Главное, Образование, Учитель, Школа и вуз

«Кто нас заменит?»

Директор школы Марина Вдовина
Директор школы Марина Вдовина

Утро Марины Вдовиной начинается с трех будильников. Они звонят с небольшими интервалами. За окном темнота — не горят фонари и даже собаки не лают. Школа находится в ста метрах от нынешнего дома Марины Анатольевны. За время, проведенное в поселке Кепа Калевальского района, я так и не поняла, где же она больше находится — в школе, где директорствует с 15 сентября этого года, или дома, в скромной двухкомнатной квартирке с печкой и без водопровода.

Настоящий, свой дом, остался в Тунгозере, куда она возвращается на выходные, преодолевая в одну сторону 120 километров. Обычно на машине за ней приезжает муж, который делает всё возможное для обустройства ее быта, — носит воду, колет впрок дрова…

 

— Я тут в походных условиях, на выходные стараюсь уехать домой, в Тунгозере, где живут муж и сын-одиннадцатиклассник, — говорит Марина Анатольевна. — Школу в поселке закрыли, сыну приходится ездить каждый день на автобусе. Казалось бы, всего десять километров, но свои особенности есть и здесь — сын уезжает сразу после уроков, участвовать в праздниках и внеурочной деятельности класса возможности у него нет, да и не зовут теперь — постоянно всё завязано на дороге, а она, сами догадываетесь, какая.

 

… Маршрутка до Калевалы должна была отойти от автовокзала в 14 часов, но в путь мы отправились на полтора часа позже. Говорили, что водителю пришлось менять колесо, а в самой Кепе мне позже сказали, что такие заминки с транспортом случаются постоянно. В итоге в Кепе я оказалось не в 21 час, а заполночь. Ни фонарей, ни связи — в районе Кеми мой мобильный показал, что сигнала нет, ни прохожих, ни представления о том, в каком направлении двигаться. Лишь блики на скользкой, словно зеркало в темной комнате, дороге и один попутчик, который отвел меня к учительнице начальных классов. Так что уже через полчаса мы с Мариной Анатольевной Вдовиной, человеком в Кепе новым, нынешним директором школы, пили горячий чай и говорили о ее житье-бытье.

— Я все никак не могла в себя прийти, когда нашу школу в Тунгозере закрыли. Конечно, нас предупреждали об оптимизации, но мы все надеялись. Тогда нам ничего не помогло — ни власти, ни обращения. Это так тяжело было, особенно последний день наш со слезами на глазах… Потом надо было завершить все дела, связанные с бумагами, оформлением, ведь я там была директором. Почти год не работала, думала, не вернусь уже в профессию, но вышло иначе.

Если честно, то весь этот год я держала кулачки за Марину Анатольевну, с которой мы познакомились на республиканском конкурсе «Учитель года Карелии»-2013. До победы учительнице русского языка и литературы не хватило нескольких баллов. Тогда я пообещала себе приехать в Тунгозеро, но не собралась вовремя, школу закрыли. И поэтому сейчас, вопреки разным формальностям, приехала на открытие спортзала, а на самом деле просто повидать учителя, который любит свою работу и отдает ей всё.

… Раннее темное, чуть прохладное утро — печка уже подостыла. Снова чай, сборы в школу.

— Сегодня возьму с собой фотоаппарат, мне его на конкурсе подарили. Замечательный получился приз, с душой выбранный! Ведь не просто камеру мне вручили, а абсолютно всё, чтобы удобно было фотографировать — сумку, карту, зарядное устройство. Так что теперь я фотографирую, — рассказывает по дороге Марина Анатольевна.

Здание кепской основной общеобразовательной школы
Здание кепской основной общеобразовательной школы
Школа носит имя Ортье Степанова
Школа носит имя Ортье Степанова

Но фотографировала в тот день я, а заодно общалась с учителями, которые между уроками заходили в небольшую, но теплую во всех смыслах учительскую — поздороваться, выпить чашку чая или кофе, заглянуть в расписание или интернет. Рядом в коридорчике бегали дети, заглядывали, здоровались, интересовались и готовились: в середине учебного дня событие ожидалось нешуточное — открытие спортзала.

— Всего у нас в школе 19 детей разного возраста, в некоторых классах всего по два ученика. Меня удивляет, какие наши ребята дружные! Всегда вместе, никогда им не бывает грустно, и всегда дело находится. Во многом это заслуга учителей, которые делают все возможное, чтобы школьные дни были наполнены, — говорит Марина Анатольевна.

Несколькими часами позже об этом же мне сказала Эльвира Ниеминен, учительница химии, биологии, информатики, музыки и изо, у которой в третьем классе учится сын, а дочка станет первоклашкой в 2017 году.

Эльвира Ниеминен и ее сын, третьеклассник Герман в кабинете биологии
Эльвира Ниеминен и ее сын, третьеклассник Герман в кабинете биологии

— Если куда-то приезжаю, всегда фотографирую, чтобы показать потом ребятам зоопарк, цирк, представление, новый город — абсолютно всё, — рассказывает Эльвира Валерьевна. — Если возвращаюсь с курсов повышения квалификации, всё возможное внедряю в учебный процесс. Конечно, у нас здесь свои особенности — уроки, которые мы проводим для двух классов одновременно. Не хватает методических наработок и совета практиков. От этого мы бы точно не отказались! Стараемся вывозить детей на экскурсии — в Калевалу, Костомукшу, Петрозаводск. По опыту знаю, что они редко куда-то выбираются с родителями — всё время проводят здесь, в Кепе.

Первый год в Кепской школе работает Анастасия Кириллова, учитель английского, выпускница факультета иностранных языков ПетрГУ. По словам директора, молодой специалист для них — большая удача. Несколько лет подряд учителя английского языка менялись, как и требования и подходы к преподаванию. Теперь появилась надежда, что новый педагог задержится в школе на несколько лет.

Анастасия Кириллова, учитель английского, и стеснительные старшеклассники
Анастасия Кириллова, учитель английского, и стеснительные старшеклассники

— Совмещаю работу в управлении образования и преподавание в школе. В Кепу приезжаю два раза в неделю, по средам и субботам, — рассказывает Анастасия Кириллова. — Только-только ребята начали ко мне привыкать, а я вспоминаю университетскую науку. Конечно, в вузе нас не предупреждали и не учили, как преподавать в малокомплектной школе и работать с класс-комплектами (обычно на уроке у учителя оказываются ученики 7-го и 8-го классов, например, или 5-го и 6-го. — М.Г.). Выручают интернет, советы коллег из Калевалы, а еще я сама люблю английский, с первого класса меня старшая сестра начала учить читать, разучивала со мной песенки. Мама поддерживала всегда, покупала книги и репетитора мне нашла для поступления в вуз. Без моей целеустремленности и поддержки родных, уверена, не смогла бы получить образование и поступить в ПетрГУ.

Анастасия Кириллова считает, что идея с обязательным введением ЕГЭ для учеников сельской школы плоха:

— Наша реальность такова, что многие из ребят не идут в 11 класс, а те, кто учится, не всегда справляются с экзаменом даже по русскому, который, на мой взгляд, должны знать абсолютно все. ЕГЭ не сдают по разным причинам — долгая дорога до места проведения экзамена, ранний подъем — в пять или шесть утра, волнение из-за нового, незнакомого места, чужие учителя, отсутствие возможности отдохнуть перед экзаменом и полноценно поесть. Об этом я знаю по своей основной работе. Считаю, что для детей должны быть созданы лучшие условия. Мы всегда делаем все возможное, чтобы государственная итоговая аттестация для наших школьников проводилась с учетом всех особенностей и в наиболее щадящих для них условиях.

К сожалению, мнение руководителей с мест в республике слышат не всегда. Школа в Кепе уже второй год обучает детей лишь до девятого класса. Сейчас здесь нет первоклассников и семиклассников. Но еще в 2003 году здесь выпустили девять одиннадцатиклассников. Когда принималось решение об оптимизации, пояснили учителя, детям и родителям обещали, что для всех желающих учиться в 10 и 11 классах организуют обучение в Калевальской школе, интерната при которой нет. Со слов местных жителей, дети вынуждены жить у родственников или уходить в училище, так как иных условий для получения среднего образования здесь нет.

— Процесс оптимизации проводился до меня, поэтому ничего пояснить по существу не могу, — говорит Марина Вдовина. — Но уже в следующем году ждем трёх первоклассников. Они сейчас ходят в дошкольную группу школы.

 

Поделки ребят ко Дню матери
Поделки ребят ко Дню матери

В кабинете у Татьяны Александровны Лесонен, учителя начальной школы с 25-летним педстажем, сидят ученики второго, третьего и четвертого классов.

Ученики начальных классов занимаются в одном кабинете
Ученики начальных классов занимаются в одном кабинете

— Первоклассников в этом году нет, поэтому полегче, правда, дети? — улыбаясь спрашивает она ребят, подавая звонок на урок. Дети согласно кивают и робко улыбаются.

— Учимся все вместе, дружно. Сделали подарки для наших мам, поделок у нас много, а в классе тепло и уютно — к началу учебного года отремонтировали кабинет. В прошлом году 12 детей здесь занимались, а сейчас семеро. Почти половина школы училась у меня в прошлом году, — поясняет учительница.

Татьяна Александровна рассказывает, что среди ее учеников много тех, кому нужна помощь. Наверное, учась в городской школе, дети отправились бы на индивидуальные занятия к коррекционным педагогам и в специальные классы, но в данных условиях педагог вынуждена учить всех, подход находить к каждому.

— Не хватает нам в школе дополнительного образования. Мы-то можем абсолютно всё — и песню разучить, и спектакль поставить, и соревнования организовать, но нашим детям нужны свежие лица, новые учителя, которые приходили бы к ним хотя бы раз в неделю. Кепа находится в 50 километрах от Калевалы. Возможности возить детей в музыкальную школу или на секцию у родителей нет, но вот если бы педагоги хоть изредка к нам приезжали, было бы хорошо! Года три назад был у нас такой проект, детям нравилось, да и нам полегче было…

Татьяна Александровна Лесонен подает звонок на урок
Татьяна Александровна Лесонен подает звонок на урок

Обычный школьный день сельского учителя представить легко и сложно. Легко, потому как все в нем предельно ясно — до трех часов учителя, как правило, находятся в школе — ведут уроки, проверяют тетради, присматривают за детьми. В Кепской общеобразовательной школе работают пять постоянных учителей, уроки они ведут каждый день. С четырех часов учителя уходят домой. Готовку, стирку, уборку, поход в магазин никто не отменял. Выходной у всех учителей один — воскресенье, так как в субботу в школу приезжают преподаватели-совместители по английскому и физкультуре. Понятно, что в субботу дети приходят не на два урока — расписание дополняется еще несколькими предметами.

— Вот и получается, что лишь в воскресенье мы отдыхаем. Да и то первую половину дня, а вечером снова готовишься к урокам, чтобы в понедельник прийти в школу. Заболеть или пропустить никак нельзя — кто нас заменит? Это постоянная, часто рутинная работа, в которой нас выручают творчество, взаимовыручка и выносливость, — говорит Леся Ивановна Лазарева, учитель истории, обществознания, географии и ОРКСЭ.

Леся Ивановна скромничает и не говорит ничего о том, что оформление школы — ее заслуга. Вместе с девочками они преображают скучные стены, вносят уют и дарят радость тем, кто здесь учится и трудится.

Владимир Анатольевич Паппинен — единственный учитель-мужчина в школе. У всех учеников он преподает физкультуру, а у мальчиков еще и технологию. Работает увлеченно, чувствуется, что педагогика для него это не только возможность получать жалование. Открытие спортзала в Кепе — событие особенно радостное, но и забот у педагога хватает.

— В обновленный спортзал нужны маты, не хватает лыж и палок, не отказались бы от скакалок, маек-манишек для соревнований и тренировочных конусов. Конечно, главное, что есть спортзал, но к нему хотелось бы найти оборудование, так что любой помощи будем рады, — говорит Владимир Анатольевич и уходит на урок физкультуры в старшеклассникам.

Владимир Паппинен на уроке физкультуры готовит к ходьбе на лыжах
Владимир Паппинен на уроке физкультуры готовит к ходьбе на лыжах

Учителя поясняют, что в более крупных населенных пунктах школам легче получить помощь — всегда находятся предприниматели, бывшие выпускники, дети которых учатся в школе. В Кепе, где живет не так много людей и учеников всего 19, рассчитывать на стороннюю помощь, увы, не приходится.

Так что подарки, которые в этот день привезла начальник управления образования Калевальского района Ирина Шумкина — особая радость для дошколят группы детсада, который расположился под крышей школы. Уютная группа пополнилась новыми игрушками и книгами, которым ребята обрадовались особенно.

В дошкольной группе
В дошкольной группе

В школьной столовой кормят вкусно и от души. Тепло от круглых, окрашенных серебристым цветом печек, которые топятся дровами. Поскрипывают деревянные половицы под ногами. Уютная учительская, в которую впервые за несколько десятков лет должны привезти новую мебель. Отремонтированный спортзал с раздевалками, стеклопакетами, новыми дверями. Учителя-подвижники, без которых школа бы не существовала. Дети — с робкими улыбками, часто стеснительные, открывающиеся не всякому и не в первый день.

Кабинет директора – в нем вместо современных гаджетов — обычная школьная доска, исписанная расписанием и телефонами.

В кабинете директора
В кабинете директора

… Четвертый час дня, Марина Анатольевна Вдовина уходит из школы раньше обычного. Мы снова пьем чай и к пяти часам с фонариком идем на остановку – неожиданно загораются редкие фонари вдоль дороги. Мимо проходят дети и взрослые, здороваются. Марина Анатольевна рассказывает, что по  одному из образований она не только филолог, но и библиотекарь, поэтому в ближайший месяц приведет школьную библиотеку в порядок – ставку сократили несколько лет назад, с тех пор книги пылятся на полках без должного присмотра.

– Знаешь, я так люблю свою работу, что каждый раз удивляюсь, когда за это мне еще и зарплату выдают, – говорит на прощание Марина Анатольевна.

В маршрутке тепло. Отогреваю заиндевевшие ноги. Водитель, разговорившись, просит написать меня всю-всю правду о дорогах, а потом вдруг спрашивает, что запомнилось мне больше всего.

– Люди. Пока есть такие учителя, такие подвижники и мечтатели, мы будем жить вопреки всем этим чиновникам, дорогам и неустройствам, – говорю я и почти сразу же засыпаю. В Кемь приезжаем в семь часов вечера. Через два часа я сажусь в поезд. Петрозаводск встречает меня приглушенным светом фонарей в 4-30 утра.

 

 

Фото Марии Голубевой