Наука, Новости и факты

Дружба улучшает здоровье

Фото: legkopolezno.ru
Фото: legkopolezno.ru

О том, как дружба в детстве помогает сохранить здоровье во взрослой жизни, об иудейском Песахе и христианской Пасхе, употреблении  феминитивов и о других новостях науки в нашем обзоре.

 

Ребенок дольше сохранит здоровье,

если будет больше времени проводить с друзьями

По данным многолетнего исследования, количество времени, проведенного с друзьями в детстве, напрямую связано с физическим здоровьем во взрослой жизни.

Результаты научной работы, опубликованной в  журнале Psychological Science, показывают, что мужчины в возрасте после 30 лет чаще имеют более низкое артериальное давление и индекс массы тела, если  в детстве больше времени проводили с друзьями.

«Эти данные свидетельствуют о том, что наша ранняя социальная жизнь может оказать определенное защитное влияние на наше физическое здоровье во взрослой жизни. Роль играют не только наши опекуны или финансовые обстоятельства, но и наши друзья, которые также могут защитить наше здоровье», — сказала ученый-психолог Дженни Кандифф (Jenny Cundiff) из Техасского Технического университета (Texas Tech University).

Авторы отмечают, что это исследование убедительно доказывает, что хорошая социальная интеграция в детстве улучшает здоровье во взрослой жизни. Дружба улучшает здоровье независимо от ряда других факторов, таких как свойства личности, вес в детстве, а также социальный статус семьи.

Во многих предыдущих исследованиях уже обнаруживалось влияние социального благополучия взрослых, включая их близкие отношения и источники социальной поддержки, на здоровье, включая факторы сердечно-сосудистого риска. Кандифф и ее соавтор Карен Мэтьюз (Karen Matthews) из Университета Питтсбурга (University of Pittsburgh) задались вопросом, может ли эта связь начать проявляться еще в детстве и юности.

Чтобы узнать это, исследователи проанализировали данные Питтсбургского молодежного исследования (Pittsburgh Youth Study), а котором участвовало 267 мальчиков

Родители участников исследования сообщили, сколько времени в среднем их дети проводили со своими друзьями в течение недели, начиная с возраста 6 лет и до 16 лет. В исследование также были включены данные о различных индивидуальных характеристиках мальчиков, которые приняли участие в исследовании (например, их экстраверсия или враждебность, а также физическое здоровье в детстве и зрелом возрасте). Учитывались семейные условия и факторы окружающей среды.

Анализ этих данных показал, что мальчики, которые проводили больше времени со своими друзьями в детстве и подростковом возрасте, имели более здоровое артериальное давление и индекс массы тела в возрасте 32 лет. Эта ассоциация сохранялась даже после того, как Кандифф и Мэтьюз исключили другие потенциальные влияния, такие как здоровье в детстве и социальную интеграцию во взрослой жизни.

Ученые отметили, что в своих будущих исследованиях они собираются затронуть больше измеряемых факторов физиологических процессов, например характеристики работы сердца, чтобы выяснить механизмы, которые связывают ранние дружеские отношения с физическим здоровьем даже спустя несколько десятилетий.

medportal.ru

 

Космический аппарат нашёл признаки жизни на Земле

Почти 30 лет назад космический аппарат «Галилео» пролетал мимо Земли на пути к Юпитеру, и тогда астроному Карлу Сагану пришла в голову идея провести необычный эксперимент: рассмотреть нашу планету на наличие видимых признаков жизни из космоса. Аппарат определил высокое содержание метана и кислорода, что является свидетельством происходящего на поверхности Земли фотосинтеза.

Астрономы решили повторить этот эксперимент, только используя данные с направляющегося к астероиду космического аппарата OSIRIS-REx, который пролетел вокруг Земли в конце 2017 года. Полученная информация также показывала, что наша планета полна жизни, но одновременно учёные узнали нечто, вызывающее беспокойство: содержание диоксида углерода и метана в атмосфере теперь оказалось гораздо выше, чем во время полёта «Галилео».

Главная цель OSIRIS-REx — доставлять образцы грунта с Бенну, астероида, диаметр которого сравним с высотой небоскрёба. пока аппарат облетал Землю, удалось пронаблюдать ураганы Мария и Хосе, а спектрографы, используемые для определения наличия газов на основании поглощения определённых длин волн света, проходящего через атмосферу, показали, что содержание метана, кислорода и озона было гораздо выше, чем значения, прогнозируемые для планеты, на которой нет жизни. Это означает, что эти соединения были порождены биологическими процессами. Также было обнаружено, что видимый свет поглощается сушей Земли, — это явный признак фотосинтеза.

Уровни метана и диоксида углерода, которые определил OSIRIS-REx, были на 12% и 14% соответственно выше, чем значения, полученные «Галилео» в 1990 году. Это неудивительно, ведь 27 лет назад в мире было на два миллиарда меньше людей и гораздо меньше источников загрязнения.

Эти наблюдения, сделанные при помощи аппарата OSIRIS-REx,  дают ценную информацию о том, как должна выглядеть со стороны обитаемая, полная жизни планета. Однако рассматривая другие небесные тела в космосе, астрономы должны помнить: любое измерение, подразумевающее наличие жизни, должно быть тщательно проверено, так как в основе таких значений могут лежать и другие причины.

scientificrussia.ru

 

Глубоководная часть коралловых рифов оказалась населена странными рыбами

Биоразнообразие считавшейся почти необитаемой глубоководной зоны коралловых рифов оказалось настолько большим, что ученые предложили для этой зоны специальный термин.

Изучив с помощью пилотируемого батискафа уникальный видовой состав фауны коралловых рифов на юге Карибского моря, океанологи из Смитсоновского университета предложили выделить новый вид экосистемы – окрестности рифов на глубине от 130 до 300 метров, и назвать ее «рарифотической (rariphotic) зоной». Ранее была выделена мезофотическая (mesophotic) зона – на глубине от 40 до 130 метров. Возможно, в рарифотических глубинах находят прибежище животные, которые плохо приспосабливаются к потеплению воды в менее глубоких водах.

Исследовать глубокие части вокруг коралловых рифов ученых побудило заметное ухудшение состояния мелководной экосистемы. Специалисты предположили, что страдающие от потепления организмы могут спасаться в более прохладных и темных глубинах. После погружения на глубину больше 130 метров морские биологи поняли, что перед ними открылась до сих пор практически неисследованная часть океана.

«Около 95% обитаемого пространства нашей планеты – это океан, но на сегодняшний день исследована только малая его часть. Это объяснимо, когда речь идет о труднодоступных глубинах, но странно, если мы говорим об изученных вдоль и поперек коралловых рифах», – поясняет Кэрол Болдуин (Carole Baldwin), куратор ихтиологического направления в Национальном музее естественной истории при Смитсоновском институте в США.

Батискаф Curasub, с помощью которого искали новых рыб, способен погружаться на глубину до 309 метров и оставаться там до 8 часов. За 80 погружений батискафа в рарифотическую зону, куда доходит существенно меньше солнечного света, чем в предлежащие воды, ученые встретили 4,5 тысячи рыб 71 вида. Большая часть этих рыб выглядит очень похоже на обитателей относительного мелководья или родственна им, но совсем не напоминает истинно глубоководных рыб, как правило, принадлежащих к совсем другим ветвям эволюции. Результаты исследования почти вдвое увеличивают максимальную известную глубину, на которой встречаются обычные обитатели коралловых рифов.

Потепление и растущая кислотность океанской воды всерьез угрожают коралловым рифам; некоторые ученые даже приходят к тревожному выводу о том, что самые крупные из них – например, Большой Барьерный риф у берегов Австралии – уже обречены. Это крайне прискорбно: аналогов коралловым рифам по биоразнообразию на Земле не существует. Правда, некоторые ученые считают, что рифы смогут восстановиться за счет самых устойчивых к трудным условиям видам кораллов.

Ученые обнаружили и дали названия шести новым родам рыб (30 новым видам), обитающим так глубоко, что света в их местах обитания недостаточно для поддержания жизни одноклеточных водорослей и их симбионтов – коралловых полипов. «Примерно каждая пятая рыба из тех, что мы встретили на большой глубине, принадлежит к новому, ранее неизвестному виду», – добавляет Болдуин. Ранее считалось (без особых оснований), что темные и холодные воды на глубине вокруг коралловых рифов не отличаются большим биоразнообразием.

Болдуин и ее коллеги опубликовали в журнале Scientific Reports статью, в которой описывают новые виды и предлагают выделить «сумеречную зону кораллового рифа» в отдельно изучаемую часть биосферы – рарифотическую зону. Глубже располагается афотическая зона, до которой дневной свет практически не доходит, выше – мезофотическая, нижней границей которой служит глубина, до которой доходит достаточно света для жизни коралловых полипов и их симбионтов – водорослей, еще выше – алифотическая (до 40 метров) – самая освещенная часть океана.

naked-science.ru

 

 

«Не праздновать с иудеями»: как Песах стал Пасхой

Почему даты иудейского Песаха и католической и православной Пасхи не совпадают

Каждый год иудеи отмечают Песах — праздник, знаменующий цепь событий, в ходе которых евреи покинули Египет. В 2018 году он празднуется с вечера 30 марта по 7 апреля.

Согласно Торе и Библии, род Иакова-Израиля, прародителя евреев, из-за голода покинул Ханаан (ныне — территория, поделенная между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией) и переселился в Египет. Там израильтяне жили 430 лет, и за это время их численность значительно возросла, превысив численность египтян. Новый фараон, опасаясь конфликтов с евреями, приказал изнурять их тяжелой работой в надежде сдержать рост их числа. Однако это не помогло. Тогда фараон велел убивать новорожденных израильских мальчиков.

В это время родился будущий еврейский пророк Моисей, и его мать, спасая младенца, положила его в просмоленную корзину и пустила по водам Нила. Младенца нашла дочь фараона и взяла в свой дом.

Повзрослевший Моисей однажды встретил надсмотрщика, избивавшего израильтянина. В гневе Моисей убил надсмотрщика и, опасаясь наказания, сбежал из Египта. Он поселился в землях мадианитян, полукочевого народа, обитавшего на Синайском полуострове и на северо-западе Аравии от Моава (запада Иордании) на севере до Красного моря на юге. Там он женился на дочери местного вождя и жреца и занялся выпасом скота.

Однажды, когда Моисей пас стадо, он увидел терновый куст, который горел, но не сгорал. Когда Моисей подошел к кусту, Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю — Ханаан. Когда Моисей вернулся в Египет и потребовал у фараона отпустить израильтян, тот отказался. Тогда Бог наслал на Египет десять казней — сначала вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, затем Египет заполонили жабы, полчища мошек, «песьих мух» (вероятно, оводов). Вымер скот, тела египтян покрылись язвами и нарывами, на Египет обрушился огненный град, полчища саранчи уничтожили всю растительность, затем на Египет опустилась тьма. И, наконец, в одночасье погибли все первенцы — от сына фараона до скота.

Следует отметить, что все эти события теоретически могли иметь место в истории и имеют вполне научное обоснование — «казни» могли быть запущены цветением водорослей Physteria, которые привели к характерному покраснению воды, а испускаемые ими токсины вызвали гибель рыбы и массовое бегство жаб, популяция которых резко возросла, так как рыба перестала пожирать икру. Из-за гниения рыбы появились мухи, которые переносили инфекцию, вызвавшую гибель скота. «Огненный град» был вызван извержением вулкана, к которому в Библии есть и другие отсылки. Тьма была следствием песчаной бури или извержения вулкана. Дети и скот, очевидно, погибли из-за поразившего запасы зерна токсичного грибка, принесенного саранчой. По традиции, первыми питались старшие сыновья — им и досталась порция токсичного зерна. Среди скота к кормушке пробивались старшие, сильные животные, что привело к тому же эффекту.

Также, согласно Торе и Библии, казни не затронули евреев. Это объясняется тем, что евреи селились вдали от крупных египетских городов и, во-первых, имели независимые запасы пищи, а, во-вторых, питались преимущественно мясом и молоком.

Древние предания, впрочем, предлагают иное объяснение. Согласно им, перед последней казнью Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. Отсюда и название праздника: Песах образовано от «пасах», что с иврита переводится как «проходить мимо».

В христианство слово «Пасха» пришло через арамейское «писха». Из арамейского название попало в греческий язык, затем в латынь, а далее уже распространилось в европейских языках.

Хотя христианская Пасха имеет те же корни, значение праздника сильно отличается. Если Песах празднуется как освобождение евреев от рабства, то Пасха связана с воскресением Иисуса Христа из мертвых. В Новом Завете описана Тайная вечеря, последняя трапеза Христа с двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он предсказал предательство одного из них и установил главное таинство христианской веры, Евхаристию — обряд освящения хлеба и вина и последующего их употребления. Они символизируют плоть и кровь Христа.

В христианском понимании, как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа.

В иудаизме и христианстве различается подсчет даты, когда начинается Песах и Пасха. Песах начинается в четырнадцатый день месяца нисана по еврейскому календарю — примерно в марте-апреле по григорианскому. В основание всего еврейского календаря положено определение первого новолуния, которое, по еврейским вычислениям, имело место в понедельник 7 октября 3761 года до н. э. Еврейский календарь — лунно-солнечный, поэтому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Также существует шесть разных продолжительностей года, от 353 до 385 дней. Месяцы начинаются только в новолуние, Песах — всегда в полнолуние в начале весны.

Дата Пасхи в православной традиции определяется в соответствии с Седьмым апостольскими правилом ( «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина»), правилом Первого Вселенского Собора 325 года в городе Никее («Признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…» ) и Первым правилом Антиохийского поместного Собора о времени празднования Пасхи.

В 1054 году православная и католическая церкви окончательно разделились.

Сложившаяся к тому времени традиция расчета даты Пасхи в православии была описана в «Алфавитной синтагме» византийского канониста Матфея Властаря: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое — мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия. Второе — не праздновать вместе с иудеями в один день. Третье — праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия. И четвертое — после полнолуния не иначе как в первый день седмицы (то есть в воскресенье)».

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь. В ответ на это было принято Определение Константинопольского Собора 1583 года, которое гласит: «Кто следует григорианской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема — отлучить от Церкви и собрания верных».

Таким образом, протестантские и православные церкви решили не руководствоваться календарными «предложениями» папы, другие же католические страны вводили у себя григорианский календарь на протяжении нескольких столетий. В настоящее время в западном христианском мире придерживаются григорианского календаря, и Пасха там празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия.

В результате католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц, что противоречит православной традиции.

Различны у иудеев, католиков и православных христиан и пасхальные традиции. Так, у евреев на время праздника действует запрет на пищу, приготовленную в результате брожения (хамец — «квасное»). Перед Песахом все запасы «квасного» в доме ликвидируются. Утром накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о десятой казни египетской и спасении еврейских первенцев. Главное событие праздника — седер, пасхальный вечер. В древности в Песах приносился в жертву ягненок, мясо которого жарилось и съедалось с лепешками из пресного теста (мацой) и горькими травами. Впоследствии жертвоприношения уже не проводились, а жертву символизировало мясо, которое не употреблялось в пищу, но участвовало в ритуале.

Во время седера иудеи читают Песхальную Агаду, сборник молитв, песен и комментариев к Торе, связанных с исходом евреев из Египта. Также они выпивают четыре чаши вина или виноградного сока. Трапеза завершается «афикоманом», специальным блюдом, которым ранее было мясо принесенного в жертву ягненка, а сейчас кусочек мацы, отломленный в начале седера. Именно седером была Тайная вечеря.

У православных христиан одним из традиционных пасхальных угощений стали крашеные яйца.

Этот обычай ведет свое начало со времен императора Тиберия. По легенде, Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла ему первое пасхальное яйцо со словами «Христос Воскресе». Неверующий император воскликнул: «Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным». После его слов яйцо покраснело. Есть и другое вариант истории: капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. А горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме узоров. Символически же пасхальные яйца олицетворяют собой воскресение, так как из яйца рождается новое существо.

В католической традиции крашеные яйца тоже распространены. Также во многих европейских странах популярным пасхальным персонажем стал кролик, который приносит пасхальные яйца. Объяснение этому уходит глубоко в язычество — по легенде, языческая богиня весны Эстра превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца (поэтому в некоторых языках Пасха называется Easter). Другое объяснение этому феномену более приземленное: когда пасхальным утром дети шли собирать яйца из курятника, они часто находили неподалеку кроликов.

www.gazeta.ru

 

«Авторка», «нянь» и другие феминитивы

Интервью с лингвистом Максимом Кронгаузом

Анна Ахматова и Марина Цветаева страшно обижались на слово «поэтесса». А мы сегодня яростно спорим о том, как правильно употреблять слова «автор», «авторка», «нянь», «режиссерка». Последнее время все чаще возникают скандалы по поводу слов, называющих женщин, — феминитивов. Борцы за равноправие хотят симметрию в названиях профессий и четкое разделение на мужское и женское. Обсуждаем с Максимом Кронгаузом, лингвистом и профессором ВШЭ, к чему приведут споры, в каком направлении движется язык и войдут ли феминитивы в нашу повседневную речь.

Последнее время в социальных сетях постоянно возникают конфликты, а иногда и скандалы по поводу слов, называющих женщин. Есть даже специальный термин: «феминитивы», но я не буду его использовать (может быть, пару раз).

В чём проблема? Почему об этом так ожесточённо порой спорят? Трудно говорить о феминистках, потому что, конечно, феминизм не представляет собой единое идеологическое течение. Есть очень много разных мнений внутри него. Тем не менее, есть часть феминисток, которые считают, что для каждого обозначения человека должно быть парное — в женском роде.

Вот я позволил себе странное высказывание, противопоставил человека и женщину. Но действительно часто слова мужского рода обозначают человека вообще: и мужчину, и женщину. Например, когда мы говорим «шофёр» или «генерал», мы можем иметь в виду человека любого пола. Если возникает слово женского рода (например, «шофёрша»), то, разумеется, оно обозначает только женщину и противопоставлено не мужчине, а именно человеку. Но это уже лингвистические нюансы. А требование состоит в том, что для каждого слова, обозначающего человека мужского рода, должно быть соответствующее название женского рода, которое будет использоваться только для женщин.

Есть и более жёсткая позиция в рамках данного направления. Бытует мнение у более узкого круга феминисток, что такие слова («феминитивы») должны образовываться с помощью суффикса «-к». И очень часто спор ведётся по поводу отдельных слов. Например, одно из самых конфликтных слов — «авторка». Это слово звучит немножко смешно. Почему? Оно непривычно. Есть другое слово — «авторша», и от такого типа слов женский род скорее образуется с помощью суффикса «-ш». Но феминистки настаивают на единообразии и показывают на соседние языки — польский, украинский, где «авторка» уже существует и функционирует нормально. Если обобщать данную позицию, то можно сказать, что феминистки призывают начать использовать слова «авторка», «режиссёрка» и тому подобнее, считая, что мы привыкнем и уже не будем улыбаться, когда произносим их.

Противоположная точка зрения (можно назвать её антифеминистской, но она касается только узкого круга языковых проблем, и ни в коем случае не идеологии феминизма, и уж точно не выступает против равных прав женщин и мужчин) заключается в том, что мы не хотим использовать слова, которые нам непривычны и вызывают улыбку. Использование языка должно быть естественным. Я не думаю, что этот спор можно решить. Он слишком завязан на идеологических проблемах. Но выскажу всё-таки своё лингвистическое мнение: дело в том, что язык на самом деле сам движется в этом направлении. По мере эмансипации женщин, по мере развития процесса (в частности, овладевания женщинами всеми профессиями, которые существуют в мире) язык, так или иначе, отражает это.

Приведу хорошо известный вам пример: скажем, слово «доктор». Профессия в XIX веке была сугубо мужская. Слово «докторша» обозначало не женщину в этой профессии, а жену доктора. Но если мы сегодня произнесём слово «докторша», едва ли мы это будем подразумевать. Конечно, это будет фамильярное, просторечное название женщины-врача. Это означает, что язык сам развивается в данном направлении — может быть, не так радикально и автоматически, как того хотели бы феминистки, требующие немедленного равноправия в языковом отношении.

Чем это равноправие неудобно мне, как лингвисту? Дело в том, что язык можно рассматривать, как некий инструмент познания мира. По тому, какие феминитивы уже образованы, мы можем судить, насколько это равноправие установлено в мире. И наоборот, рассматривая изменения языка, мы можем следить за динамикой и скоростью социальных и культурных изменений. Если мы издадим декрет о немедленном образовании всех феминитивов, едва ли мы достигнем реального культурного и социального равенства, однако можем потерять язык, как инструмент анализа. Это, пожалуй, моё главное возражение именно как лингвиста. Сейчас я поясню это на конкретном примере.

Если мы посмотрим назад в прошлое, то увидим, что русский язык в начале ХХ века был в этом отношении даже свободнее, нежели язык сегодняшний. Приведу один пример, связанный со словом «депутат»: сегодня слово «депутатка» встречается, но, как правило, в ироническом контексте. «Депутатка» используется в том случае, если о женщине-депутате хотят сказать что-то ироническое или даже сомнительное, подвергнуть сомнению её профессиональные способности и компетенцию. Такие заголовки встречаются даже в газетах, но всегда за этим чувствуется лёгкая (или даже нелёгкая) ирония. А в начале ХХ века «депутатка» встречалась, как абсолютно нейтральное слово.

Приведу вам ещё один пример, может быть, довольно специфический (собственно говоря, я его поэтому и запомнил): в газете «Русское слово» сообщалось о таком странном событии — муж депутатки сейма Финляндии покончил с собой. Напомню, Финляндия на тот момент была частью Российской империи. Почему? Женщина-депутат, имея вполне приличную зарплату, выдавала мужу ежедневно ничтожную сумму на пропитание. Он не пережил этого унижения и покончил с собой. Ну, что это, как не торжество феминизма во всех отношениях? С одной стороны, слово «депутатка» используется, как абсолютно нейтральное и нормальное. С другой стороны, представлена семья, где женщина зарабатывает не просто больше мужа, а содержит его и выдаёт ему какой-то пенсион — оказавшийся недостаточным для поддержания его духа (а может быть, и здоровья). Тем не менее, данная ситуация заостряет эту проблему.

Действительно, в начале ХХ века эмансипация или «освобождение» женщин и уравнивание оных в правах с мужчинами было, как показывает язык, выше сегодняшнего уровня. Никакой иронии по отношению к депутатке не чувствуется. Если мы будем использовать язык, как уже было сказано, как некоторый регламент, обязательный для всех — скажем, что феминитивы должны быть образованы, и точка, — то мы не сможем увидеть реальную картину мира. В частности, заглянуть в прошлое и посмотреть, насколько свободны эти слова от иронии или каких-то других эмоциональных сопутствующих смыслов в то или иное время.

И последнее интересное наблюдение связано с отношением самих женщин к этой проблеме. Я вспомню знаменитую историю о том, как замечательные поэты, женщины — Анна Ахматова и Марина Цветаева относились к слову «поэтесса». Они были категорически против того, чтобы их называли так. По их мнению, если можно обобщить, они были поэтами. И при этом тот факт, какого они пола, абсолютно не важен в связи с их профессиональной принадлежностью и творчеством. Это очень важная позиция. В этом смысле слово «поэт», хотя и мужского рода, фактически лишено гендерной или половой окраски. Оно может использоваться и по отношению к мужчинам, и по отношению к женщинам. Фактически слово «поэт» действительно может использоваться нейтрально, в отличие от слова «поэтесса», которое зачем-то сообщает о поле или гендере человека. Вот эта проблема, безусловно, встаёт и в отношении механизма порождения феминитивов.

Для всякой ли профессии, для всякого ли определения человека важно знать, какого он пола? И не лучше ли в некоторых случаях отказаться от обязательной симметрии и оставить одно слово, как общее обозначение? Ну действительно, в случае с философом насколько важно знать, женщина это или мужчина? Мне кажется, что сегодняшняя ситуация, вызвавшая данную дискуссию, чрезвычайно интересна. Но изменения языка чреваты некоторыми последствиями, которые мы не всегда можем предсказать. Может быть, лучше дать языку развиваться самому, потому что в каком-то смысле он мудрее нас и всё равно будет отражать то состояние мира, в котором мы находимся. Собственно говоря, это-то и есть самое интересное!

chrdk.ru

Обзор подготовила Людмила Фрадкова, кандидат биологических наук