и правил представления, статья не будет включена в сборник». Однако при этом ни один доклад, присланный для публикации в сборник даже после указанного в письме срока, не был отклонен. А.С. Лызлова, не желая никому отказывать, помогала и некоторым неопытным авторам, сама искала и расставляла библиографические сноски, правила стиль. Нам очень хотелось как раз объединить в одном сборнике работы профессиональных авторов и сельских краеведов, поскольку в работах последних содержится порой бесценный материал по истории и культуре их «малой» родины. Так что «14 неопубликованных докладов заонежан» — это просто миф, в чем читатель может сам легко убедиться, если сравнит программу конференции (она доступна в интернете) с содержанием сборника. Возможно, В.А. Сукотова хотела включить в сборник материалы своих земляков, которые были представлены ранее на каких-то мероприятиях в самом Заонежье, или свои собственные научные изыскания? Но, во-первых, такими планами она не поделилась с сотрудниками ИЯЛИ, а, во-вторых, в сборнике публиковались только работы участников конференции в Петрозаводске 27-28 апреля (это коллегиальное решение оргкомитета).

Информация о «Федосовских чтениях» появилась задолго до проведения конференции: информационные письма рассылались и Институтом языка, литературы и истории, и Министерством РК по вопросам национальной политики — причем не только в научные организации, но и в учреждения культуры в районы Карелии. Информация не была секретной, любой желающий, интересующийся творчеством И.А. Федосовой или культурой Русского Севера, мог принять участие в конференции. Оргкомитет подходил к отбору заявок очень либерально и отвергал только те доклады, которые не соответствовали проблематике конференции. Никакой дискриминации по отношению к заонежанам не было и быть не могло. В.А. Сукотова прекрасно знает об этом, поскольку сама посещала заседания оргкомитета.

Отчет по проекту «Ирина Андреевна Федосова — Олонецкая стиховодница» был хорошо подготовлен, сопровождался исполнением фольклорных произведений, в торжественной обстановке вручались авторские экземпляры сборника. Зачем нужно было испортить этот праздник, «ради красного словца» публично обидеть своих же единомышленников из Российской Академии наук, которых ранее В.А. Сукотова благодарила в своих публикациях за успешно проведенную конференцию? Надеемся, В.А. Сукотова не забыла, что участие в конференции слависта из Японии (заочное участие с публикацией статьи) и известных ученых из Москвы и С.-Петербурга оказалось возможно благодаря давним научным и дружеским связям сотрудников сектора фольклористики ИЯЛИ с этими исследователями.

Статья в «Лицее» «Под знаком Ирины Федосовой» содержит панегирические высказывания по адресу В.А. Сукотовой, без которой, как утверждается здесь со ссылками на выступавших, не было бы ни конференции «Федосовские чтения», ни публикации сборника. Между тем и то, и другое состоялось, прежде всего, благодаря энергии и профессиональному опыту научных сотрудников академического Института, музея-заповедника «Кижи», работников Министерства РК по вопросам национальной политики и издательства Verso, подготовившего сборник.

Стилистику и общий агрессивный тон выступления В.А. Сукотовой на презентации мы оставляем на ее совести.

Очень жалко, что 2017 год, прошедший для гуманитарной науки Карелии «под знаком Ирины Федосовой», закончился таким неприятным событием.

 

Сотрудники сектора фольклористики ИЯЛИ КарНЦ РАН

Александр Пигин, д.ф.н., профессор, ведущий научный сотрудник

Валентина Кузнецова, к.ф.н., старший научный сотрудник

Валентина Миронова, к.ф.н., старший научный сотрудник

Александр Петров, к.ф.н., старший научный сотрудник

Елена Марковская, к.ф.н., научный сотрудник

Людмила Иванова, научный сотрудник

Комментарии закрыты.