Главное, Парк культуры и чтения

Музыкальная история Натальи Гальциной

Наталья Гальцина на презентации своей книги в Национальной библиотеке Карелии. Фото Виталия Голубева
Наталья Гальцина на презентации своей книги в Национальной библиотеке Карелии. Фото Виталия Голубева

Конкурс книжных рецензий #PROкнигу_XXI

О книге Натальи Гальциной «Автопортрет на фоне карельского балета»

Музыкальному театру Карелии несказанно повезло, что в нем танцевала балерина блестящего таланта и, помимо техники, редкостного, на мой взгляд, теплого душевного обаяния. Театру повезло еще и потому, что многогранный ее талант балерины раскрылся не только в танце. Редкостная человеческая активность привела ее в аспирантуру. Так что эта книга – книга кандидата искусствоведения Натальи Васильевны Гальциной.

Да, это монография об истории карельского балета, но это и легко читаемая, интересная, богато иллюстрированная книга о личной судьбе, о сыне, о друзьях и подругах, о привязанностях и, конечно же, о собственной гиперактивной жизненной позиции. Вспомним, что и драматический талант балерины был давно замечен театральными режиссерами. Наталья Гальцина играла трогательную француженку в «Соловьиной ночи» по пьесе В. Ежова, а в оперетте «18 лет» В. Соловьева-Седого она, извиваясь в твисте, даже запела. Я запомнил тот музыкально-поэтический бред:

Для твиста танцплощадки

Не нужно никакой

Трясись как в лихорадке,

А сам на месте стой.

 

Синкретичность таланта актрисы позволила ей создать запоминающийся образ Гитель Моска в телеспектакле «Двое на качелях» по У. Гибсону. Дружба с телевидением привела к роли ведущей передачи «Площадь искусств». Наталья Гальцина стояла и у истоков театра «Творческая мастерская». Еще до спектакля «А завтра была война» появился «Очарованный круг», где Наталья Гальцина и Олег Белонучкин выясняли отношения Натальи Волоховой и Александра Блока. Позже была Марина Цветаева и Цветаевские костры на берегу Лососинки. Лучшие рецензии на балетные спектакли в карельской прессе пишет, конечно же, Наталья Гальцина.

И если сегодня сама балерина не летает над сценой, то начинают летать ее ученицы, которые отлично выступили на презентации книги.

А я всю жизнь буду вспоминать полет Гальциной-Китри в «Дон-Кихоте». Возможно, сегодняшние Китри танцуют сильнее технически, как и всё, что делается сейчас не только в балете, но и вообще в музыке. Но яркость и душевная теплота танца Гальциной, ее прелесть снова и снова отсылают меня к той давней Китри. Современное музыкальное искусство за скорость исполнения иногда хочется сравнить со спортом. Для примера послушайте Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского в исполнении Вана Клиберна и любое его нынешнее исполнение. Сила и мастерство, на мой взгляд, не могут победить очарование Вана Клиберна.

Вернемся к литератору и историку балета Наталье Гальциной. В 2004 году вышла ее объемистая книга «Стоит жить» о легендарном директоре Музыкального и драматического театров Сергее Петровиче Звездине, человеке многих талантов. Сложная судьба героя проходит с 1924-го по 2004 год. Гальцина касается не только истории Музыкального театра с момента его рождения (1955 год), но и истории драматических театров Карелии. Так что две этих книги рисуют нам достаточно полную картину театральной жизни Карелии более чем за полвека. Разумеется, автор отдает предпочтение Музыкальному театру.

Не могу не вспомнить и другую монографическую работу, уже другого автора, – «Музыкальный театр Карелии» Юлии Генделевой (2009). Книга Натальи Гальциной «Автопортрет…» отлично отредактирована Юлией Генделевой. История, изложенная в этих трех книгах, сделала бы честь любому театру страны. Думаю, немногие провинциальные театры могут похвастать своими историками.

Наивысшая похвала «Автопортрету…». Книга на редкость богато оформлена фотографиями, расположенными точно по тексту (Издательство ПетрГУ, художник Н. Осипов). Текст легко и удобно читается – настолько, что самый ленивый читатель может пролистать книгу от корки до корки, изредка бросая взгляд на текст.

Я же, читая книгу, был счастлив встретиться с самой любимой балериной, которая является к тому же вдумчивым исследователем истории карельского театра.

 

Конкурс книжных рецензий #PROкнигу_XXI  проводят Петрозаводский Парк культуры и чтения и интернет-журнал «Лицей». Рецензии присылайте по 15 января на адрес: licey1991@gmail.com. Награждение лауреатов пройдет в Парке культуры и чтения  30 января 2018 года. 

Три лауреата конкурса получат сертификаты на приобретение книг в петрозаводском Парке культуры и чтения: 1 место – 3000 руб.; 2, 3 места – по 1000 руб.

Условия здесь