Главное, Новости, Образование, Хроника, Школа и вуз

Ведлозеро: не разъединять, а объединять усилия

Средняя школа в Ведлозере. Фото: elaigu.ru
Средняя школа в Ведлозере. Фото: elaigu.ru

Так будут или нет в Ведлозере закрывать старшие классы? Это одна из горячих тем последнего времени в Карелии. «Лицей» знакомит с позицией сторон конфликта и мнением эксперта о судьбе старших классов в сельских школах Карелии.

22 января газета Пряжинского района «Наша жизнь»  написала, что в редакцию обратился житель села Ведлозеро, который рассказал, что чиновники вопреки воле родителей хотят к следующему учебному году закрыть в местной школе 10-й и 11-й классы и возить старшеклассников на автобусе в Эссойлу по бездорожью.  Родители считают, что власть просто поворачивается к народу спиной: вместо развития села происходит ущемление прав его жителей.

Татьяна Сеппянен. Фото Марии Голубевой
Татьяна Сеппянен. Фото Марии Голубевой

Заместитель главы районной администрации Татьяна Сеппянен в свою очередь сообщила районной газете, что в школе уже второй год подряд очень маленький набор в старшие классы: в 10-м сегодня учатся четыре ученика, в 11-м трое и что это не очень эффективно как с педагогической, так и с экономической точки зрения. В этом учебном году в 9-м классе школы учатся 19 человек, и если хотя бы половина учеников примет решение продолжить обучение в 10-м, тогда набор в этот класс проводиться будет.

Конфликтная ситуация в Ведлозере привлекла внимание республиканских СМИ, ее стали бурно обсуждать и в соцсетях.  Поступили обращения в «Лицей» с просьбой осветить эту ситуацию.

«Лицею» Татьяна Сеппянен подтвердила, что десятиклассников продолжат учить в родной школе, если их будет достаточное количество. Это выяснится 1 марта, когда проведут мониторинг среди учеников 10-го класса и их родителей.

27 января. На вопрос корреспондента ГТРК "Карелия" к девятиклассникам, кто пойдет в 10-й класс, большинство учеников подняли руки
27 января. На вопрос корреспондента ГТРК «Карелия» к девятиклассникам, кто пойдет в 10-й класс, большинство учеников подняли руки

Татьяна Сеппянен поставила такой вопрос: «А скажут ли дети нам потом спасибо?» И пояснила:

— Два дополнительных года привязанности к семье и дому, наверное, не так важны для образования старшеклассника, как обучение в полнокомплектном классе с нормальной для подростка конкурентной средой. В Ведлозере сейчас в 11 классе три ребенка, а в 10-м четверо. Каково им будет потом в крупном городе, в больших студенческих коллективах, если поступят? Я сама много сил отдала на то, чтобы сберечь маленькие начальные и даже основные школы, но абсолютно не вижу смысла в том, чтобы консервировать старшую школу в таком виде. По-моему, отсутствие нормальной интеллектуальной среды ровесников вредит 15-16 летним детям больше, чем проживание в интернате соседней школы.

За комментарием «Лицей» обратился к Зинаиде Ефловойкандидату педагогических наук, заместителю директора, заведующей лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ. 

Ее мнение о том, что происходит в Ведлозерской школе:

«Ситуация полезна всем её участникам. Родители и старшеклассники задумались о соответствии старшей школы современным требованиям. Педагоги озаботились, надеюсь, тем, как учить старшеклассников и что нужно изменить в себе. Муниципальная власть убедилась, что сельскому сообществу не безразличны вопросы/проблемы образования. Хочется верить, что эта ситуация обозначит не только проблемы старшей школы, но и поможет в их решении, не разъединяя, а объединяя усилия всех заинтересованных в будущем ведлозерских выпускников».

 

Зинаида Ефлова не ограничилась комментарием по одному конкретному конфликту, а высказалась концептуально о том, какой должна быть старшая школа в современной сельской школе.

О старшеклассниках в сельской школе

Зинаида Ефлова. Фото Марии Голубевой
Зинаида Ефлова. Фото Марии Голубевой

Когда думаю о наших многочисленных малочисленных школах, меня особо волнуют старшеклассники этих маленьких школ. Некоторые из них приходят к нам в университет в качестве студентов и положительно отличаются от многих городских выпускников скромностью, учтивостью, особо почтительным отношением к преподавателям. Хорошие люди!  Однако нередки их уходы с вузовской дистанции. Одну из причин этого вижу в том, что несмотря на старательность и ответственность, сельским ребятам не хватает школьного багажа не только в виде предметных знаний и умений (что есть и у горожан), но и в умении учиться и жить самостоятельно: самостоятельно и быстро приспосабливаться к новым людям и обстоятельствам, самим решать постоянно возникающие проблемы, оперативно делать выбор и принимать решения.

Старшая школа в современной сельской школе… Какой она должна быть? Конечно, соответствующей действующим ФГОС. Давайте вчитаемся в требования стандарта в отношении результатов старшей ступени общего образования. Самое часто употребляемое понятие по поводу личных результатов – «самостоятельность», «само…». Выпускник должен быть готов и способен «к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни», по окончании школы он должен сделать «осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов».

Условия достижения этих результатов категорически отличают эту ступень общего образования от начального и основного. Старшая школа «по стандарту» должна быть ориентирующей в профессиональном выборе – профильной; школой множества вариантов и проб – социализирующей школой выбора. Причём, пробы (деятельность, дела) необходимы в разных ситуациях, в разных видах деятельности, в разных социальных контактах, прежде всего со сверстниками.

Психологи утверждают, что для нормального делового сотрудничества, в котором проявляется соревновательность, соизмеряются силы и проявляются потенциалы, нужна группа в составе 7+2 человека, то есть не менее пяти, а лучше более 10 человек. У нас в республике есть примеры, когда в 10-м или 11-м классах по 1-2 ученика. С кем они соревнуются-соизмеряются? Даже объединение старшеклассников в один класс-комплект (полное или частичное) не решает эту проблему. Да и не идут педагоги сельских школ на такое объединение, предпочитая обучать по старинке на традиционных уроках, пользуясь методиками обучения больших коллективов. Так педагоги учились сами, так их учили в вузе – так привычно…

Еще одно условие современной старшей школы – учитель-партнёр. То есть такой педагог, который не «обучает», не наставляет, не приносит информацию в готовом виде, а вместе с которым, в диалоге с которым, с признанием равенства каждого, старшеклассник (сейчас ему от 15 до 18 лет!) сам добывает знание. Знаю, что в больших школах есть негласное деление учителей на «младших подростковых», «старших подростковых» и «учителей старшеклассников». Там можно учесть особенности учителя и направить его для работы со «своим» возрастом, но в маленькой школе, где один учитель работает и с 5-м, и с 8-м, и с 10-11-ми классами, это невозможно. Вот и получается, что учитель поневоле приходит к усатым ученикам с лекалом методик для подростков и не понимает, почему его не понимают. А в итоге он или тормозит развитие юношества, оставляя его раннем подростничестве, или может «не повезти» детям младших классов.

Самое трудновыполнимое условие старшей школы на селе – предпрофильная подготовка (7-9 классы) и профильное обучение (10-11 классы). Здесь полная зависимость от ресурсов, которых не хватает, и от компетентности педагогов сельской школы, которые перезагружены разными предметами в разных классах. Профильный класс не открыть (это про ресурсы), индивидуальные маршруты профилизации в области математики, физики, химии, филологии… для будущих работников медицины, техники, агрономии, лесоводства… (это про компетентность педагогов) остаются мечтаниями. Школьные учителя «не тянут» углублённое обучение, а для дистанционного профиля в республике нет ни содержательной базы, ни нормативно-правовых обоснований.

В Карелии в сельской (негородской) местности нет ни одного (!) лицея, гимназии, школы с углублённым изучением предметов, подготавливающих к выбору актуальных для республики профессий. Потому и выбирают сельские выпускники учреждения профессионального образования «на глазок» или по принципу «куда смогу поступить». Сколько не свершившихся, потерянных возможностей, сколько несостоявшихся судеб! Разве сельская школа не должна нести за это ответственность?

Итак, старшая школа:

— много контактов с людьми разного возраста, обязательно, со сверстниками;

— много разных и современных технологий обучения с приоритетом диалога;

— много выборов областей знаний, учебных предметов, уровней обучения;

— много возможностей для самопрезентации и сравнения себя с другими – равными;

— много практики, видов деятельности, событий;

другой учитель – партнёр, наставник, коуч, модератор, тьютор, старший товарищ.

 

Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук,

заместитель директора, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ