Главное, Культура, Литература

Пушкин на Пушкинской

Фото Национальной библиотеки РК

О новой читке в Национальной библиотеке Карелии 

То, что происходило в большом зале Национальной библиотеки в конце октября, уже трудно назвать привычным «читка». Это был настоящий спектакль – с песнями, шутками-прибаутками, самоваром с баранками, бодрыми киносюжетами на экране сельской избы-читальни и… драматическим финалом. Одним словом – трагифарс.

Да и как не быть трагифарсу, если собираются праздновать то, что праздновать не принято – юбилей смерти. Пусть даже этой смерти сто лет. И пусть эта смерть всенародно любимого. Все равно фарс. А «траги…», потому что «юбилейная» дата – 1937-й, по истории нам слишком памятный.

Но это все оболочка, искусно сплетенная драматургом Яной Жемойтелите и режиссером Евгением Карасиком для спектакля-читки «Пинежский Пушкин». Внутри же меткое, ядреное, соленое поморское словцо мастера северного сказа Бориса Шергина (1893 – 1973), запечатлевшего байки своих земляков о «нашем всё».

«Он певец был, песенной наблюдатель, книгам сказитель, грамоты спаситель. Землю, как цветами, стихами украсил…»

«Ленин Пушкина книги целовал и к сердцу прижимал…»

«Возрастом поспел рано, красивенькой, прямонькой такой, все бы пел да веселился. У его молодость широка была, к женскому полу подпадывал, и это умел не худо…»

Почему драматург выбрала для своей композиции Шергина, у меня вопроса не было. Ведь и у самой Я. Жемойтелите по женской линии корни поморские, а уж как она владеет северной особенной речью, говорит ее повесть «Мир в Чугунке», которую она посвятила своей бабушке-поморке.

Эту  речь Яна мастерски воспроизвела и в спектакле «Пинежский Пушкин» в роли хозяйки избы-читальни и организатора заупокойного юбилея. Но только «за упокой» не получилось. Получилось «за здравие». И поэта, и сидящих в зале. Нас, зрителей, активно привлекали к действу:

– Ну-ка, подскажите, каким был Александр Сергеевич?

Из зала несется:

– Веселый… Умный… На дружбу верный…

А на сцене «народ» – и библиотечный: Александр Докучаев, Дмитрий Гурьев, Арсений Сибиряков, Светлана Харина; и консерваторский: голосистый исполнитель поморских песен Игорь Соловьев – весело, азартно представляет в лицах и пинежских комсомольцев тридцатых годов, и сватовство Александра Сергеевича за Наталью Николаевну:

« – «Маменька, вы бы мне бы Наташу дали…

– У меня дочки как пробки замуж летят, и все за богатых. Вы ей голодом заморите. Вам папа много ли выделят?

– Я на папу не надеюсь, все на свое письмо…»

Зрители живо реагируют на шергинский юмор и озорную его подачу артистами. В зале – улыбки, смех…

Но вот последняя сцена:

«Ударила Пушкину пуля под сердце, прошла меж крыл. Пал на белы снеги, честным лицом о сыру землю…»

Не стало всенародно любимого… Но и пинежские не устояли: кого в 37-м забрали, кто в 41-м пал…

Такая вот история. И все же уходили мы с представления с легким сердцем, с ощущением красоты русского слова и русского душевного строя: от Пушкина – Шергина – до сегодняшних его хранителей, почитателей и распространителей, каковым и является сегодня Литературный театр Национальной библиотеки.

Следующее представление «Пинежского Пушкина» состоится уже в новом году, 29 января. Приходите, не пожалеете.

Фото Национальной библиотеки РК

Фото Национальной библиотеки РК

Фото Национальной библиотеки РК

Фото Национальной библиотеки РК

Фото Национальной библиотеки РК

Фото Национальной библиотеки РК