Образование

«А я своему репетитора наняла!»

Нужен ли репетитор? Фото Upstudy.ru
Нужен ли репетитор? Фото Upstudy.ru

Привычная уже для нашего уха фраза. Даже если речь идет о младшем школьнике. И вроде всё хорошо, даже здорово. Заботливая мама, которая имеет возможность обеспечить ребенку всё необходимое и немного сверх того. Казалось бы,  радоваться надо! Но давайте разберемся: нужны ли репетиторы?

 

Как детский психолог я знаю, что на самом деле думают и чувствуют дети в процессе всевозможного обучения. И очевидно одаренные, с выраженными способностями, и те, кому учеба дается с трудом.

Наличие репетиторов в своей жизни ребенок может переживать очень по-разному. В зависимости от того, как он представляет себе причину его появления.

Первый вариант – это когда репетитор нужен для того, чтобы «догнать и перегнать». Привести в соответствие с требованиями лицея – гимназии – школы – министерства образования. Перегнать обычных детей в погоне за конкурентоспособностью. Чаще в этом случае речь идет о школьных предметах, которые сверстники вполне усваивают (или с точки зрения здравого смысла должны усваивать) без дополнительной помощи.

Что происходит с ребенком, который понял, что он особенный? Или он прощается с положительной самооценкой и думает: «Я тупой и не справляюсь», или чувствует себя скакуном, на которого сделали ставку. При этом цель явно недостижима или достижима в ущерб всей остальной жизни. Спросите себя, как так выходит, что ваш неглупый родной человечек не соответствует требованиям? «Не тянет».

В воздухе летает фраза: «Нужно больше заниматься!» Но ведь больше – не значит лучше! Даже если речь о прописях и первоклашке. Мы надеемся, что моторика лучше разовьется, если заставить переписать еще и еще. А на деле нет. У него как было ощущение, что ручка, которой он пишет, постоянно меняет свою длину, так и есть. Красивее и чище не стало. Наоборот, и это особенность физиологии высшей нервной деятельности.

Может, дело вовсе не в знаниях, а в том, что он просто не умеет учиться: записать домашнее задание, понять учебную задачу, спланировать время? Или вы с трудом устроили его в  школу с такими требованиями, где «кандидат наук и тот над задачей плачет»?

В обоих случаях к репетитору попадает ребенок или подросток, который не может и не хочет освоить предмет на ожидаемом уровне. С запросом «Научите его! Вы же профессионал! Я вам денег заплачу…» И вот нанятый педагог пытается решить уже две задачи: учит и пытается сделать, чтобы ребенок хотел учиться в условиях, в которых хотеть почти невозможно.

Для чего? Сделать его более успешным? А как вы думаете, может ли быть успешным отчаявшийся человек, считающий себя лузером или получивший родительское послание: «Ты недостаточно хорош для нас! Тебе надо заниматься до потери сознания, чтобы хоть чему-то соответствовать!».

Репетиторы по школьным предметам могут быть, но в определенных случаях. Ликвидировать временный разрыв в знаниях, возникший по понятным ребенку причинам. Догнать в случае болезни или отставания по семейным и личным причинам. Другой взрослый нужен при этом, чтобы родитель мог безусловно поддерживать ребенка и по-доброму общаться с ним, а не заставлять и оценивать. В этом случае и студент педагогического вуза подойдет.

Оправдан репетитор и если хочется усвоить больше, сверх программы. Но только при соблюдении двух условий: ребенок может и  ХОЧЕТ САМ. Внутренне готов потратить время именно на это, а не на решение задач возраста, дружбу и эмоциональное насыщение.

Есть еще, конечно, подготовка к ЕГЭ как отдельная часть реальности. Но сути это не меняет.

Второй вариант. Специалист  появляется в жизни ребенка для того, чтобы его «всесторонне развить». Принести ребенку максимум пользы. Художественная школа, спортивная, конечно, английский  — куда без него?!  Ментальная арифметика, скорочтение. Папа всегда мечтал о спортивной карьере, но не судьба. А мама не может поехать за границу, так как не знает языков и очень жалеет, что не учила раньше, а теперь в голову не лезет. Ну да, у ребенка все должно быть! Как вы понимаете, часто усиленно развивают ребенка при помощи специалистов родители, недополучившие в собственном детстве поддержки и возможностей.

Как чувствует себя ребенок?

Уроки в машине (их делают в Петрозаводске в основном спортсмены, чаще гимнастки или фигуристки), сон в ней же. Друзей никаких — дружить некогда: нужно быть лучше обычных детей. Тихо или открыто ненавидя бесконечные перегрузки, еле живой эмоционально ребенок ощущает полное отсутствие собственного желания учиться чему бы то ни было.

Сопутствующей горестью бывает ощущение того, что ты что-то вроде банкомата по добыванию баллов, оценок и т.п. И, соответственно, как личность и человек со своими чувствами и желаниями никому не интересен и не важен. Плюс  трудновыносимое чувство вины: «Мои родители ради меня на работе убиваются, деньги огромные тратят, а я чудовище неблагодарное…». В душе у разочаровавшего родителей человека при этом крутятся  весьма депрессивные идеи, далекие от развития способностей. Увы.

Так что же делать? Не заниматься, не давать возможностей? Не нагружать? Так ведь ни способности, ни силу воли не разовьешь!

Почему же? Заниматься. Заниматься тем, в чем видит смысл ребенок. Если вы собрались эмигрировать за границу, то он вполне понимает, зачем учить язык. Понимает сам, а не потому, что объяснили. И это «понимает» не имеет ничего общего с вбитыми в голову аргументами типа «спортом нужно заниматься для здоровья» и «современный человек просто обязан знать языки», которые цитируют 8-летние дети с выражением лица висельника. Возможности  — это именно возможности, а не обязательства и долженствования.

Или заниматься тем, что сейчас нравится ребенку. Понимая, что через месяц может и перестать нравиться. Страшно? Не будет результата?  Действительно, скорее всего и не будет, если за результат вы считаете первое место по городу. А лучше в республике. Зато будет другой результат – уверенность в том, что это «твоё», в том, что нравится и чего хочется именно тебе. К чему у тебя есть способности. Это огромный успех! Как же много дали бы за эту уверенность взрослые клиенты моих коллег! Чтобы уметь осознанно выбирать приоритеты и ни о чем не сожалеть.

А развивать силу воли можно и в любимом деле. Именно в таких делах она и развивается, а иначе это насилие над ребенком.

Третий вариант. «Чтобы ребенок комфортно занимался с нормальным (хорошим) педагогом». Совершенно замечательный мотив! Только вот смотря что понимать под «комфортно» и «нормальным». Здесь возможны два перекоса.

Один чаще встречается в семьях материально благополучных. Внутреннее решение ребенка в этом случае выглядит примерно так: «Ну чего мне суетиться – вкалывать? Надо будет —  родители заплатят. Если что – другого специалиста подгонят. Не сдам — на платное пойду учиться. Это Наташке надо зубрить и с учителем нормально общаться – у неё одна мама и та бюджетник…» Так потихонечку усваивается урок о том, что учеба – вовсе не твоя ответственность. Как и общение с людьми и вся дальнейшая жизнь. Думаете, с такой позицией ваш наследник сможет стать деловым и успешным человеком?

Другой перекос – когда акцент делается на то, что школьный учитель ребенка – не нормальный педагог. Недостаточно умный – добрый – профессиональный. Его можно не слушать, не принимать в расчет. Презирать и грубить. Не буду утверждать, что все педагоги от Бога. Но ведь речь-то не об этом! А о том, как и с каких позиций будет взаимодействовать с людьми ваш ребенок. У него ведь, наверное, и коллеги будут неидеальные, и начальник, и свекровь/теща..

 

А вообще репетиры – это хорошо. Правда. Если они не для того, чтобы тянуть ребенка туда, куда ему не нужно и не можется. Если не платить за то, что ребенок и так сам может. Не душить ребенка чувством вины, зарабатывая на репетиторов «через не могу» на третьей работе. Если не реализовывать свои мечты и амбиции, живя с фантомным или виртуальным ребенком вместо живого и настоящего. И так достаточно прекрасного, чтобы его принудительно улучшать за ваш счет.

И еще — спросите своего ребенка, нужен ли ему репетитор, и если да, то зачем…

 

Анита РумянцеваОб авторе. Анита Румянцева — психолог центра тренинга и психологического консультирования «ИМЕНА»,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ИПП ПетрГУ