Наука в лицах

Заветы Ломоносова

 
{hsimage|Михаил Ломоносов на памятнике "1000-летие России" ||||} К 300-летию со дня рождения великого русского ученого  

 
19 ноября исполняется 300 лет со дня рождения академика М.В. Ломоносова. 300 лет! Все эти годы он был и остается с нами, остается в нашей благодарной памяти благодаря делам своим. Прекрасным и мудрым делам. Он наш Учитель и советчик, наш друг и современник. 
 
280 лет назад, в январе 1731 года, с санным обозом из Холмогор Архангельской губернии приехал в Москву  паренек. Приехал, чтобы учиться, познавать новое и направлять свои знания на пользу России. Кто бы мог тогда предвидеть в нем будущего великого ученого, основателя Российской Академии наук и Московского университета?! А ведь состоялось! Кто бы мог тогда подумать, что Ломоносов обогатит физику, химию и математику такими открытиями, которые обозначат переворот в мировой науке? Ломоносов явился охранителем и генератором развития русского языка, именно после него язык русский можно было величать великим. И литература многим ему обязана, его поэтический стиль нов и мощен, русская поэзия с него и началась. Потом уже были Державин и Пушкин.  
 
{hsimage|Купель, в которой крестили Ломоносова |right|||} Родился Ломоносов в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии. Как крестьянского сына его не приняли в Словесную школу. Низкое происхождение мешало ему всю жизнь. Кто только не относился к нему с высокомерием…  
       
Как справедливо считает писатель и ученый Арсений Замостьянов, «не поняв и не полюбив Ломоносова, невозможно познать и полюбить Россию. А как любил Родину Ломоносов! Любил, потому что познал ее – от крестьянской избы до императорских дворцов, от церковных сводов Славяно-греко-латинской академии до кабаков».  
       
Одно из выдающихся произведений Ломоносова называется «О сохранении и размножении российского народа». Опубликовано оно ровно 250 лет назад, 1 ноября 1761 года. Что может быть актуальнее этой проблемы – сохранения и сбережения людей? Он знал и понимал Россию, как никто, и это придавало Ломоносову непреклонную силу. Вспомним идеи Ломоносова об «общей     пользе» «любезного Отечества», идеи, актуальные и по сей день:        
     
«1. О размножении и сохранении российского народа.

2. О истреблении праздности. 
    
3. О исправлении нравов и о большем народа просвещении. 
 
4. О исправлении земледелия.   
 
5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств. 
 
6. О лучших пользах купечества.  
 
7. О лучшей государственной экономии.   

8. О сохранении искусства во время долговременного мира».
  
 

{hsimage|Юношеский почерк Ломоносова. 1725||||} В ХVIII веке проблема «размножения народа» была для России не менее актуальной, чем сейчас.  Наша страна тогда была огромной, но очень малонаселенной империей. Россия уступала по численности населения и Франции, и Великобритании (без колоний). Ломоносов понимал, что этот перекос нужно исправлять. И к середине ХIХ века Россия, как и подобает крупнейшему государству мира, стала самой населенной страной Европы, причем с огромным отрывом. В советские годы прирост населения в России и СССР был намного выше, чем во Франции, Великобритании, Германии, Италии, Испании. В 1900-м население Российской империи составляло 126 миллионов человек, а в год распада СССР население нашей страны превысило 293 миллиона. Впечатляющий рост за 90 лет, на которые пришлись две мировые войны и одна гражданская! Об этом, наверное, и мечтал Ломоносов.   

       

Ломоносову принадлежит удивительное для ХVIII века пророчество: «Могущество России прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Эти слова были и остаются девизом Новосибирского академгородка Российской Академии наук. Сегодня вся Россия на иждивении у Сибири. И это мы еще не столкнулись с дефицитом пресной воды: глобальная водная проблема ждет человечество в недалеком будущем, и тогда весь мир будет мечтать о сибирских реках. Ломоносов кожей ощущал Россию как континентальную державу, на этом основывался его патриотизм, страстный, но в то же время прагматический.
       
Ломоносов никогда не упивался собственной ученостью, о мечтал о лучшей доле для своей страны. Так уж был он устроен: личный успех не приносил ему счастья, если не содействовал укреплению державы и народному просвещению.    
 
                                      Дерзайте, ныне ободренны,
                                      Раченьем вашим показать,   
                                      Что может собственных Платонов   
                                      И быстрых разумом Невтонов     
                                      Российская земля рождать. 
    
   
      
Смысл своего творчества – в науке, в поэзии – он видел в служении народу, общественному благу. Признаемся себе: как это по-русски! И в советские годы люди в основном работали не за деньги, а ради совершенствования своего профессионального дела, ради пользы для других, ради морального удовлетворения.  Выдающаяся балерина народная артистка СССР Наталья Михайловна Дудинская, например, рассказывала мне, что они с ее постоянным партнером К.М. Сергеевым при работе над новой ролью старались добиться совершенства, сделать лучше других, о деньгах никто никогда не думал; уж потом за эту роль можно было получить, например, Сталинскую премию. И получали. Но это потом.   
        
Ломоносов страстно доказывал, что у России было великое прошлое, были герои, что в России первична Россия, а не иностранные специалисты, которые при всей их пользе не должны на русской земле навязывать свои правила. «Всяк, кто увидит в российских преданиях равные дела и героев, греческим и римским подобных, унижать нас пред оными причины не будет», — провозглашал Ломоносов, искореняя комплекс неполноценности среди русских людей.        
       
Старания его были столь успешны, что после Ломоносова и российские императрицы Елизавета и Екатерина заняли патриотические позиции. Быть русофобом на троне постепенно стало невозможным: подтверждение тому – печальная судьба Петра III.  
       
Любовь к Отечеству, работа на его благо – вот первый завет Ломоносова.   
 
{hsimage|«Введение в истинную физическую химию». Рукопись М. В. Ломоносова. 1752 ||||} Когда мы встречаем разнообразно одаренного человека, на память приходят слова «человек эпохи Ренессанса», «истинный представитель эпохи Возрождения».  Но у русского народа есть более точное и близкое по духу определение —  образован как Ломоносов.  Это личность необъятного ума,  уверенно, по-хозяйски себя чувствовавшего в точных и гуманитарных науках.  Первый русский академик, он как никто другой мог и умел наслаждаться творчеством – в уединении, под бездной звезд. Но только творчества ему было недостаточно. Пожалуй, главной его страстью было просвещение. Не только для себя, но и для близких. Как сын крестьянина-помора, он знал беды и скромные радости людей труда, знал и понимал их тягу к знаниям, к открытию нового в этом мире. И Ломоносов был не только гениальным ученым, но и великим популяризатором науки и нисколько не стеснялся этой роли. Он понимал, что если «врата учености» открыты только для немногих избранных, то они ведут в тупик. Нельзя быть просвещенным в одиночку, только братство людей придает высокий смысл науке. Это принцип Прометея. Лучшая часть русской культуры послепетровского периода была прометеевской, ею же была и советская цивилизация. Не случайно же Карл Маркс называл Прометея «самым благородным святым и мучеником в философском календаре». Вот как рассказал Ломоносов о своем мифическом предшественнике в знаменитом «Письме о пользе стекла»:      

                                           Иные, знать хотя, кто с неба мог принесть,
                                           Представили в своем мечтанье Прометея,  
                                           Что, многи на земли художества умея,   
                                           Различные казал искусством чудеса;    
                                           За то Минервою был взят на небеса;     
                                           Похитил с солнца огнь и смертным отдал в руки.
                                           Зевес воздвиг свой гнев, воздвиг ужасны звуки,  
                                           Предерзкого к горе великой приковал  
                                           И сильному орлу на растерзанье дал…   
    

       

Мы не знаем, чувствовал ли себя Прометеем Ломоносов, осознавал ли, что приносит народам с неба на землю божественные дары просвещения. Но благодаря Ломоносову русский литературный язык (и русский научный язык!) стал потенциальным достоянием миллионов, а это уже сопоставимо с дарованием огня. Потенциальным, потому что при жизни Ломоносова немногие из наших предков владели основами русского письменного.   
       
Именно Ломоносов подготовил реформу русской стилистики,     осуществленную впоследствии А.С. Пушкиным. Именно Ломоносову принадлежит честь реформы русского стихосложения, начатой В.К. Тредиаковским. Он, Ломоносов, заложил основы того, что впоследствии Пушкин назвал «народностью литературы и искусства».   
      
Итак, второй завет Ломоносова – просвещение, несение знаний людям.   

       

Пишу о Ломоносове, а на память упорно приходят строки другого русского гения Федора Ивановича Тютчева:    
   
                                               Ты скажешь: ветреная Геба,  
                                               Кормя Зевесова орла,
                                               Громокипящий кубок с неба,   
                                              Смеясь, на землю пролила. 
       

       

Не случайно мне эти строки не дают покоя: Ломоносов — это громокипящий знаниями и идеями, организаторскими и нравственными подвигами кубок богов, который они навсегда подарили человечеству.  
   
 
Русский язык Ломоносов считал основой нравственного воспитания. Он понимал, что без выработки национального литературного языка нельзя говорить ни о науке, ни о литературе. Поэтому развитие общедоступного литературного языка была важнейшей задачей на протяжении всей его жизни.  Он первым в России читал лекции на родном языке, что считалось дерзостью.  Современники даже запомнили дату такой первой лекции по физике – 20 июня 1746 года. Это было событием! Разумеется, он мог читать лекции и на латыни, как это было принято, и на немецком языке. Не надо представлять его как прямолинейного шовиниста, который любой ценой хотел «утирать носы» иностранцам.  Нет, конечно. Он учился в Германии, среди его ближайших коллег и друзей было немало ученых иностранного происхождения.  Достаточно упомянуть немца из Пярну Георга Рихмана, который погиб в 1753 году от удара шаровой молнии во время опыта с незаземленным «электрическим  указателем».      
        
В 1743 году Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике» и адресовал его не церковной касте, а всему русскому народу.    
       
Обережение и развитие русского литературного языка – третий завет Ломоносова.      

     

Системность  мышления (как бы мы сейчас сказали) была свойственна Ломоносову во всех сферах его деятельности. Наиболее ярко это выразилось в законе Ломоносова (законе сохранения вещества и движения), который тот изложил в письме Леонарду Эйлеру от 5 июля 1748 года. Формулировка его такова: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте… Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения; ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».  
       
Системность, масштабность мышления проявлялись у Ломоносова и в других сферах. Ему совершенно было чуждо понятие «науки для науки». Он постоянно подчеркивал, что наука должна отвечать задачам, стоящим перед страной. Им же впервые введено понятие «народного хозяйства». Развитию приложений науки для нужд страны посвящены работы Ломоносова по географии, метеорологии, геологии, металлургии. Им введен термин «экономической географии». Он составил проект «экономического лексикона», который должен был содержать сведения о сельском хозяйстве и промышленной продукции отдельных районов России, о строительных материалах, горной промышленности и т.д.      
       
Итак, четвертый завет Ломоносова – всеобъемлющее рассмотрение явлений, системный подход к развитию науки в интересах хозяйства страны.   

       
Патриотизм и горячая любовь Ломоносова к русскому народу особенно сказались в его трудах по истории. Взгляды Ломоносова на историю складывались в острой борьбе с т.н. немецкой школой, представители которой фальсифицировали русскую историю, принижали историческую роль русского народа в мировой истории. Любовь к своему народу соединяется в мировоззрении Ломоносова с проповедью мира между государствами. В трагедии «Тамира и Селим» он включил строки, бичующие корыстные интересы, приводящие к завоевательным войнам.  В «Письме о пользе стекла» Ломоносов с негодованием писал о зверствах и хищничестве колонизаторов, которые в погоне за золотом безжалостно истребляют коренное население Америки.   
       
Что бы сказал ученый о нашем времени, о нынешней России, которая беззастенчиво обирается олигархами под прикрытием власти?     

       

Он был очень русским человеком, но с огромным уважением относился к иностранным коллегам, отвергал национальную исключительность кого-либо, всегда был за мирное сосуществование народов и государств.  
       
Пятый завет Ломоносова – борьба с фальсификациями истории, с враждебностью и нетерпимостью между народами.       

       

Блестящую страницу в историю науки вписал Ломоносов исследованиями в области теоретической оптики, разработкой научных основ цветоведения и астрофизики, а также метеорологии. Он изобрел и построил метеорологические приборы – «анемометр», указывающий наибольшую скорость ветра и его направление, и «морской барометр». Ломоносову принадлежит крупное астрономическое открытие – атмосферы Венеры по эффекту рефракции при наблюдении прохождения ее по диску Солнца. Наблюдение этого явления было важно для определения точного расстояния между Солнцем и Землей и для решения других астрономических задач.  
       
Ключевым в исследованиях он считал соединение теории и практики. От опыта к теории и от нее к опыту – вот путь научного познания мира по Ломоносову. Сейчас это доказано веками научных исследований. «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком», — писал, в частности, Ломоносов. Он был решительным сторонником освобождения науки от религии. В стихотворении «Гимн бороде» он зло высмеял духовенство, выступающее против передовой науки и особенно против учения о движении Земли вокруг Солнца.     
       
Практика — критерий истины, наука должна служить нуждам страны – шестой завет великого ученого.      

       

Со школьных времен я помню висящий в классе портрет Ломоносова и его слова на плакате: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». В советские годы математика была в почете, и инженеры (которые не могут без математики) тоже. Огромное внимание уделялось шахматам, основанным на расчетах, на логических построениях. А ведь без этих навыков, без знания математики и логики, технический прогресс невозможен. Сейчас вместо прогресса – деградация. Регулярные техногенные катастрофы в России тому доказательство. Мы получили систему, диаметрально противоположную духу Ломоносова.
       
Как считает А. Замостьянов, «развал начинается с презрения к точным наукам.  Вместо математической логики сегодня в почете юридическая схоластика. Юристы руководят страной, правительством, Газпромом… Казалось бы, ничего особенного.  Юриспруденция – великая наука, воспитавшая немало истинно государственных голов. Но все-таки по сути своей она не созидание, а сервис. И потому правоведение, возведенное в руководящий принцип для общества, — это путь к всевластию демагогии. Так, догматическое восприятие идеи прав человека привело нас к деградации.  Не может быть юриспруденция царицей наук!».    
       
С ним трудно не согласиться. Среди героев сегодняшнего дня нет ни математика, ни физика, ни химика. Кто сегодня постоянно мелькает на телеэкране? Торговец, юрист, бандит, посредник, продюсер. С них пытаются «делать жизнь» школьники. Эти люди, увы, сегодня герои. Вместо фундаментальных научных дисциплин в школу приходят новомодные болтологические предметы. «Русскую литературу из школы изгоняют, вытравливают, — пишет А.Замостьянов. – Она присутствует там символически. Еще быстрее падает уровень изучения математики и физики. Молодежь, вооруженная капитальными знаниями, не нужна той системе, которая зародилась у нас в 1991 году».    

       

Ломоносов ратовал за внедрение математических методов в изучение химии, физики, геологии, вообще точных методов исследования естественных процессов. Одной из руководящих идей у Ломоносова была мысль о необходимости внедрения в практику геологических исследований точных методов и понятий химии, физики и математики.  
      
Использование точных методов исследования проблем естествознания – седьмой завет Ломоносова.   

Ломоносов проявлял большой интерес к исследованиям полярных областей и Северного морского пути. К разрешению проблемы Северного морского пути он подошел с точки зрения интересов морского дела в России и освоения Крайнего Севера, подчеркивал важность проложения этого пути в политическом и хозяйственном отношении. Наиболее важной его работой в этой области является «Краткое описание различных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». Иными словами, и здесь Ломоносов показал себя стратегом, решавшим сложные задачи развития народного хозяйства России.          
     

Повышенное внимание к изучению и освоению северных сухопутных и морских территорий – восьмой завет Ломоносова.       
 
{hsimage|Рисунки М. В. Ломоносова из рукописей: катоптрико-диоптрический зажигательный инструмент и однозеркальный телескоп. 1762 ||||} Велика заслуга Ломоносова как в создании Московского университета, так и в отстаивании права обучения в нем не только детям дворян, но и детям трудового народа. Он считал, что образование должно быть всем доступно, невзирая на сословные границы. «К наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний», — писал Ломоносов. За этим признанием – не только стремление к массовому, истинно народному просвещению. Дело и в том, что представители низших сословий меньше были заражены «низкопоклонством» перед иностранщиной. В них Ломоносов видел опору просвещения и экономики России.  Как это актуально сейчас, когда дети честно работающих, но бедных родителей, не могут учиться в вузах, где многое уже платно! Сколько талантов пропало и продолжает пропадать…       
       
«Стараюсь защитить идеи Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство», — писал Ломоносов, готовясь к несостоявшейся беседе с Екатериной II.  Вот на таких людях и держалась великая Россия!
       
Доступность образования для всех – девятый завет Ломоносова.  

        

Создавая Российскую Академию наук, пробивая при этом косность, твердолобость и рутинность мышления императорского двора, Ломоносов более всего хотел, чтобы с помощью Академии извлекалась польза Отечеству, чтобы иностранные специалисты не верховодили в ней, а наравне с отечественными трудились на благо России.  
         
Ломоносова любая наука, любое производство интересовали только в комплексе со стратегией развития страны.
        
Десятый завет Ломоносова – лучшие умы России и зарубежных стран в стане Академии наук должны трудиться сообща в интересах русского народа.   

       

{hsimage|Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж ||||} Трудно назвать все области знаний и человеческой деятельности, в которых гений Ломоносова не сказал бы нового слова. Упомяну еще, что он возродил в России забытое с ХII века искусство мозаики. Из 40 мозаик Ломоносова и его мастерской сохранилось 23 (в Русском музее, Государственном Эрмитаже, в Музее Ломоносова в Петербурге, в Историческом музее в Москве и др.).  

     

К сожалению, многие научные выводы Ломоносова опередили свое время и при жизни его не были поняты и востребованы. В условиях крепостнической России материалистическое мировоззрение ученого, его патриотизм, неустанная борьба за широкое распространение просвещения и научных знаний среди народа почти всегда встречали сопротивление со стороны правящих кругов. Представители дворянской либеральной науки, травившие великого ученого и просветителя при жизни, после смерти постарались представить его как поборника самодержавия и реакционных религиозных устоев.   

       

В наши дни о великом ученом не вспоминают, даже поэзия Ломоносова вычеркнута из школьной программы. Не показывают и фильмы о Ломоносове. В 1955 году вышел на экраны великолепный фильм «Михайло Ломоносов» с Борисом Ливановым в главной роли. Где он? Почему молодежь лишена возможности узнать о своем великом соотечественнике? А где созданный через четверть века многосерийный телевизионный фильм о Ломоносове с Виктором Степановым в роли ученого? Почему его не показывают? Почему и зачем эта духовная блокада?! О каком воспитании патриотизма можно после этого говорить! Патриотизм у нас только на словах, в декларациях, а реальные интересы российской «элиты» в изысканных городах Европы и в США.   

        

К великому сожалению, и  в наши дни Ломоносова продолжают клевать недруги России и русского народа, умалять его заслуги, просто врать. Это понятно: когда хотят уничтожить, прежде всего бьют по штабам. Били по Горькому, Шолохову, Глинке, Чайковскому, Бондарчуку, Бондареву, даже по Пушкину. Лилипуты ополчаются на великанов… Расчеты их напрасны. Россия выдержит, как при жизни своей выдерживал удары Михайло Васильевич Ломоносов. Время все расставило и снова расставит на свои места. Будет жить Россия, будет помнить Ломоносова и поступать «по Ломоносову»!  Многие в его время хотели видеть Россию слабой, податливой, а он врезал: «мышцы, руки сильны». Не сдавался. И нам велел поступать так же.

       

Сразу же после смерти Ломоносова 4 (15) апреля 1765 года все находившиеся в его доме бумаги по приказанию Екатерины II были опечатаны графом Г.Г. Орловым. Большая часть его архива (по-видимому, бумаги, имевшие государственное значение) были отобраны лично Орловым (и пока не найдены). Научные записи, не представлявшие, видимо, интереса для Орлова, были оставлены им и сохранились до наших дней.
       
{hsimage|Могила Михаила Ломоносова ||||} Могила его на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге не забыта потомками. Не зарастает к ней народная тропа. Тропа к Гению, равного которому не было и нет до сих пор. И уже вряд ли будет.  Вспомним Пушкина, который глубоко чтил ученого и говорил, что Ломоносов «обнял все отрасли просвещения… Он все испытал и все проник»:    

                                         Перед гробницею святой    
                                         Стою с поникшею главой
…    

 
Время показало, что Господь столько вложил энергии и любви в Михайлу Васильевича Ломоносова, что еще многие – многие поколения будут пользоваться его открытиями и выводами почти во всех областях человеческой мысли и деятельности. Он самим своим существованием и жизнью показал всему миру добродетельное могущество и великие перспективы России. Неужели же мы, наследники великого гражданина и ученого, не сделаем все для спасения, сохранения и укрепления любимой Родины нашей?!     

 
Иллюстрации с сайта http://ru.wikipedia.org
 
 
На главной странице нашего сайта продолжается  опрос "Есть ли сейчас шанс у человека из народа достичь высот Ломоносова?"