Дмитрий Новиков, Русский Север

Русский север — это заразительно

Фото Ирины Ларионовой
Фото Ирины Ларионовой

Продолжают поступать отклики на роман Дмитрия Новикова «Голомяное пламя». На этот раз — от молодого автора из Ростова-на-Дону.

«Русский север — это заразительно». Примерно такая предупредительная надпись должна быть на обложке романа Дмитрия Новикова «Голомяное пламя». И уже дочитана последняя страница, а связь с книгой не обрывается. Хочется узнавать всё больше и больше о тех краях: об истории, о природе, о людях.

 

golomyanoe_plamyaЗато на обложке справедливо указано, что «Голомяное пламя» — роман-травелог. Травелог, по необъяснимым причинам, — самый недооценённый жанр в современной русской литературе. При всей любви россиян к странствиям, их путевой опыт редко выходит за пределы блогов и небольших заметок. Дмитрий Новиков свою любовь к Белому морю сумел вложить в большое художественное произведение, в котором сквозь дорожные впечатления автора прорастают трагические события становления советской власти, деяния святого Варлаама Керетского, состояние упадка в нынешних поморских поселках.

Сюжет книги нельзя назвать математически просчитанным: судьбы многих героев местами переплетаются, а местами просто соприкасаются между собой. Читатель лихо перемещается между XVI веком, началом ХХ века, советским периодом и современностью. Для одних героев повествование охватывает жизнь целиком, для других — эпизод из жизни. Объединены эти несколько историй не только местом действия, но и тем, что все герои постоянно находятся в движении. Варлаам Керетский отправляется в путь в поисках смерти, а находит спасение. Охотятся за добычей рыбаки и ловцы северного жемчуга. За забытыми словами охотится составитель словаря «Живого поморского языка». Бежит навстречу первым радостям и бедам мальчик Гриша. Идут в рискованные походы путешественники.

Среди нескольких сюжетных линий на первый план выходит история Гриши — сначала ребёнка, а затем взрослого мужчины. И вот Гриша вместе с братом и другом отправляются к берегам Белого моря, имея очевидную цель. У них с собой рыболовные снасти, запас спирта и байдарка. Но их ждёт не только брутальный мужской отдых. Белое море подарит им нечто большее.

«Красота кругом пограничная, до умопомешательства могущая довести, если духом слаб. Поэтому и трудна дорога сюда — чтобы любой мог окрепнуть, пока сюда добирается». Принято считать, что современные читатели утомляются от объёмных описаний природы. Дмитрий Новиков доказывает обратное. Его пейзажи будто заряжают жизнью, они  создают пульс произведения. Моё любимое: «Вокруг, от тёмного леса до белого моря, вдоль розовой реки и берега залива дышала медленно огромная, разнотравная пустошь».

Казалось бы — вот он рай. Что может быть правильнее — порвать с прежней жизнью и сюда навсегда! Но затем Белое море открывает другие свои грани. Великолепная природа может одарить щедрой добычей, а может и погубить штормом, подводными камнями или встречей с медведем, «хозяином»… Жизнь немногочисленных поселенцев трудна и опасна. Люди среди них встречаются разные, хотя по-своему все они удивительны. И вспоминается цитата из фильма «Море» Александры Стреляной, посвящённого тем же прекрасным местам: «Море всё даёт и всё забирает здесь».

Затем Гришу начинают мучить вопросы о причинах «людской пустоши», необитаемости морских берегов. Так герой узнаёт о трагедии 1935 года, когда советская власть истребила сначала рыбу, кормившую многие поколения поморов, а затем и самых сильных мужчин прибрежных деревень. Эти поселения так и не сумели преодолеть постигшее их запустение и оцепенение.

По моему мнению, эти события стали отправной точкой упадка поморских деревень, но не его единственной причиной. Так устроены люди — они ищут более лёгкой доли для себя и своих детей, поэтому стекаются в города. (Почему в соседней Норвегии такие поселения процветают — наверное, вопрос для отдельного исследования, и ответ кроется в устройстве жизни государства в целом.) Ведь и сами герои под конец своего путешествия честно тоскуют по комфорту. Нет сомнений, что они вернутся в свою прежнюю городскую круговерть, но уже другими людьми, и жизнь их, возможно, будет иной: «… пропитывайся благодатью здешних мест — тебе запаса этого потом на годы серой жизни хватит».

Для меня основная идея романа «Голомяное пламя» заключается в следующем фрагменте:

«Словно в прошлом, городском, южном, похотливом и плясательном своём существовании ты был куриное яйцо — гладкое, самоуверенное, незамысловатое. И только здесь твоя скорлупа начинает покрываться сеточкой трещин, которые с небольшого отдаления можно принять за морщины, — ты мудреешь на глазах, на ногах, на ноздрях, целиком».

Само собой напрашивается, что главный конфликт произведения разворачивается между человеком и природой. Но мне кажется, что на первом плане поединок человека с самим собой. «Ты задумаешься, начнёшь присматриваться к себе, прислушиваться, и вдруг увидишь, что всё чёрное, страшное и гадкое — в тебе самом». А природа бесстрастно прекрасна, хоть рыбьи стаи заполняют северные реки, хоть кровь человеческая.

На те же северные реки похож и язык произведения. Он такой же певучий, текучий, но может менять свой характер и темп — каждая сюжетная линия прописана строго в своём стиле, что всегда говорит о мастерстве и зрелости писателя. За счёт этого легко переключаешься с одной сюжетной линии на другую. В целом текст очень насыщенный и эмоциональный. Некоторые фразы хочется перечитывать, чтобы лучше прочувствовать и осмыслить, сделать небольшую передышку. Как будто из душного города попал на свежий воздух, и от избытка кислорода покруживается голова.

У нас всех такие разные взгляды на войну, мир, семью, любовь. Так, может, мы хотя бы российскую природу можем любить одинаково сильно? Мне такое счастье дарят горы, кому-то — озеро Байкал, кому-то — лес за околицей, Дмитрию Новикову — Белое море. До знакомства с романом «Голомяное пламя» мои знания о Белом море исчерпывались Соловецкими островами. Но Дмитрий Новиков с новых ракурсов раскрывает суровую красоту Белого моря и душу российского севера.

Уверена, что небезразличный к природе и к истории человек обязательно почувствует резонанс с романом «Голомяное пламя». По удивительному стечению обстоятельств 2017-й — год экологии в России. Возможно, эта книга сможет что-то изменить в непростой жизни поморских посёлков.

 

Марина Безуглова
Марина Безуглова

Автор публикации о себе: «Я из Ростова-на-Дону, 30 лет, писатель и вдумчивый читатель».