Люди, Общество, Проекты

Белла с улицы Дзержинского

Белла с братом Никитой и подругой тети на фоне своего любимого дома
Белла с братом Никитой и тетей Аэлитой на фоне своего любимого дома

Петрозаводск — это мы

Близкий мне по духу человек уже много лет живет за границей, но каждое лето непременно приезжает в Петрозаводск. Он знает с десяток языков, читает лекции по всей Европе. И всегда нам говорит: «Петрозаводск — город уникальный. Здесь на каждый квадратный метр столько талантливых людей!». Я и сама этому удивляюсь и решила посвятить новый проект «Петрозаводск — это мы» людям и городу, который без человека — ничто. 

 

Позитивная Белла

В Карельском колледже культуры и искусств открылась скромная выставка про птиц. Птичья тема мало кого оставит равнодушным, тем более на фотографиях птицы не то чтобы редкие, но обывателю все же мало знакомые. Пошла на выставку потому, что имя автора – Белла Никонова – знакомо мне по социальным сетям. Так бывает: вдруг обращаешь внимание на хорошие снимки, потом начинаешь отличать этого автора среди других, и, наконец, просишься в друзья. Так случилось у меня с Беллой.

Если заглянете к ней на страничку, сразу поймете, что перед вами удивительный человек: добрый, позитивный и при этом талантливый. Как оказалось, и с Петрозаводском у нее особая история.

Белла обитает в скромной однокомнатной квартире на Древлянке вдвоем с Китом. Кит — рыжий красавец, объект съемки и любимец хозяйки и ее друзей. За окном снег и самый затрапезный вид: окна другого дома напротив. И кому пришло в голову так строить дома? Спасают положение березки и, конечно, птицы.

…Мы сидим за чашкой чая. Белла была уверена, что мы будем говорить о птицах, и смущается, что задаю совсем не те вопросы. Но мне хочется узнать о Петрозаводске через ее воспоминания, жизненные обстоятельства, знакомства.

 

Дзержинского, 39

Петрозаводск для Беллы – это прежде всего дом на пересечении улиц Дзержинского и Красной. Прямо напротив Левашовского бульвара. Четырнадцатиквартирный особняк с фронтоном, арочными окнами и балкончиками, построенный в 1947 году по проекту архитектора Хаима Логинского.

Дом на ул. Дзержинского, 39. Фото Юлии Свинцовой
Дом на улице Дзержинского, 39. Фото Юлии Свинцовой

В большой четырехкомнатной квартире дедушки, которого Белла очень любила, жили большой дружной семьей: дед, бабушка, мама-биолог, Белла с братом и две тети – биохимик и историк. Все стены в доме были заполнены книжными стеллажами. Здесь Белла родилась и прожила в этом доме до 24 лет.  Это было самое счастливое время. 

Бабушка, Белла, тетя Ина и дедушка
Бабушка, Белла, тетя Ина и дедушка

Через пару лет после нее во дворе появилась еще одна Белка — в семье преподавателя французского языка Николая Егорова. Дедушка старшей Беллы тоже был Егоров — Александр Васильевич, министр местной промышленности. Он ушел из жизни, когда обожавшей его Белле было всего шесть лет. До сих пор в ее доме хранятся подаренные им книги: «Снегурочка» Островского, «Конек-Горбунок» и другие.

— Для меня нет Петрозаводска без Левашовского бульвара, — признается Белла. — Любимая улица — Дзержинского, с почтамтом, несколькими старыми яблонями. Еще люблю улицу Еремеева — она от бульвара справа и на ней стоит 30-я школа, в которой очень хотела учиться немецкому языку, чтобы в случае войны стать разведчицей в тылу у немцев.

На демонстрацию всей семьей. Во дворе дома
На демонстрацию всей семьей. Во дворе дома

Легендарная 17-я

Но училась Белла в 17-й школе, ставшей для нее школой с большой буквы. По сей день вспоминает бессменного на протяжении 29 лет директора Павла Оскаровича Коргана как самого лучшего директора школы. Потом она думала, что хороший директор другим и быть не может, только таким мягким, спокойным и интеллигентным, как Павел Оскарович.

В 17-ю школу, насколько она помнит, учителями на работу приоритетно принимались ее бывшие ученики. Надо было видеть, как встречали Павла Оскаровича на встречах выпускников! Это всегда был шквал аплодисментов.

Раиса Михайловна Кузнецова пришла в школу совсем молоденьким педагогом. Она любимая учительница английского языка, корифей 17-й школы, до сих пор в строю.

— Школа дала мне не только базу знаний, до сих пор, спустя десятилетия, востребованную — она дала мне много больше, — говорит Белла.

 

Дружба

Среди тех, кто в детстве раз и навсегда стал для нее примером интеллигентности, Белла, не задумываясь, назвала имя известного филолога, стиховеда Петра Александровича Руднева, ученика философа и антиковеда А.Ф. Лосева.

В Петрозаводск Петр Руднев и его жена Лидия Новинская приехали преподавать в Карельский педагогический институт после Тарту в 1973 году. Юрий Лотман, бывший коллега по Тартускому университету, был его корреспондентом. Петр Александрович был не только сильный ученый, но и замечательный преподаватель.

В 4-м классе началась дружба Беллы Никоновой и Лизы Рудневой. Белла часто бывала в доме Рудневых на Ключевой.

Белла (слева), Лиза Руднева и Лидия Новинская
Белла (слева), Лиза Руднева и Лидия Новинская

— Каждый раз, встречая нас, девчонок, в коридоре, — вспоминает Белла, — папа Лизы непременно помогал нам снять пальто, расспрашивал про жизнь, разговаривал серьезно, как со взрослыми. Он был очень прост в обращении, хотя был образованнейшим человеком своего времени. Никакой важности! Он непостижимым образом влиял на меня и вызывал уважение. Семья Рудневых дружила с еще одной культовой семьей Петрозаводска — специалистом по детскому фольклору Софьей Михайловной Лойтер и литературоведом Иосифом Михайловичем Гином. И хотя я общалась с ними совсем немного, но такие люди не могут не оставлять в тебе следа. И наливку из черноплодки я до сих пор варю по рецепту Софьи Михайловны.

Белла говорит:

— Каждый человек в жизни тебе что-то даёт. Я всю жизнь благодарна маме за то, что она мне в детстве и в юности говорила: «Решай сама, чтобы потом не жалеть и не обвинять меня». И никогда не давила своими решениями, а ведь это такая важная и ценная вещь, особенно когда тебе шестнадцать. Или моя любимая тётушка Ина, которая всю жизнь всем помогает, всех поддерживает, никогда ничего не требует для себя взамен, не напоминает о сделанном добре и в свои 88 лет живет активной жизнью. У неё студенты были все «лапушки», и я, когда пошла работать в школу, хотела быть, как она. И все мои друзья, талантливые, интересные, добрые, прекрасные и настоящие, тоже многое мне дали. Ты от всех что-то берешь постоянно, иначе зачем мы все друг другу?

 

Театр

Есть еще одно место в городе, определившее жизненные интересы Беллы, — Музыкальный театр, куда привела дочь обожавшая его мама. От дедушки Белле досталась старая «Смена». Вместе с подружкой Юлей Генделевой они частенько сиживали на литерном ряду с фотоаппаратами. Потом забирались в темную фотолабораторию, которую устраивали в ванной то у одной, то у другой дома и печатали снимки.

Во что вылилась эта любовь к театру, фотографии? Юлия Генделева уже много лет работает в Музыкальном театре Карелии заведующей литературной частью, а Белла Никонова увлечена фотографией до сих пор и успешно снимает мир птиц. 

 

Птицы в  объективе

Правда, сначала были белки. Белла окончила два курса Академии фотографии, чтобы чувствовать себя уверенно с новым поколением аппаратуры. Ее зоркий и добрый глаз замечает многое из того, что не видит обыватель. Вот забалконные разборки: идет делёж булки между группировками полевых и домовых воробьев. Это только такой знаток, как Белла, может определить, кто из них кто. Или чем, например, отличается лазоревка от большой синицы.

Белла Никонова. Ополовник (или длиннохвостая синица)
Белла Никонова. Ополовник (длиннохвостая синица)
Белла Никонова. Турухтан
Белла Никонова. Турухтан
Белла Никонова. Щур
Белла Никонова. Щур

Белла сама как птичка — маленькая и хрупкая. Главное для нее — не увеличивать то зло, что существует в мире, не множить его в соцсетях. И если вы зайдете на ее страничку в плохом настроении, то непременно получите заряд позитива и закроете ее в полном умиротворении. 

Белла Никонова. Фото Ирины Ларионовой
Ирина Ларионова. Белла Никонова

Фото Ирины Ларионовой и из личного архива Беллы Никоновой