Наука в лицах

Заветы Ломоносова

 
{hsimage|Михаил Ломоносов на памятнике "1000-летие России" ||||} К 300-летию со дня рождения великого русского ученого  

 
19 ноября исполняется 300 лет со дня рождения академика М.В. Ломоносова. 300 лет! Все эти годы он был и остается с нами, остается в нашей благодарной памяти благодаря делам своим. Прекрасным и мудрым делам. Он наш Учитель и советчик, наш друг и современник. 
 
280 лет назад, в январе 1731 года, с санным обозом из Холмогор Архангельской губернии приехал в Москву  паренек. Приехал, чтобы учиться, познавать новое и направлять свои знания на пользу России. Кто бы мог тогда предвидеть в нем будущего великого ученого, основателя Российской Академии наук и Московского университета?! А ведь состоялось! Кто бы мог тогда подумать, что Ломоносов обогатит физику, химию и математику такими открытиями, которые обозначат переворот в мировой науке? Ломоносов явился охранителем и генератором развития русского языка, именно после него язык русский можно было величать великим. И литература многим ему обязана, его поэтический стиль нов и мощен, русская поэзия с него и началась. Потом уже были Державин и Пушкин.  
 
{hsimage|Купель, в которой крестили Ломоносова |right|||} Родился Ломоносов в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии. Как крестьянского сына его не приняли в Словесную школу. Низкое происхождение мешало ему всю жизнь. Кто только не относился к нему с высокомерием…  
       
Как справедливо считает писатель и ученый Арсений Замостьянов, «не поняв и не полюбив Ломоносова, невозможно познать и полюбить Россию. А как любил Родину Ломоносов! Любил, потому что познал ее – от крестьянской избы до императорских дворцов, от церковных сводов Славяно-греко-латинской академии до кабаков».  
       
Одно из выдающихся произведений Ломоносова называется «О сохранении и размножении российского народа». Опубликовано оно ровно 250 лет назад, 1 ноября 1761 года. Что может быть актуальнее этой проблемы – сохранения и сбережения людей? Он знал и понимал Россию, как никто, и это придавало Ломоносову непреклонную силу. Вспомним идеи Ломоносова об «общей     пользе» «любезного Отечества», идеи, актуальные и по сей день:        
     
«1. О размножении и сохранении российского народа.

2. О истреблении праздности. 
    
3. О исправлении нравов и о большем народа просвещении. 
 
4. О исправлении земледелия.   
 
5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств. 
 
6. О лучших пользах купечества.  
 
7. О лучшей государственной экономии.   

8. О сохранении искусства во время долговременного мира».
  
 

{hsimage|Юношеский почерк Ломоносова. 1725||||} В ХVIII веке проблема «размножения народа» была для России не менее актуальной, чем сейчас.  Наша страна тогда была огромной, но очень малонаселенной империей. Россия уступала по численности населения и Франции, и Великобритании (без колоний). Ломоносов понимал, что этот перекос нужно исправлять. И к середине ХIХ века Россия, как и подобает крупнейшему государству мира, стала самой населенной страной Европы, причем с огромным отрывом. В советские годы прирост населения в России и СССР был намного выше, чем во Франции, Великобритании, Германии, Италии, Испании. В 1900-м население Российской империи составляло 126 миллионов человек, а в год распада СССР население нашей страны превысило 293 миллиона. Впечатляющий рост за 90 лет, на которые пришлись две мировые войны и одна гражданская! Об этом, наверное, и мечтал Ломоносов.   

       

Ломоносову принадлежит удивительное для ХVIII века пророчество: «Могущество России прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Эти слова были и остаются девизом Новосибирского академгородка Российской Академии наук. Сегодня вся Россия на иждивении у Сибири. И это мы еще не столкнулись с дефицитом пресной воды: глобальная водная проблема ждет человечество в недалеком будущем, и тогда весь мир будет мечтать о сибирских реках. Ломоносов кожей ощущал Россию как континентальную державу, на этом основывался его патриотизм, страстный, но в то же время прагматический.
       
Ломоносов никогда не упивался собственной ученостью, о мечтал о лучшей доле для своей страны. Так уж был он устроен: личный успех не приносил ему счастья, если не содействовал укреплению державы и народному просвещению.    
 
                                      Дерзайте, ныне ободренны,
                                      Раченьем вашим показать,   
                                      Что может собственных Платонов   
                                      И быстрых разумом Невтонов     
                                      Российская земля рождать. 
    
   
      
Смысл своего творчества – в науке, в поэзии – он видел в служении народу, общественному благу. Признаемся себе: как это по-русски! И в советские годы люди в основном работали не за деньги, а ради совершенствования своего профессионального дела, ради пользы для других, ради морального удовлетворения.  Выдающаяся балерина народная артистка СССР Наталья Михайловна Дудинская, например, рассказывала мне, что они с ее постоянным партнером К.М. Сергеевым при работе над новой ролью старались добиться совершенства, сделать лучше других, о деньгах никто никогда не думал; уж потом за эту роль можно было получить, например, Сталинскую премию. И получали. Но это потом.   
        
Ломоносов страстно доказывал, что у России было великое прошлое, были герои, что в России первична Россия, а не иностранные специалисты, которые при всей их пользе не должны на русской земле навязывать свои правила. «Всяк, кто увидит в российских преданиях равные дела и героев, греческим и римским подобных, унижать нас пред оными причины не будет», — провозглашал Ломоносов, искореняя комплекс неполноценности среди русских людей.        
       
Старания его были столь успешны, что после Ломоносова и российские императрицы Елизавета и Екатерина заняли патриотические позиции. Быть русофобом на троне постепенно стало невозможным: подтверждение тому – печальная судьба Петра III.  
       
Любовь к Отечеству, работа на его благо – вот первый завет Ломоносова.   
 
{hsimage|«Введение в истинную физическую химию». Рукопись М. В. Ломоносова. 1752 ||||} Когда мы встречаем разнообразно одаренного человека, на память приходят слова «человек эпохи Ренессанса», «истинный представитель эпохи Возрождения».  Но у русского народа есть более точное и близкое по духу определение —  образован как Ломоносов.  Это личность необъятного ума,  уверенно, по-хозяйски себя чувствовавшего в точных и гуманитарных науках.  Первый русский академик, он как никто другой мог и умел наслаждаться творчеством – в уединении, под бездной звезд. Но только творчества ему было недостаточно. Пожалуй, главной его страстью было просвещение. Не только для себя, но и для близких. Как сын крестьянина-помора, он знал беды и скромные радости людей труда, знал и понимал их тягу к знаниям, к открытию нового в этом мире. И Ломоносов был не только гениальным ученым, но и великим популяризатором науки и нисколько не стеснялся этой роли. Он понимал, что если «врата учености» открыты только для немногих избранных, то они ведут в тупик. Нельзя быть просвещенным в одиночку, только братство людей придает высокий смысл науке. Это принцип Прометея. Лучшая часть русской культуры послепетровского периода была прометеевской, ею же была и советская цивилизация. Не случайно же Карл Маркс называл Прометея «самым благородным святым и мучеником в философском календаре». Вот как рассказал Ломоносов о своем мифическом предшественнике в знаменитом «Письме о пользе стекла»:      

                                           Иные, знать хотя, кто с неба мог принесть,
                                           Представили в своем мечтанье Прометея,  
                                           Что, многи на земли художества умея,   
                                           Различные казал искусством чудеса;    
                                           За то Минервою был взят на небеса;     
                                           Похитил с солнца огнь и смертным отдал в руки.
                                           Зевес воздвиг свой гнев, воздвиг ужасны звуки,  
                                           Предерзкого к горе великой приковал  
                                           И сильному орлу на растерзанье дал…   
    

       

Мы не знаем, чувствовал ли себя Прометеем Ломоносов, осознавал ли, что приносит народам с неба на землю божественные дары просвещения. Но благодаря Ломоносову русский литературный язык (и русский научный язык!) стал потенциальным достоянием миллионов, а это уже сопоставимо с дарованием огня. Потенциальным, потому что при жизни Ломоносова немногие из наших предков владели основами русского письменного.   
       
Именно Ломоносов подготовил реформу русской стилистики,     осуществленную впоследствии А.С. Пушкиным. Именно Ломоносову принадлежит честь реформы русского стихосложения, начатой В.К. Тредиаковским. Он, Ломоносов, заложил основы того, что впоследствии Пушкин назвал «народностью литературы и искусства».   
      
Итак, второй завет Ломоносова – просвещение, несение знаний людям.   

       

Пишу о Ломоносове, а на память упорно приходят строки другого русского гения Федора Ивановича Тютчева:    
   
                                               Ты скажешь: ветреная Геба,  
                                               Кормя Зевесова орла,
                                               Громокипящий кубок с неба,   
                                              Смеясь, на землю пролила. 
       

       

Не случайно мне эти строки не дают покоя: Ломоносов — это громокипящий знаниями и идеями, организаторскими и нравственными подвигами кубок богов, который они навсегда подарили человечеству.  
   
 
Русский язык Ломоносов считал основой нравственного воспитания. Он понимал, что без выработки национального литературного языка нельзя говорить ни о науке, ни о литературе. Поэтому развитие общедоступного литературного языка была важнейшей задачей на протяжении всей его жизни.  Он первым в России читал лекции на родном языке, что считалось дерзостью.  Современники даже запомнили дату такой первой лекции по физике – 20 июня 1746 года. Это было событием! Разумеется, он мог читать лекции и на латыни, как это было принято, и на немецком языке. Не надо представлять его как прямолинейного шовиниста, который любой ценой хотел «утирать носы» иностранцам.  Нет, конечно. Он учился в Германии, среди его ближайших коллег и друзей было немало ученых иностранного происхождения.  Достаточно упомянуть немца из Пярну Георга Рихмана, который погиб в 1753 году от удара шаровой молнии во время опыта с незаземленным «электрическим  указателем».      
        
В 1743 году Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике» и адресовал его не церковной касте, а всему русскому народу.    
       
Обережение и развитие русского литературного языка – третий завет Ломоносова.      

     

Системность  мышления (как бы мы сейчас сказали) была свойственна Ломоносову во всех сферах его деятельности. Наиболее ярко это выразилось в законе Ломоносова (законе сохранения вещества и движения), который тот изложил в письме Леонарду Эйлеру от 5 июля 1748 года. Формулировка его такова: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте… Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения; ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».  
       
Системность, масштабность мышления проявлялись у Ломоносова и в других сферах. Ему совершенно было чуждо понятие «науки для науки». Он постоянно подчеркивал, что наука должна отвечать задачам, стоящим перед страной. Им же впервые введено понятие «народного хозяйства». Развитию приложений науки для нужд страны посвящены работы Ломоносова по географии, метеорологии, геологии, металлургии. Им введен термин «экономической географии». Он составил проект «экономического лексикона», который должен был содержать сведения о сельском хозяйстве и промышленной продукции отдельных районов России, о строительных материалах, горной промышленности и т.д.      
       
Итак, четвертый завет Ломоносова – всеобъемлющее рассмотрение явлений, системный подход к развитию науки в интересах хозяйства страны.   

       
Патриотизм и горячая любовь Ломоносова к русскому народу особенно сказались в его трудах по истории. Взгляды Ломоносова на историю складывались в острой борьбе с т.н. немецкой школой, представители которой фальсифицировали русскую историю, принижали историческую роль русского народа в мировой истории. Любовь к своему народу соединяется в мировоззрении Ломоносова с проповедью мира между государствами. В трагедии «Тамира и Селим» он включил строки, бичующие корыстные интересы, приводящие к завоевательным войнам.  В «Письме о пользе стекла» Ломоносов с негодованием писал о зверствах и хищничестве колонизаторов, которые в погоне за золотом безжалостно истребляют коренное население Америки.   
       
Что бы сказал ученый о нашем времени, о нынешней России, которая беззастенчиво обирается олигархами под прикрытием власти?     

       

Он был очень русским человеком, но с огромным уважением относился к иностранным коллегам, отвергал национальную исключительность кого-либо, всегда был за мирное сосуществование народов и государств.  
       
Пятый завет Ломоносова – борьба с фальсификациями истории, с враждебностью и нетерпимостью между народами.       

       

Блестящую страницу в историю науки вписал Ломоносов исследованиями в области теоретической оптики, разработкой научных основ цветоведения и астрофизики, а также метеорологии. Он изобрел и построил метеорологические приборы – «анемометр», указывающий наибольшую скорость ветра и его направление, и «морской барометр». Ломоносову принадлежит крупное астрономическое открытие – атмосферы Венеры по эффекту рефракции при наблюдении прохождения ее по диску Солнца. Наблюдение этого явления было важно для определения точного расстояния между Солнцем и Землей и для решения других астрономических задач.  
       
Ключевым в исследованиях он считал соединение теории и практики. От опыта к теории и от нее к опыту – вот путь научного познания мира по Ломоносову. Сейчас это доказано веками научных исследований. «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком», — писал, в частности, Ломоносов. Он был решительным сторонником освобождения науки от религии. В стихотворении «Гимн бороде» он зло высмеял духовенство, выступающее против передовой науки и особенно против учения о движении Земли вокруг Солнца.     
       
Практика — критерий истины, наука должна служить нуждам страны – шестой завет великого ученого.      

       

Со школьных времен я помню висящий в классе портрет Ломоносова и его слова на плакате: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». В советские годы математика была в почете, и инженеры (которые не могут без математики) тоже. Огромное внимание уделялось шахматам, основанным на расчетах, на логических построениях. А ведь без этих навыков, без знания математики и логики, технический прогресс невозможен. Сейчас вместо прогресса – деградация. Регулярные техногенные катастрофы в России тому доказательство. Мы получили систему, диаметрально противоположную духу Ломоносова.
       
Как считает А. Замостьянов, «развал начинается с презрения к точным наукам.  Вместо математической логики сегодня в почете юридическая схоластика. Юристы руководят страной, правительством, Газпромом… Казалось бы, ничего особенного.  Юриспруденция – великая наука, воспитавшая немало истинно государственных голов. Но все-таки по сути своей она не созидание, а сервис. И потому правоведение, возведенное в руководящий принцип для общества, — это путь к всевластию демагогии. Так, догматическое восприятие идеи прав человека привело нас к деградации.  Не может быть юриспруденция царицей наук!».    
       
С ним трудно не согласиться. Среди героев сегодняшнего дня нет ни математика, ни физика, ни химика. Кто сегодня постоянно мелькает на телеэкране? Торговец, юрист, бандит, посредник, продюсер. С них пытаются «делать жизнь» школьники. Эти люди, увы, сегодня герои. Вместо фундаментальных научных дисциплин в школу приходят новомодные болтологические предметы. «Русскую литературу из школы изгоняют, вытравливают, — пишет А.Замостьянов. – Она присутствует там символически. Еще быстрее падает уровень изучения математики и физики. Молодежь, вооруженная капитальными знаниями, не нужна той системе, которая зародилась у нас в 1991 году».    

       

Ломоносов ратовал за внедрение математических методов в изучение химии, физики, геологии, вообще точных методов исследования естественных процессов. Одной из руководящих идей у Ломоносова была мысль о необходимости внедрения в практику геологических исследований точных методов и понятий химии, физики и математики.  
      
Использование точных методов исследования проблем естествознания – седьмой завет Ломоносова.   

Ломоносов проявлял большой интерес к исследованиям полярных областей и Северного морского пути. К разрешению проблемы Северного морского пути он подошел с точки зрения интересов морского дела в России и освоения Крайнего Севера, подчеркивал важность проложения этого пути в политическом и хозяйственном отношении. Наиболее важной его работой в этой области является «Краткое описание различных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». Иными словами, и здесь Ломоносов показал себя стратегом, решавшим сложные задачи развития народного хозяйства России.          
     

Повышенное внимание к изучению и освоению северных сухопутных и морских территорий – восьмой завет Ломоносова.       
 
{hsimage|Рисунки М. В. Ломоносова из рукописей: катоптрико-диоптрический зажигательный инструмент и однозеркальный телескоп. 1762 ||||} Велика заслуга Ломоносова как в создании Московского университета, так и в отстаивании права обучения в нем не только детям дворян, но и детям трудового народа. Он считал, что образование должно быть всем доступно, невзирая на сословные границы. «К наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний», — писал Ломоносов. За этим признанием – не только стремление к массовому, истинно народному просвещению. Дело и в том, что представители низших сословий меньше были заражены «низкопоклонством» перед иностранщиной. В них Ломоносов видел опору просвещения и экономики России.  Как это актуально сейчас, когда дети честно работающих, но бедных родителей, не могут учиться в вузах, где многое уже платно! Сколько талантов пропало и продолжает пропадать…       
       
«Стараюсь защитить идеи Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство», — писал Ломоносов, готовясь к несостоявшейся беседе с Екатериной II.  Вот на таких людях и держалась великая Россия!
       
Доступность образования для всех – девятый завет Ломоносова.  

        

Создавая Российскую Академию наук, пробивая при этом косность, твердолобость и рутинность мышления императорского двора, Ломоносов более всего хотел, чтобы с помощью Академии извлекалась польза Отечеству, чтобы иностранные специалисты не верховодили в ней, а наравне с отечественными трудились на благо России.  
         
Ломоносова любая наука, любое производство интересовали только в комплексе со стратегией развития страны.
        
Десятый завет Ломоносова – лучшие умы России и зарубежных стран в стане Академии наук должны трудиться сообща в интересах русского народа.   

       

{hsimage|Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж ||||} Трудно назвать все области знаний и человеческой деятельности, в которых гений Ломоносова не сказал бы нового слова. Упомяну еще, что он возродил в России забытое с ХII века искусство мозаики. Из 40 мозаик Ломоносова и его мастерской сохранилось 23 (в Русском музее, Государственном Эрмитаже, в Музее Ломоносова в Петербурге, в Историческом музее в Москве и др.).  

     

К сожалению, многие научные выводы Ломоносова опередили свое время и при жизни его не были поняты и востребованы. В условиях крепостнической России материалистическое мировоззрение ученого, его патриотизм, неустанная борьба за широкое распространение просвещения и научных знаний среди народа почти всегда встречали сопротивление со стороны правящих кругов. Представители дворянской либеральной науки, травившие великого ученого и просветителя при жизни, после смерти постарались представить его как поборника самодержавия и реакционных религиозных устоев.   

       

В наши дни о великом ученом не вспоминают, даже поэзия Ломоносова вычеркнута из школьной программы. Не показывают и фильмы о Ломоносове. В 1955 году вышел на экраны великолепный фильм «Михайло Ломоносов» с Борисом Ливановым в главной роли. Где он? Почему молодежь лишена возможности узнать о своем великом соотечественнике? А где созданный через четверть века многосерийный телевизионный фильм о Ломоносове с Виктором Степановым в роли ученого? Почему его не показывают? Почему и зачем эта духовная блокада?! О каком воспитании патриотизма можно после этого говорить! Патриотизм у нас только на словах, в декларациях, а реальные интересы российской «элиты» в изысканных городах Европы и в США.   

        

К великому сожалению, и  в наши дни Ломоносова продолжают клевать недруги России и русского народа, умалять его заслуги, просто врать. Это понятно: когда хотят уничтожить, прежде всего бьют по штабам. Били по Горькому, Шолохову, Глинке, Чайковскому, Бондарчуку, Бондареву, даже по Пушкину. Лилипуты ополчаются на великанов… Расчеты их напрасны. Россия выдержит, как при жизни своей выдерживал удары Михайло Васильевич Ломоносов. Время все расставило и снова расставит на свои места. Будет жить Россия, будет помнить Ломоносова и поступать «по Ломоносову»!  Многие в его время хотели видеть Россию слабой, податливой, а он врезал: «мышцы, руки сильны». Не сдавался. И нам велел поступать так же.

       

Сразу же после смерти Ломоносова 4 (15) апреля 1765 года все находившиеся в его доме бумаги по приказанию Екатерины II были опечатаны графом Г.Г. Орловым. Большая часть его архива (по-видимому, бумаги, имевшие государственное значение) были отобраны лично Орловым (и пока не найдены). Научные записи, не представлявшие, видимо, интереса для Орлова, были оставлены им и сохранились до наших дней.
       
{hsimage|Могила Михаила Ломоносова ||||} Могила его на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге не забыта потомками. Не зарастает к ней народная тропа. Тропа к Гению, равного которому не было и нет до сих пор. И уже вряд ли будет.  Вспомним Пушкина, который глубоко чтил ученого и говорил, что Ломоносов «обнял все отрасли просвещения… Он все испытал и все проник»:    

                                         Перед гробницею святой    
                                         Стою с поникшею главой
…    

 
Время показало, что Господь столько вложил энергии и любви в Михайлу Васильевича Ломоносова, что еще многие – многие поколения будут пользоваться его открытиями и выводами почти во всех областях человеческой мысли и деятельности. Он самим своим существованием и жизнью показал всему миру добродетельное могущество и великие перспективы России. Неужели же мы, наследники великого гражданина и ученого, не сделаем все для спасения, сохранения и укрепления любимой Родины нашей?!     

 
Иллюстрации с сайта http://ru.wikipedia.org
 
 
На главной странице нашего сайта продолжается  опрос "Есть ли сейчас шанс у человека из народа достичь высот Ломоносова?"
 
                                            

     
               
         

  • Юрий Сидоров

    А ведь вынудили мы Путина на отчете в Думе первой среди важных задач назвать задачу сохранения народа. Вынудили! А ведь это и у Ломоносова стоит первой задачей. Другое дело, что это он СКАЗАЛ. А вот как на самом деле будет? Вопрос.

  • Валерий

    Статья о Ломоносове как будто написана к выборам. Все, что завещал Ломоносов, нынешней властью игнорируется. А голосовавшие за Путина задумываются об этом? Прочитал — и обомлел, ведь это нам предостережение. А мы?

  • Юрий Сидоров

    У Ломоносова одним из самых главных дел усовершенствования Отечества, о чем он писал Шувалову, было «О истреблении праздности». Обратил ли внимание на это читатель статьи? Это важное государственное дело. Ибо люди праздные и пользы другим не приносят, да и себя уничтожают, разъедая не только тело, но и душу. А сейчас в России никто не спросит, почему человек не работает, почему болтается по улицам и кабакам. В Советах правильно было поставлено: каждый должен работать! Какая модернизация, если в цветущем возрасте человек болтается без работы? Не учится? Это прямой путь в рабство будущим колонизаторам. Далеко глядел Михайло Васильевич…

  • Юрий Сидоров

    Ломоносов: «Те, кто пишет темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно худо скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют». Вот потому Пушкин и гений, что писал ясно и просто.

  • Юрий Сидоров

    Спасибо Эдуарду за такую высокую оценку. До Нобелевской лекции моему опусу не достать, но пользу, надеюсь, он принесет. А может, и уже принес. К сожалению, наша молодежь плохо знает свою ВЕЛИКУЮ ИСТОРИЮ. Пропаганда ее — дело ученых и педагогов. Так что я выполняю свой гражданский и профессиональный долг. Спасибо за отклики.

  • Эдуард

    Прочитал статью о Ломоносове — почувствовал себя Человеком, у которого было такое ВЕЛИКОЕ прошлое, были такие ВЕЛИКИЕ русские люди. Материал очень хорош. Почти как Нобелевская лекция — кратко, солидно, с любовью. Редакция! Печатайте побольше таких умных патриотических статей! Это всех обогащает. Пожалуйста.

  • Юрий Сидоров

    Замечательно сказал о Ломоносове академик С.И.Вавилов: «Ломоносов всегда был увлечен своим делом до вдохновения и самозабвения; об этом говорит каждая страница его литературного наследства». Читайте Ломоносова! Это счастье.

  • Юрий Сидоров

    Для того и пишутся статьи о наших великих предках, чтобы мы не шли на ложные маяки и осознавали свое истинное положение. Но не унывали и упрямо делали добрые созидательные дела. Тогда и Ломоносову не будет за нас стыдно.

  • Николай

    Когда читаешь о делах Ломоносова, то еще сильнее понимаешь нынешнее бедственное положение России. И немощь ее руководителей. Спасибо за материал его создателю и редакции журнала.

  • Юрий Сидоров

    Академик П.Л.Капица: «Говорить о Ломоносове приятно, как приятно общение с одним из самобытных гениев в истории человеческой культуры…» Поэтому пишу о Ломоносове снова, продолжение. Пишу и учусь.

  • Юрий Сидоров

    О Ломоносове и сегодняшний юбиляр Николай Карамзин сказал: «Рожденный под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства. Ломоносов был первым образователем нашего языка; первый открыл в нем изящность, силу и гармонию…». А в наши дни только одним ЕГЭ этот язык убивают.

  • Юрий Сидоров

    Ломоносов: «Переставая говорить о потере российского народа болезнями, несчастиями и убивствами, должно упомянуть о ЖИВЫХ ПОКОЙНИКАХ. С пограничных мест уходят люди в чужие государства, а особливо в Польшу, и тем лишается подданных Российская корона».Как здорово сказано! Как метко! И как справедливо. Без Родины ты ЖИВОЙ ПОКОЙНИК. Вот и весь сказ. Многим это не понравится, да уж извините, господа. Гением сказано.

  • Юрий Сидоров

    Петр Великий основал Академию наук как государственное учреждение, обслуживающее нужды России путем научных изысканий. В то время она называлась Петербургская академия наук и возглавлялась немцем. Именно Ломоносов боролся с засильем иностранцев в Академии (при всем уважении к подлинным ученым вроде Л.Эйлера), при нем первым русским президентом Академии стал граф К.Разумовский. Ломоносов стал инициатором основания при Академии Университета для подготовки русских ученых и специалистов. Поэтому в исторической литературе связывают с Ломоносовым создание подлинно русской (российской ) Академии наук. В указанной в комменте 19 ссылке и в БСЭ (второе издание, 1949 год, под ред. С.И.Вавилова) оба названия (Петербургская и Российская) фигурируют наравне. Поэтому юридически комментатор прав, но мое определение в статье основано на принятом историками и окончательно утвердившемся определении. По сути именно Ломоносов благодаря своим эпохальным открытиям в разных областях сделал Академию очень солидным и уважаемым в мире учреждением. Мне не понятно только, неужели комментатор думает, что автор статьи (сам ученый) не знает дня основания Академии? Но я благодарен читателю за то, что прочитал мою статью и вник.

  • Vik

    «Кто бы мог тогда предвидеть в нем будущего великого ученого, основателя Российской Академии наук и Московского университета?!»

    -справка:

    http://www.ras.ru/about.aspx

    — Конечно Михаил Васильевич мужик был умный, но в 13 лет даже для него создание РАН задача невозможная!!!

    — Будьте аккуратней в высказываниях!!!

    С уважением Виктор.

  • Юрий Сидоров

    Спасибо за внимание, Никита. Над Вашим предложением подумаю. Но с Ломоносовым расстаться действительно трудно мне. Уж очень современен!

  • Никита

    К автору и редакции: новые комменты автора просятся на новую заметку о Ломоносове. Как дополнение.

  • Юрий Сидоров

    Снова Ломоносов: «Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется». Тут и комментарий не нужен. Мысль прямо к выборам. Что остается от власти сейчас?

  • Юрий Сидоров

    Ломоносов: «Всякие предприятия и изыскания нередко лучше, когда они соединены с очевидною пользою». Вот вам наставление гения по цепи «наука-жизнь(внедрение)- прибыток Родине». Поэтому правильно советский ВАК требовал справки об использовании научных результатов на практике. Конечно, это не относится напрямую к созданию теоретических математических методов. Но и все равно, думать надо, где бы ваш метод мог пригодиться в принципе. В будущее смотреть надо.

  • Юрий Сидоров

    Ломоносов:»Кто к добродетелям путь отверзает? наука; кто рассеянные народы и общества собрал? наука; кто построил грады и открыл страны, отделенные морями? Наука». Это надо на стол тандему выложить. Если поймут…

  • Светлана

    Какой умница этот Ломоносов! Да наши руководители страны каждый день должны начинать с чтения заветов Ломоносова и сверяться по ним!

  • Юрий Сидоров.

    Ломоносов за 15 лет кропотливых трудов воссоздал многотысячелетнюю историю россов с их древними государствами, победами и поражениями. И сделал обнадеживающий и ободряющий вывод: «Каждому несчастию последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку высшее восстановление…». Это ведь и к нам, сегодняшним, относится. Только рулевая команда слабовата…

  • Юрий Сидоров.

    Незадолго до смерти Ломоносов сожалел, что еще многого не сделал «для приращения пользы науке и Отечеству моему». Это он-то не сделал много?! В дополнение к статье сообщу читателям, что Ломоносов был избран почетным членом Академии художеств за мозаичное полотно «Полтавская битва». Вот каков масштаб Гения из Холмогор. Все объял и все вник.

  • Александр П.

    Для студентов ценность этого материала в том, что Ю.Сидоров по сути дал краткий конспект сделанного Ломоносовым. У него, у Гения, вероятно, нет таких формулировок заветов. Но, насколько могу судить, профессор точно сформулировал основные идеи , мысли и достижения Ломоносова в разных областях. Очень нужный материал.

  • Юрий Сидоров

    У Ломоносова есть высказывание, смысл которого прост: ежели кто облечен верховной властью и вершит государственные судьбы, то есть ли для него более важная цель, чем печься о благе подданных. Как хорошо сказано! И мудро и просто. И как это ныне востребовано! Да все заветы Гения актуальны и сегодня. Все. Поэтому очень хочется, чтобы молодые умы как можно больше знали о нем, впитывали его великие идеи. И учились, как он, любить Родину нашу. И питали тягу к знаниям, учились, хотя ныне это не всегда легко.

  • Юрий Сидоров

    Алексею Конкке большое спасибо за информацию. Прекрасно, что что-то устраивается, но ведь для России с учетом масштаба личности Ломоносова все-таки маловато. Но и на этом, как говорится, кланяемся. У нас в СПбНЦ РАН не забыли Михайлу Васильевича, но это мало… В Колонном зале Дома Союзов, с трансляцией по ТВ и Радио — вот что надо бы! Хотя бы.

  • -алексей конкка

    Программа выходного дня «Он «знак бессмертия себе воздвигнул»»

    02.11.2011

    19 и 20 ноября, а также 26 и 27 ноября в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН будет проходить Программа выходного дня для индивидуальных посетителей «Он «знак бессмертия себе воздвигнул»», посвящённая 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.

    Участники программы познакомятся с биографией и научной деятельностью первого русского академика, «полистают» учебники, которые он назвал «вратами своей учёности», поупражняются в стихосложении и составлении мозаик, узнают, что выпускала Усть-Рудицкая фабрика, основанная М.В.Ломоносовым и даже увидят северное сияние, воспетое им.

  • -алексей конкка
  • Юрий Сидоров

    Я очень благодарен любезным читателям за столь высокую оценку моего эссе о Ломоносове. Но больше всего мне хочется, как пишет в своем отзыве Светлана Филимончик, что бы молодые души загорелись огнем Ломоносова, дерзали, мыслили, творили. Ради них и писал, если честно. А о маленьком внимании к Гению написал потому, что ради такого крупного события, как 300-летие, можно было на государственном уровне объявить «Год Ломоносова» или хотя бы «День Ломоносова». Ни Медведев, ни Путин этого не сделали. А наша творческая интеллигенция, особо приближенная к трону, и не очень приближенная, промолчала… Поэтому и дальше будут вырубать левашовские бульвары, приватизировать эрмитажи, медные всадники, образно говоря. Власть не получает от общества оценки своих поступков, поэтому и наглеет. А таких как Светлана Филимончик и ее дочь много, они не забывают Гения. Но это не государственная политика, а частная инициатива. Спасибо за нее. Спасибо редакции «Лицея», ибо можно написать гениальную статью, но если ее не опубликуют, то никто и знать не будет ни ее автора, ни ее содержания. С уважением и признательностью к моим благодарным читателям — Юрий Сидоров.

  • Павлов Н.

    Профессор Юрий Сидоров написал статью о гении емкую, краткую, патриотичную, с большим воспитательным смыслом. Такой автор находка для читателей и редколлегии. Согласен с комментом 3 Светланы Филимончик. У Ломоносова надо всем учиться, учиться и учиться. Всем. И нам, и власти. Если, конечно, мы хотим быть великой суверенной державой. Этот материал надо читать в школах вместо уроков «болтологии». Спасибо редакции за публикацию. Этот материал заставил вспомнить о былом величии России.

  • Светлана Филимончик

    Замечательно, что статью к юбилею Ломоносова «Лицею» предложил такой широко образованный ученый и бескомпромиссный полемист как профессор Юрий Сидоров. «Лицей» остро почувствовал зияющую пустоту отечественной журналистики, которую не заместят талантливые острословы или однодневные по сроку жизни политические комментарии, и опубликовал этой осенью серию материалов о российских подвижниках. Обычно значение деятельности таких людей современники не понимают, по сути дела, только через двести- триста лет приходит пора осмысления. Возможно, время Ломоносова как раз сейчас и наступает.
    Не совсем соглашусь с автором статьи о том, что Ломоносова в современной России не помнят. По крайне мере этой осенью дочка пару вечеров трудилась, выполняя школьное задание по «Оде». Сама я без труда нашла в библиотеке издание с текстами о Ломоносове Милюкова, Вернадского Лапшина и других интеллектуалов 20 века. Любопытны специальный номер «Родины» и фильмы к юбилею канала «Культура». Институт повышения квалификации учителей в декабре проводит в нашем городе конференцию к юбилею Ломоносова. Важно только учесть опыт конца 1940-х гг., когда в разгар борьбы с космополитизмом, так политизировали на злобу дня его деятельность, что оттолкнули думающих людей.
    В моей профессии прежде принято было добиваться, чтобы «знали», теперь важнее, чтобы «понимали». Опыт несуетных самостоятельных и с мудрой профессорской помощью размышлений о таком сложном, противоречивом, страстном человеке как Ломоносов не пройдет бесследно, и тогда, может быть, сбудется его призыв к молодым россиянам: «Дерзайте!»

  • От редакции

    Любопытная и во многом неожиданная публикация о жизни Ломоносова в Германии на немецком сайте:

    http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15106670,00.html?maca=rus-newsletter_ru_Themen-russ-2394-txt-newsletter

  • Зимин М.О.

    Юрий Сидоров как всегда на высоте. Замечательная статья. Таких бы побольше! И редакции спасибо за столь познавательный материал.